Образ жизни
02 февраля, 2015

Темное искусство убеждения Часть 2: «Принципы медиа-войны»

Информационное поле насытилось до предела, но продолжает расти, подтверждая известную фразу, что бесконечность не предел. Монитор компьютера становится иконой, а смартфон – продолжением руки. Мы тонем в глубоких океанах текста, изображений и видео.

В первой части статьи разоблачению подверглись приемы черной риторики – частые гости человеческого общения, новостного потока и декламированных мыслей наших современников. Теперь пришло время разобраться в принципах манипулирования, которые смотрят на тебя через экран, звучат по радио и привлекают внимание на билбордах.


«На каждой площадке со стены глядело всё то же лицо. Портрет был выполнен так, что, куда бы ты ни стал, глаза тебя не отпускали.» Дж. Оруэлл, «1984»

С развитием медиа-пространства манипуляции сознанием стали изысканнее, опаснее и злее. Нам хотят продать ненужный товар, всунуть идиотскую услугу или, что самое страшное, подменить наши ценности на противоположные.

Ты никогда не задумывался, почему одно популярно, а другое нет? Почему это – модно и круто, а другое – удел зануд?

На всех нас оказывается давление в большей или меньшей степени, но наши ценности и установки – следствие скрытого манипулирования. Наживки, которые мы с радостью заглатываем снова и снова, накрепко засели в сознании, и выкинуть их оттуда представляется затруднительной затеей.

Тем не менее, сдаваться рано. Существуют конкретные принципы, с помощью которых нас пытаются поймать на крючок. Знание этих уловок, понимание мотивов и скрытых целей манипуляторов – первый, но верный шаг на пути высвобождения сознания и проявления свой настоящей индивидуальности.

Так как же нас водят за нос?


«При правильном их применении слова способны быть всепроникающими, как рентгеновские лучи. Прочтешь – и ты уже пронизан и пронзен.» Олдос Хаксли, «О дивный новый мир»

1. Принцип первоочередности

Суть данного метода основана на специфике человеческого восприятия, которое устроено таким образом, что принимает на веру информацию, первой поступившую в обработку сознанием.
Подобный принцип достаточно успешно используется в политических технологиях, когда в адрес конкурента засылается некий обличительный материал (компромат), тем самым:

а) формируя у избирателей негативное мнение о нем;
б) заставляя оправдываться.

Это самый эффективный метод нечестной борьбы. Пока конкурент вязнет в оправданиях, его оппонент продолжает двигаться вперед.

2. Смещение акцентов

В данном методе происходит сознательное смещение акцентов, когда что-то не совсем желательное для манипулятора преподносится на заднем плане, зато на авансцене – необходимая, но ложная, либо малозначительная информация.
Например, таким образом можно создать обманное впечатление успеха или спрятать чей-то негативный образ за маской геройства или жертвенности.

3. Очевидцы событий

Всегда находятся якобы очевидцы, которые с необходимой искренностью сообщат вам информацию, заблаговременно переданную им манипуляторами. Таким способом легко выдавать желательное за действительное, особенно если речь очевидца будут сопровождать соответствующие логике повествования кадры.

4. Сияющие обобщения

Этот прием заключается в замене названия или обозначения определенного явления, идеи или группы людей более общим «именем», которое имеет необходимую эмоциональную окраску и вызывает соответственное отношение окружающих. Так происходит расклеивание «ярлыков», которые, кстати, прилипают намертво.

Все мужики – козлы! Все студенты – лентяи и нахлебники! Ну, ты понял, о чем тут речь.

5. Переориентация внимания

Используя данный прием, можно преподнести практически любой материал, не опасаясь его нежелательной (негативной) составляющей. Это становится возможным, исходя из правила переориентации внимания, когда необходимая для сокрытия информация как бы отходит в тень случайно высвечиваемых событий, служащих лишь приманкой для твоего внимания.

Другими словами, прием заключается в «засорении эфира», когда восприятие человека рассеяно и неспособно критически оценить событие.

6. Перенос или трансфер

Прямая наводка по твоим ценностям, чувак! Суть данного приема состоит в искусном, ненавязчивом и незаметном для большинства людей распространении авторитета и престижа конкретных явлений, событий или вещей.

7. Повторение лозунгов или шаблонных фраз

Главным условием эффективности этой техники является правильный лозунг. Краткое высказывание формулируется таким образом, чтобы привлекать внимание и воздействовать на воображение и чувства читателя или слушателя.
Чтобы никого не обижать, за примером шагнем в литературу:


«Свобода – это рабство. Война – это мир. Незнание – сила.» Дж. Оруэлл, «1984»

Манипуляции хитры, имеют множество источников и неисчислимое количество целей. Мы представили наиболее очевидные и популярные принципы скрытого воздействия, которые легко можно повстречать, даже не отходя от экрана ноутбука.

Добрый совет: старайся проверять получаемую информацию, если считаешь ее важной, критически оценивай любые высказывания или популярные тезисы, учись самостоятельно делать выбор, а не довольствоваться чужими мотивами поведения.

В любом случае именно тебе решать, кем быть: жертвой или героем.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: