На пике своего развития спартанская армия была самой доминирующей и опасной военной силой в Древней Греции, и вся ее доблесть опиралась прежде всего на воинскую стратегию, которая включала в себя тренировку как ментальной силы солдата, так и его боевых качеств. Сегодня мы проведем краткую, но увлекательную экскурсию по основным тактическим принципам, которые позволили этим воинам сражаться столь яростно и оставаться непобедимыми.
Сила внешнего вида
Спартанцы не только обладали высокой боевой подготовкой, чтобы поддержать свою репутацию грозных воинов, но они укрепляли этот статус и своим внешним видом, который соответствовал их внутренней силе.
Спартанские воины были одеты в алую тунику и накидку (последняя снималась перед битвой), ибо, по словам Ксенофона, этот цвет считался «менее женственным и больше подходящим для войны». Это заявление породило, в свою очередь, апокрифическую идею о том, что выбор красного цвета связан с тем, что на его фоне была не видна кровь спартанца.
Одежда и экипировка спартанского воина работали ему на пользу двумя способами: 1) это позволяло самому солдату чувствовать себя более уверенным, непобедимым и свирепым; 2) наводило страх на его врага.
Сила внешнего вида спартанца ослабляла вражеский настрой еще до того, как начиналась битва, и дополняла его непобедимый образ, который шел впереди самой спартанской армии.
Постоянная занятость
Перед боем спартанские воины укрощали свой страх, занимаясь различными делами и физическими ритуалами. Во время похода они читали сами себе стихи древнегреческого поэта Тиртея, выученные еще в юности. В дни, предшествующие битве, спартанцы тренировались перед завтраком, затем продолжали военную подготовку после еды, а во второй половине дня занимались физическими упражнениями и участвовали в спортивных состязаниях. В моменты отдыха солдаты полировали свои доспехи или точили оружие.
Воин должен быть почтительным
Спартанцы были чрезвычайно благоговейными людьми. «С раннего возраста, — пишет Павел Рахе, — они были пропитаны страхом перед богами настолько мощным, что это отличало их от других греков. Во многом благочестие послужило «основой спартанского морального духа»».
Перед началом каждого похода спартанцы советовались с оракулами, приносили жертвы, внимали религиозным приметам. За каждое неправомерное решение накладывалась санкция или порицание жрецов. Известно, что именно из-за религиозного празднества спартанцы с задержкой прибыли на Марафонскую битву, и по схожей причине Леонид отправился в Фермопильское ущелье лишь с передовым отрядом собственной охраны, а не целой армией.
Благоговение спартанцев можно было бы назвать суеверием, но его можно также назвать и смирением — осознанием и уважением сил судьбы, которая в конечном счете, независимо от боевой подготовки и мужества, может повлиять на исход любой войны.
Выносливость — основа силы
В фаланге во время битвы ловкость, скорость и сообразительность были не так важны, как стойкость и выносливость. Линия отряда гоплитов оказывала давление на врага своими щитами, стремясь вытеснить противника или пробить брешь в его построении. Добродетелями, в которых спартанец больше всего нуждался в подобные моменты, были преданность, дисциплина и стойкость. Именно эти качества являлись наиболее важными, чтобы сохранять прочность собственной фаланги и не позволить врагу ее разрушить. Мужество, конечно, также было необходимо, но не то мужество, что заставляло бросаться в бой без страха смерти, а то, что позволяло проявлять стойкость даже в самые тяжелые моменты.
Говорить (и думать) лаконично
Спартанский философ Чилон однажды сказал: «Меньше — значит больше», и это было основой лакедемонской культуры с ее городской архитектурой, гражданской одеждой и образом жизни. Действительно, «спартанец» сегодня — это дескриптор, синоним простоты, строгости и аскетизма.
Принцип «меньше — больше» распространялся и на лексические привычки спартанцев, которые применяли минималистский подход к речи, который мы называем «лаконичным». Говорить было принято лишь тогда, когда информация действительно являлась важной. И даже в этом случае речь должна была быть короткой и содержательной. Как говорили сами спартанцы, их слова «необходимо было затачивать так же остро, как и боевые копья перед походом».
Есть легенда, согласно которой Филипп II (отец Александра Македонского) послал спартанцам сообщение: «Если я войду в Спарту, то сотру ее с лица земли». На что спартанцы в ответном письме отправили ему лишь одно слово: «Если». И, конечно, нельзя не упомянуть знаменитый ответ Леонида на угрозу персов о том, что их стрелы своим количеством затмят солнце: «Значит, мы будем драться в тени».
Подобная лаконичность была целесообразна и во время сражений. Так, в атмосфере хаоса было гораздо проще отдавать приказ и четко доводить до сведения солдата определенную информацию.
Комментарии
(0)