Конечно, дело твоё и ты всё ещё можешь исполнить задуманное, но здесь не будет ничего о Господаре Валахии или инопланетянах. Перед тобой эталонный пример «жёлтого заголовка», где есть сенсационность, эклектизм и вопрос, на который читатель захочет получить ответ. В общем-то дело сделано, переход осуществлён, просмотр засчитан, больше нам от тебя ничего и не нужно, поэтому дальнейшее наполнение вторично. Тем не менее мы попробуем наполнить, а ты передай дальше, если понравится.
Сам термин «жёлтая пресса» появился в 1890-х, когда американское общество стали накачивать ксенофобскими настроениями по отношению к азиатам. Сегодня мы знакомы с их фобией по поводу «красной угрозы», но век назад угроза была жёлтой (yellow peril). На первых страницах популярных газет стал появляться ребёнок с выраженными азиатскими чертами лица и в жёлтой одежде, олицетворяющей Китай. Обычно ребёнок сообщал о каком-то событии в эпатажной форме, таким образом и сложились принципы «жёлтой журналистики», которые остаются практически неизменными по сей день.
Не вся американская журналистика жёлтая, но вся жёлтая журналистика американская— редактор New York Press Эрвин Вардмен, 1897 год.
Культура потребления информации
Современное общество нацелено на сверхпотребление не только материальных благ, будь то товары или услуги, но и на такое же чрезмерное потребление информации. Когда выдаётся свободная минутка, мы лезем в карман за смартфоном, быстренько листаем новостную ленту или стену любимого паблика. Вероятно, среднее годовое значение по количеству прочитанных символов превосходит этот показатель полувековой давности. Однако по среднему количеству прочитанных книг мы сильно уступим предкам. Совсем недалёким, нашим бабушкам и дедушкам, возможно, даже родителям. Всё дело в снижении качества потребляемой информации, хотя кто-то назовёт это изменением форматов.
От части дело действительно в изменении формата, что, в свою очередь, объясняется изменением ритма жизни. Книгу нельзя читать по 5 минут, потому что требуется погружение в атмосферу, подключение воображения. В противном случае чтение превращается в работу или какой-то челлендж ради галочки — вот, я прочёл. Современный человек привычен к информационному фаст-фуду, который подаётся в любом переулке интернета. Им можно перекусить буквально на ходу, не отвлекаясь от насущных мыслей, не тревожа дремлющий мозг. Качество данного продукта практически везде одинаково, пахнет как тухлая крыса и на вид немногим лучше. Поэтому независимые издания, группы в социальных сетях, блогеры, а в последнее время и действительно уважаемые СМИ, вынуждены конкурировать внешним оформлением и подачей — обложкой и заголовком.
Так происходит потому, что настоящая цель генераторов информации и операторов информационных потоков заключается не в информировании, а в привлечении аудитории. Им нужен не твой мозг, а только твои глаза. Каждая пара глаз, листающая статью о «Дракуле с инопланетянами», увеличивает стоимость рекламы. Такое положение можно считать недобросовестной эксплуатацией аудитории. Понятно, что клик по ссылке еды не просит и для тебя денег не стоит, но пропускная способность тоже не безгранична. Проще говоря, ты не можешь прочитать все статьи, просмотреть все мемы, прослушать все подкасты, отбросив хлам и оставив в памяти только нечто стоящее. В памяти останется именно то, что протиснется из глобального информационного потока через глаза в твой мозг. Из этого и будет состоять кругозор человека, его мировосприятие.Культ потребления: во что мы превратились и куда идём
Люди, мечтающие заколдовать мир назад
Когда-то мир был полон тайн, настоящих и больших, не то, что сейчас. Всевозможные божества регулярно беседовали с людьми, всюду жили невероятные создания вроде оборотней, гоблинов или циклопов. Для победы над ними требовалось овладеть магией, а самые дорогие сокровища хранились где-то на краю Земли. Достать их могли лишь наиболее отважные, храбрецы, не боящиеся соскользнуть с панциря гигантской черепахи. Потом пришла наука и всё разрушила, мир стал более упорядоченным и скучным, во всяком случае, в глазах среднестатистического человека. Мало кого интересуют тайны, разгадка которых не даст сиюминутного результата, никак не скажется на повседневной жизни, но потребует огромных усилий. Сражение теорий и формул смотрится не столь эпично, как схватка рыцаря с драконом.
