1. Snake Rattle ’n’ Roll
Играть нужно было за змейку, которая жрёт какие-то шарики и становится чуть жирнее. Нет, это не мобильная классика от Nokia, а нечто куда более серьёзное. Помнишь такую — псевдо-3D на «Денди», изометрическая проекция? На выбор две змейки: Rattle (красная) и Roll (синяя). Ползаешь по запутанным уровням в поисках еды. При нажатии на одну из кнопок змея высовывала язык и могла схватить Ниббли Пиббли. Так на самом деле звали тех странных существ, похожих на шарики. Когда набираешь достаточный вес, можно активировать замок-весы, и дверь на следующий уровень откроется. Это была реально классная игра для своего времени.
2. Exolon
Есть немалое количество людей, для которых знакомство с миром компьютерных игр началось с игры про космонавта. Вид с боку, идёт он в скафандре с каким-то бластером, ещё на спине ранец, из которого вылетают ракеты. Суперхит для ZX-spectrum. Графика казалась фантастической, ведь использовались все 15 доступных цветов; детализация тоже отличная — враги разлетались на мелкие мерцающие пиксели. К тому же некое подобие нелинейности: некоторые экраны можно было пройти разными путями — сверху или снизу. Существует ремейк 2005 года с сильно переработанной графикой и звуком, но нетронутым геймплеем.
3. Prehistorik 2
Стартовый экран как мультфильм, сочные краски, джунгли, какая-то пещера и вроде даже звук птичьего щебетания. Хотя звук, возможно, был плодом фантазии. Двухмерный платформер для DOS в сеттинге доисторического мира.
Играть нужно было за мужика в леопардовой накидке и с огромной дубиной. С одной стороны, задача проста: найти зажигалку и пробежать уровень — дело на несколько минут. Но красочные плюшки, разбросанные всюду, которые можно было собирать ради очков, так манили. Это были всякие мороженки, торты, игрушки, огромные гамбургеры и даже целые холодильники. Чтобы собрать всё спрятанное на уровне и найти все секреты, приходилось тратить часы и даже целые дни. Но оно того стоило, игра почему-то притягивала. Это, кстати, была именно вторая часть. В первую ты вряд ли играл (она не получила популярности), а вот вторая нередко устанавливалась по умолчанию на ПК тех лет.
16 бит тому назад: 8 лучших игр четвёртого поколения
4. Paperboy
Снова изометрия — играем за разносчика газет на велосипеде. Набор возможностей предельно скуден: экран постоянно движется вперёд, игрок может лишь немного управлять направлением велосипеда и бросать газеты в почтовые ящики. Неужели это может быть интересно? Если играл в Paperboy — знаешь, что может, и ещё как. Ничем игра не выделялась — обычная графика, обычный звук, но был супернеобычный геймплей. Этим и брала, приковывая к экрану на часы.
5. PaRappa The Rapper
Помнишь игру на первой «Сони» в стиле South Park? Двухмерные персонажи, будто вырезанные из бумаги, много музыки, песен и танцев. Всё, что требовалось от игрока, — это вовремя нажимать кнопки на геймпаде, попадая в такт музыке. Был в игре и сюжет, конечно. Сначала мастер кунг-фу мистер Лук учил драться, потом нужно было сдавать экзамен на права. Вроде ничего особенного: какое-то индийское кино с постоянным плясками, так ещё и персонажи плоские, из бумаги. Но как-то всё было круто оформлено, ярко и необычно. Эта игра имела свою магию.
6. Wings of Fury
Возможно, в детстве ты любил бомбить острова и сбивать вражеские самолёты, хотя (более вероятно) так и не взлетел с палубы авианосца. Леталка-стрелялка, вид сбоку. Идёт 1944 год. Война с Японией на островах Тихого океана. Игроку доверяют управление самолётом Hellcat; на борту бесконечный пулемёт и небольшой запас дополнительного оружия (это могли быть ракеты, бомбы или торпеды). Когда игрок сближается с землей, игра показывает крупный план: самолёт несётся с бешеной скоростью над хлипкими постройками и десятками бегущих врассыпную солдат. Если набрать высоту, то план удаляется и игра обретает схематический вид — здесь врагами становятся вражеские самолёты. Если боезапас или топливо кончаются, нужно срочно возвращаться на авианосец. Посадка осуществлялась в ручном режиме, и это был настоящий ад.
9 самых влиятельных персонажей компьютерных игр
7. Ikari Warriors
Как «Контра», только не «Контра» и вид сверху. Тоже можно играть вдвоём (куча врагов), а ещё можно садиться в танки, собирая канистры с горючим. Правда, танк могли быстро вынести гранатами. Он начинал мигать — и значит, пора валить подальше, иначе мгновенная смерть. Впрочем, в «Икаре» смерть всегда была мгновенной: любое попадание — и ты труп.
Игра вышла на всех популярных в 80-х платформах, в том числе на Dos, ZX-spectrum и, конечно, «Денди». Оказывается, у главных персонажей были имена — Ральф и Кларк, а Икари — это название деревушки, которую нужно спасти. Одна из первых игр, которая использовала возможность перемещаться в восьми направлениях, то есть во все стороны, в том числе и по диагонали.
8. Power Blade
Игра на «Денди» со Шварцем в главной роли — была такая? На этапе выбора уровня нужно было ездить на крутейшем байке; после этого уже обычный 2D-платформер. Хотя не такой уж и обычный — это действительно была великолепная игра. Главный герой имел явное сходство со звездой боевиков начала 90-х. Действие разворачивается в 2191 году в колонии на новой Земле (где конкретно это находится — неизвестно). Из оружия есть бумеранг; дальность его броска и силу урона можно увеличивать, собирая бонусы. Кроме этого, можно находить специальные костюмы, дающие новые возможности вроде двойного прыжка или лазанья по стенам. В конце каждого уровня поджидает босс.
9. Into the Eagle’s Nest
Ещё одна суперпопулярная игра своего времени, портированная на все игровые платформы и получившая ремейк. Вид сверху. Вторая мировая. Играем за бравого американского спецназовца, который должен проникнуть в секретную нацистскую крепость «Орлиное гнездо». Нужно было расстреливать сотни нацистов, собирать ключи, искать офицеров и выбивать из них пароли. Суровость заключалась в реализме, относительном конечно. Была шкала жизней, она опускалась от 100 до 0; на протяжении игры можно было найти аптечки или еду, чтобы пополнить жизни. Но если очередная вражеская пуля таки доставала игрока и опускала уровень жизней до нуля, то всё, game over.