Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Не бойся быть героем

суперменКаждый мальчик мечтает стать супергероем и знает, что костюм Человека-Паука ему можно будет надеть только на Новый год. Когда мы вырастаем, мы осознаем, что нет у нас никаких суперспособностей. Мы замечаем, что своей обыкновенностью отличаемся от этих героев из книг, комиксов и кино. В результате идея того, чтобы стать героем, кажется нам детской, неуместной для взрослого человека.

Да, возможно, в этом мире и нет злодеев с ярким гримом на лице или разъезжающих на черных сверхбыстрых автомобилях, но в нем все равно нужны героичные люди, которые могут побороть опасность и сражаться во имя добра.

В 1938 году, когда Супермен только появился в США, он на страницах комиксов боролся за социальную справедливость, мораль и против коррупции. Его создали, чтобы он защищал невинных людей, боролся с коррумпированным законодательством и даже домашним насилием — людям нужен был образец для подражания, пусть даже и не реально существующий человек.

В то время люди были деморализованы Великой депрессией, и Супермен был как раз тем самым героем, необходимым обществу. Он нужен нам и сегодня. Да, мы не должны бороться с несправедливостью, вламываясь в дом к высоким чинам, есть и другие способы борьбы, более доступные обычным людям. Однако для многих из нас даже повседневный героизм кажется таким же сложным делом, как и попытка обогнать несущийся поезд.

Что делает человека героем

Почему одни люди могут стоять и смотреть, как происходит несправедливость, в то время как другие обязательно вмешиваются и не могут стоять в стороне?

Двое исследователей, Зено Франко и Филлип Зимбардо, задались этим вопросом. Они также известны по Стендфордскому тюремному эксперименту, в ходе которого было установлено, что власть превращает хороших людей в тиранов с садистскими наклонностями. В ходе эксперимента студентов разделили на «заключенных» и «охранников» и заставили играть эти социальные роли. Эксперимент вышел из-под контроля: «охранники» слишком вжились в роль, стали с энтузиазмом наказывать «заключенных», были жестоки по отношению к ним. Однако выяснилось, что и в тюрьме существовали «добрые тюремщики». Они не оскорбляли «заключенных», как «злые охранники», но и не пытались препятствовать «злым», когда те совершали это. В результате они всё равно принимали участие в этих оскорблениях, допуская сам их факт.

Стендфордский тюремный эксперимент продемонстрировал, что в определенных обстоятельствах и под воздействием социального давления нормальные, адекватные люди могут делать такие вещи, о которых неприятно говорить. А еще он показал, что под воздействием определенных обстоятельств и социального давления люди могут бездействовать, когда это самое действие необходимо.

Такое часто случается. Уверен: каждый из нас может припомнить момент, когда он видел, что другому нужно было участие, но просто стоял и ничего не делал. Я признаю это. Я видел автомобильные аварии и просто проезжал мимо. А еще я видел, как с людьми несправедливо обращались, но ничего не сказал, потому что боялся пострадать от социального остракизма.

Спустя 40 лет после знаменитого Стендфордского тюремного эксперимента Зимбардо поставил перед собой задачу понять, как человек от трусливого бездействия переходит к героическому действию. Проанализировав большие и маленькие героические поступки, Зимбардо со своим партнером, доктором Франко, установил, что героические люди имеют надежное героическое воображение.

Как развить у себя героическое воображение

Согласно Зимбардо и Франко, героическое воображение — это «способность вообразить столкновение с ситуациями физического или социального риска; противостояние гипотетическим проблемам, которые вызывают эти ситуации, и рассмотреть свои действия в них и последствия этих действий». Это способность человека увидеть себя героем, увидеть себя способным на героические поступки, прежде чем возникнет необходимость этих героических поступков.

Ок, хорошо. Герои могут представить себя совершающими героические поступки. А можно ли родиться с героическим воображением? Если я родился без него, неужели я обречен на вечную трусость?

Зимбардо утверждает, что у отдельных людей есть естественная склонность к героическому поведению, но одновременно с этим у всех есть возможность поддерживать и развивать своего внутреннего героя. Это не статичная характеристика. В своей статье «Банальность героизма» Зимбардо предлагает пять шагов, благодаря которым мы можем развить в себе героическое воображение и быть готовым к действию, когда возникнет такая необходимость.

Вот эти пять черт характера, которые усилят твое героическое воображение и заставят действовать.

1. Замечай ситуации, которые могут потребовать героического действия. Каждый день у нас есть возможность постоять за кого-то и быть героем. Конечно, от нас не требуется сажать самолет или прыгать из машины на полном ходу, но мы можем быть героями, если поможем школьнику, над которым смеются хулиганы; остановимся, чтобы помочь водителю, у которого сломалась машина, и всё такое прочее. Чем больше ты совершаешь спонтанных героических поступков, тем выше шансы, что ты будешь это делать и дальше.

2. Не бойся конфликтов. Когда ты видишь ситуацию, которая требует от тебя действия, не пугайся, не стой в стороне из-за страха перед словами и действиями других людей. Настоящий мужик не заботится, если кто-то там расстроится или кому-то будет неудобно лишь потому, что он сделал что-то правильно. Не бойся стоять за свои принципы.

3. Представь альтернативные сценарии развития этой ситуации. Мы часто ничего не делаем, потому что не заглядываем вперед. Мы думаем о ближайших последствиях, а не о тех, которые ждут нас в долгосрочной перспективе. Конечно, ты можешь потерять работу, если уличишь нечистого на руку начальника, но это спасет компанию. Подумай, сколько людей не получат зарплату из-за его махинаций, скольких он обманет, если ты будешь и дальше молчать и смиряться. Спустя 20 лет ты будешь смотреть в зеркало с гордостью, зная, что поступил правильно.

Зимбардо также предлагает нам не только заглядывать в будущее, но и частично оставаться в прошлом. Почитай о жизни людей, которые в прошлом совершали героические поступки. Изучай их благородные поступки, развивай в себе качества и ценности, необходимые для героического воображения, которые вдохновят тебя на действие в случае такой необходимости.

4. Сопротивляйся соблазну рационализировать и оправдывать бездействие. Бездействовать легко, потому что это легко объяснить. Эффект стоящего рядом — простой пример тому. Он возникает в экстренных ситуациях, когда в одном месте присутствует много людей и никто ничего не делает, чтобы исправить ситуацию, потому что рационально считает, что это сделает кто-то другой.

Не будь таким человеком.

Вместо того чтобы искать бездействию какие-то оправдания, учись рационализировать действие. Вместо того чтобы думать «Я не буду ничего предпринимать, потому что об этом позаботится кто-то другой», начинай думать: «Я должен сделать это, потому что больше никто не сделает».

5. Верь, что люди ценят героические действия. Это напрямую вытекает из пункта, в котором говорится, что не надо бояться конфликта, возникающего из-за правильных поступков. Напротив, надо развивать в себе уверенность, что люди оценят наше проявление героизма. Твои действия могут сначала никому не понравиться, но в конце концов люди поймут, что к чему, оценят твои поступки по достоинству и признают тебя молодцом.

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)