С чего начинается бизнес? Конечно, скажет каждый второй чувак, бизнес начинается с бизнес-плана. Этому учат каждого зеленого студента, который поступает на специальность, так или иначе связанную с предпринимательством. Так считает, в том числе, и профессор Б. Гартнер, который специализируется на управлении бизнесом, сидя в известнейшем университете Южной Каролины, который назван Клемсоновским. «Невозможно переоценить важность всестороннего и вдумчивого бизнес-плана», – скажет этот профессор своим студентам.
За и против
Однако, Уильям Байгрейв, почетный профессор колледжа Бабсона, в своё время занялся одним очень важным и показательным исследованием. Он несколько лет изучал работу своих выпускников, которые стали бизнесменами. И вот какой вывод профессор Байгрейв сделал: «Мы не смогли найти никакой разницы между теми выпускниками, которые начинали свою деятельность с прорабатыванием бизнес-плана, и теми из них, что не проводили такую работу». Другими словами, наличие бизнес-плана никак не влияло на конечный успех предприятия, что несколько пошатывает, согласись, устоявшееся мнение.
Впрочем, исследование нельзя назвать достаточно масштабным, для того чтобы иметь точное мнение на этот счёт, исходя из выводов Байгрейва. Вернёмся в этом случае к Гартнеру, ведь он тоже провел исследование на эту тему, причем изначально этот профессор стоял на позиции скептика. Он задействовал большой университетский ресурс и провёл опрос более чем 800 человек, которые находились в процессе открытия бизнеса. Выяснилось, что те из людей, которые имели бизнес-план, попадали в сам бизнес в два с половиной раза чаще. Остальные не доходили и до открытия. Это довольно мощный показатель, который не стоит игнорировать.
Далее последовали дополнительные опросы. Стало известно, что те из предпринимателей, что разрабатывают бизнес-планы, делают гораздо больше вещей, чем другие чуваки. И мы говорим прежде всего о настоящем исследовании рынков, подготовке прогнозов. Всё это крайне важно для старта бизнеса.
Снова передаём эстафету Байгрейву. Он продолжил анализировать своё исследование и выдвинул предположение, что преждевременное написание бизнес-плана – это пустая трата времени. Сначала нужно открыть двери для бизнеса, убедиться в том, что у тебя есть клиенты. Поговори с заказчиком и только потом начни думать о бизнесе – вот в чём его мысль.
Ментальное планирование, как считает Уильям Байгрейв, зачастую гораздо важнее, чем бесполезная дележка неубитого медведя. Позаботься о маркетинге, собери хорошую команду, прогнозируй. Главный план – это план в твоей голове.
Фактор денег
Фанаты и ненавистники бизнес-планов сходятся в одном: финансирование не может действовать без формального плана. Предположим, что компаниям, финансируемым из собственного кармана или усилиями семей, совершенно не нужен план. Однако если речь идет о венчурных фондах, коммерческих банках, обеспечении со стороны государства, взаимодействиях с кредиторами и инвесторами, то тебе потребуется бизнес-план.
Если ты хочешь быть ответственным предпринимателем, ты должен уметь показать свой проект инвестору таким, какой он есть на самом деле. Этого ждет от тебя любой человек, который спонсирует твоё дело, вкладывает деньги.
План должен предусматривать несколько вариантов развития событий. Привычный многим молодым предпринимателям план в розовых тонах должен служить вдохновением для спонсоров. Без него никто не обходится, и его стоит составить. По сути, это план того, как всё должно работать в лучшем случае. Потом слово за суровым реализмом, и его стоит проработать гораздо тщательнее. Ну, а дальше – аварийный сценарий, который учитывает многочисленные случайности. Неопределенность отпугивает инвесторов, а наличие плана на случай глобального звездеца окажет тебе добрую службу.
Тенденции
Есть некоторые правила в составлении бизнес-планов. Считается, что их объем должен быть 20-40 страниц чистого текста, однако практика показывается, что лучше писать гораздо короче. Достаточно 5-6 страниц, чтобы описать суть. Не стоит включать в текст цифры, которые ты не в состоянии мгновенно объяснить.
Инвесторы хотят меньше ненужной информации и больше документированных показателей. Электронные таблицы никого не впечатляют, считает Гартнер. Ну, создал ты таблицу с денежными потоками и предполагаемой прибылью. Всё это, если говорить начистоту, высосано из воздуха. Инвестору гораздо важнее видеть, что предприниматель изучил рынок, изучил свой продукт, он определил своих потенциальных клиентов, собрал способную команду, разработал бизнес-модель. Они хотят видеть действие. Современный бизнес-план – это, скорее, красочная и понятная презентация, чем толстая пачка белой бумаги.
Байгрейв говорит, что для бизнес-плана достаточно 20 слайдов презентации по 6-8 строк на каждом слайде. И это будет работать лучше, чем что-то другое.
Вывод и будущее
Впрочем, и обычные бизнес-планы не исчезнут. Дело в том, что институты, различные курсы по предпринимательству учат своих выпускников делать всё определенным, консервативным образом. Но подобные правила не всегда имеют отношение к тому, чего реально хотят инвесторы. Инвестор, быть может, один из самых субъективных людей в мире. Но раз студентов учат, то они и будут писать все эти громоздкие многотомники по поводу открытия небольшого производства.
Заметим, что написание бизнес-плана имеет ещё одну важную особенность. Сам процесс планирования подталкивает человека на то, чтобы начать бизнес. План вселяет уверенность в голову начинающего предпринимателя. Но не стоит тратить на него все свои интеллектуальные силы. Бизнес-план важен, но он не определяет успешность предприятия, а его толщина не делает ценность твоего проекта весомее, скорее, даже наоборот.
Комментарии
(0)