Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Страшно, вырубай: с чего начинались хоррор игры

Людям нравится бояться, мы любим испытывать чувство страха в тех случаях, когда можем его контролировать. От детской, но страшной сказки можно скрыться под одеялом, фильм ужасов можно поставить на паузу или просто закрыть глаза в самый пугающий момент, игру же можно просто выключить, заранее сохранившись, конечно же.

Появившись в конце 60-х, компьютерные игры развивались параллельно и так же быстро, как сами компьютеры. Они становились сложнее, глубже, красивее и вскоре доказали свое право считаться настоящим искусством наравне с кинематографом и художественной литературой.

Возникли разные жанры от вполне ожидаемых вроде гоночных симуляторов, тиров и бесконечных аркад до более необычных, смелых и даже скандальных экспериментов. Если читателя можно напугать буквами, а зрителя кадрами, то на игрока можно воздействовать тем и другим одновременно. К тому же геймер так или иначе всегда ассоциирует себя с протагонистом хотя бы потому, что управляет им, а не наблюдает со стороны.

У каждого поколения игровых систем и, соответственно, игроков были свои эталоны хорроров. Для одних это Silent Hill и Resident Evil, для других Dead Space и The Evil Within. Кто-то вырос на Clock Tower и Alone in the Dark, но началось все куда раньше, к этому и переходим.

Первая игра в жанре хоррор

Довольно сложно определить, какая же игра стала первым хоррором хотя бы потому, что на заре игровой индустрии жанры еще не имели устоявшихся правил и границ. К тому же, вне всяких сомнений значительная часть ранней библиотеки компьютерных игр утеряна без следа.

Вот, пример, Dracula Hunter 1979-го, возможно, та самая игра, что мы ищем. Сегодня во всем интернете невозможно найти Rom этой игры, его просто не существует, осталось несколько футажей и предложение о продаже начинки оригинального аркадного автомата в Японии. По геймплею это классическая аркада, напоминающая Battle City, вместо герба — спящая девушка, от которой нужно отгонять вампиров. В качестве оружия используется крест, летающий как бумеранг, всюду тьма и безысходность.

Впрочем, есть более однозначные и ранние хорроры. Дело в том, что большинство сложных жанров появились в качестве текстовых игр, так было с приключениями, квестами и, конечно, с ужасами.

Переносимся еще чуть дальше в прошлое, на дворе 1972 год. Грегори Йоб самостоятельно написал Hunt the Wumpus, хотя в те годы игры часто создавались одним человеком или совсем небольшой группой друзей. Вампус — это огромный и злой монстр, обитает в глубоких пещерах. В основе Hunt the Wumpus лежит механика настольных игр, лабиринт разбит на 20 комнат, каждая из которых имеет три прохода. В одной из комнат спит Вампус, цель игрока — убить монстра и не попасться в ловушки.

Так как игра текстовая, здесь особо-то и нечего показывать, кроме, может быть самого Вампуса в представлении своего автора — Грегори Йоба.

В том же году на самой первой консоли самого первого поколения Magnavox Odyssey вышел первый мультиплеерный хоррор Haunted House, но и с ним все не так просто.

Для игры все еще требовались карточки, что роднило ее с настолками, да и никакой графики не было. На экран телевизора надевалась специальная накладка, заменяющая эту вашу графику, сама же приставка только выводила несколько светящихся точек, вернее, квадратов. Звуковые эффекты должен был имитировать второй игрок, и это не штука.

Смысл игры такой: один игрок — сыщик, другой — приведение. Первый ищет улики, а второй старается подкрасться незаметно, чтобы напугать. Если приведение окажется достаточно близко к сыщику, игрок должен резко вскочить и страшно выкрикнуть «Бууууу!!!», потом они меняются местами.

Такие вот претенденты на звание первой хоррор-игры в истории, хотя здесь нужно отметить, что в своих исследованиях мы практически полностью игнорируем ранние японские игры. Там своя атмосфера, свои игровые системы и, к сожалению, свой язык, который не очень-то поддается «Гугл-переводчику».

Время первых: крах игровой индустрии 1983 года

Страшные лабиринты и нестрашные помотивчики

В начале 80-х появились 8-битные процессоры, консоли второго поколения и относительно доступные домашние компьютеры вроде Commodore и ZX Spectrum. От текста и прочих гибридных решений игры перешли к настоящей да еще и цветной графике. Здесь выделяются два наиболее популярных на тот момент поджанра хорроров: блуждания в схематических или псевдотрехмерных лабиринтах и игры по мотивам популярных фильмов.

3D Monster Maze впервые внедряет непобедимого монстра, который постоянно преследует игрока, как «Мистер Икс» из Resident Evil, только здесь это не мутант, а настоящий Тиранозавр. Сам лабиринт каждый раз генерируется случайным образом, хотя размер всегда составляет 16 на 16 клеток. По мере сближения игрока с динозавром игра нагоняет жути, выводя текстовые подсказки: Рекс сидит в засаде. Он вышел на охоту. Он заметил тебя, беги!

https://media.giphy.com/media/3ktHw5ii6Nhz696zkf/giphy.gif

Вышло несколько десятков подобных лабиринтов, в одних появилась возможность отбиваться от преследователя, в другие внедрили элементы головоломок, но визуально эти игры мало чем отличались. Во всяком случае, так кажется сегодня, хотя геймеры из начала 80-х наверняка бы быстро объяснили, в чем разница и почему одни векторы лучше других.