От скуки люди ищут способы заколдовать мир обратно, придумывая эзотерические практики и заново открывая магию. Здесь дело не только и не столько в наивности, как в естественной тяге к открытиям, разгадыванию тайн. Если под рукой не оказывается доступной для понимания тайны, человек запросто её выдумает, а разгадав, может обрести своеобразный аналог счастья — блаженство. Поэтому убеждённого конспиролога или эзотерика невозможно переубедить, ведь отказ от принятых взглядов означает и отречение от счастья. На этой нехитрой формуле «не можешь победить — возглавь» паразитирует «жёлтая журналистика».
Если существует огромное количество людей, желающих разгадать тайны и через это почувствовать собственную особенность, появятся и продавцы избранности. «Жёлтая пресса» не может стоять на месте и в своей конкуренции должна постоянно желтеть ещё сильнее, таким образом масса снежного кома нарастает, втягивая всё больше случайных прохожих. В результате достаточно большое количество людей снова оказались в магическом мире, где они живут в окружении тайных обществ, борются против мирового правительства и пытаются заглянуть за край Земли.Ты в окружении 140-байтных людей
«Жёлтая журналистика» для бедных и необразованных
Иногда «желтуху» называют бульварными газетами, потому что они распространялись в людных местах по максимально низким ценам. Например, New York World, издаваемая Джозефом Пулитцером, стоила всего два цента, но имела аж 8 страниц, чем редакция и гордилась. При этом большую часть каждого тиража занимали всевозможные сплетни, скандалы, связанные со знаменитостями, кричащие заголовки и прочие гороскопы. Такие издания делали ставку именно на массового читателя, на представителей низшего социального класса. Едва ли воротилу c Wall Street или владельца фермы может заинтересовать подобное, а вот Джек — портовый рабочий, после смены за кружечкой пива с удовольствием прочитает эту газетёнку. Стоит-то всего пару центов за целых 8 страниц, которым позже найдётся вторичное применение.
Едва ли тут изначально были дурные намерения, ничего личного, так сказать — просто бизнес. Однако работает данный культурный феномен именно на то, чтобы бедные и необразованные оставались таковыми. Конечно же, не всегда, но в значительной мере уровень интеллекта и ширина кругозора связаны со степенью достатка. Человек с закольцованным на «желтухе» информационным потоком навсегда остаётся там, потому что утоляет информационный голод прежде, чем обратит внимание на нечто действительно важное. «Доширак» не слишком вкусен и уж точно не полезен, но съев его, ты уже не захочешь домашнего борща, потому что больше не голоден.
Вот и получается, что люди куда более ответственно относятся к своим желудкам, чем к мозгам. Бывает слышишь чей-то разговор, в котором обсуждается какая-то бородатая, самая нелепая байка и думаешь — троллят наверное, не могут же люди на полном серьёзе такое обсуждать? Вскоре выясняется, что могут, да ещё как, с настоящим упоением.
Ладно, если дочитал до сюда, то держи вознаграждение, возвращаемся к более важным вещам — Дракула и НЛО. Дело в том, что современные уфологи долгое время испытывали сложности в сражениях с пришельцами. Убить их сложно, часто невозможно понять живо существо или уже нет. Ситуация изменилась несколько лет назад, когда возле одной из предполагаемых гробниц Цепеша обнаружили фреску. На ней изображён монастырь и неопознанный летающий объект в форме диска. Это помогло выявить уязвимое место пришельцев, их нужно сажать на кол, чем и занимался оклеветанный ныне граф.