А теперь переходим к некогда великой и действительно ужасной Atari. Многие игровые издания считают первым хоррором Haunted House, вышедший в 1981 эксклюзивно для приставки Atari 2600. В общем-то, это тоже лабиринт, но двухмерный, при том мы все-равно не видим главного героя, вернее, видим, но только его глаза, поблескивающие в темноте.

Цель предсказуема — сбежать из особняка, не погибнув от атаки летучих мышей или пауков. В качестве слабой, но единственной защиты используются спички, что ненадолго освещает небольшую область.

Переходим к играм по мотивам фильмов. Первой из них стала «Челюсти», про ту самую акулу, вышла еще в 1975, но только на аркадных автоматах и не имели официальной лицензии. Впрочем, не удивительно, какая еще лицензия для игр в середине 70-х?

С другой стороны, менее чем через 10 лет все изменится и теперь для использования героев фильмов или литературных произведений уже будет нужна лицензия, вскоре появятся и возрастные ограничения.

Одной из первых игр, заставивших всевозможные комиссии по этике обратить внимание на всю индустрию, стала «Техасская резня», для все той же Atari 2600. Это был и первый реверсивный хоррор, где мы играли за «Кожаное лицо», бегая за жертвами, в том числе малыми детишками с бензопилой. Пожалуй, сегодня такая игра не могла бы поступить в официальную продажу, возмутились и в 1983.

В том же году вышла игра по мотивам фильма «Хэллоуин» и здесь все было попроще и более аркадно. Главный злодей Майкл Майерс носится с огромным ножом по дому, мы в роли няни должны спасать детишек. Однако аркадная судьба жестока, нередко в таких играх невозможно выиграть. Вот и в «Хэллоуине» предусмотрено всего две возможные концовки, Майк убьет кого-то из детей или няню, это произойдет неминуемо, а весь смысл игры заключается в наборе очков.

Компьютерные игры в СССР: смотри, во что играл твой батя

Что же Sega и Nintendo?

К выходу 16-битных консолей мир компьютерных игр превратился в настоящую индустрию мирового масштаба с уже устоявшимися правилами в виде возрастных рейтингов. Коммерциализация отношений между разработчиками, издателями и платформодержателями, где каждый стремился извлечь максимальную выгоду, сильно сузили пространство для экспериментов. Чистокровные хорроры перешли на MS-DOS и Amiga, консолям же достались компромиссные решения вроде того же Blackthorne. Геймплейно игра больше всего напоминает Flashback, но выглядит куда мрачнее, совсем не стыдясь проливать литры крови.

https://i.pinimg.com/originals/8f/39/a1/8f39a1c43ef77152511228b144048db7.gif

Переизданная The Immortal обзавелась крутыми сценами сражений, но все-таки оставалась скорее фэнтезийным RPG приключением, чем прямо-таки ужастиком. Впрочем, кое что настоящее вышло: речь идет об Clock Tower, ставшей эксклюзивом Nintendo.

Здесь настоящая классика, Дженнифер Симпсон — главная героиня, выросшая в приюте. Наступает счастливый день, когда ее берут в семью и не абы кто, а богатая пара, живущая в особняке. В первую же ночь девушке позволяют позвать и своих подруг, но вскоре выясняется, что семейка не так проста, а сам особняк хранит множество скелетов, буквально. На протяжении всей игры за Дженнифер гоняется мужик с огромными ножницами, которыми может перерезать девушку напополам.

Пиксели, живущие своей жизнью

Наконец, мы добрались до 5-го поколения игровых систем, имея в виду прежде всего PlayStation. Хотя хоррор Alone in the Dark, определивший направление жанра на 10 лет вперед, все-таки изначально вышел для DOS в 1992. Это произошло потому, что персональные компьютеры тех лет опережали игровые приставки примерно на целое поколение.

Сегодня Alone in the Dark смотрится весьма жалко, но стоит проявить уважение —  первым всегда тяжело. Не будет преувеличением заявить, что «Один в Темноте» ползал, чтобы «Резидент» смог бегать. Механики, заложенные в 1992, будут копироваться и полироваться на протяжении двух следующих поколений.

Без Alone in the Dark не было бы Resident Evil, Dino Crisis, Silent Hill, Parasite Eve, Fear Effect и еще десятка подобных игр, переплетающих жанр хоррор с крестом, создавая тот самый классический «Survival horror».

Сегодня в инди-сегменте становится популярной стилизация под ранние 32-битные проекты. Все дело в ограничениях железа того времени, которое, тем не менее, очень хотелось обойти разработчикам. Игры уже могли становиться полностью трехмерными, но персонажи состояли из нескольких геометрических фигур.

Впрочем, это полбеды: из-за особенностей архитектуры PlayStation 1 часто, точнее, почти всегда и в любой трехмерной игре можно было заметить, как стены, пол, отдельные объекты будто живут своей жизнью. Спрайты и полигоны растягивались, некоторые могли просто пропадать, другие меняли цвета или бешено дергались. Тогда на это закрывали глаза, «некс-ген» же, полное 3D, о чем еще мечтать? Сегодня та же Nightmare Creatures или первая часть Silent Hill смотрятся даже страшнее, вернее, более крипово. Эти дергающиеся стены, двери и полы создают дополнительную атмосферу, подчеркивая происходящее вокруг безумие.

7 новых игр про зомби, которые выходят в 2022 году

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)