Современное искусство: почему «мазня» стоит так дорого

Константин Жидов
Октябрь 15, 2018
2k
2
Культура
в избранное
Рынок современного искусства пополняется каждый день, а цены на картины продолжают расти. Но картины — это слишком громко сказано. По мнению большинства, шедевры нового времени больше похожи на мазню. Если так, то возникает вполне логичный вопрос: почему полотно, которое напоминает хаотичные каракули трехлетнего ребенка, выкупают на аукционах за баснословные деньги? И ладно бы это были редкие работы, например Матисса или Ренуара. Но нет же, активно скупается то, что производится сегодня. Конечно, о классике тоже не забывают, уделяя ей должное внимание, но все же отдают чересчур большее предпочтение чему-то новому и непонятному. Мы объясним тебе, почему современное искусство в тренде и зачем за него переплачивать.

Вклад в будущее

Начнем с того, что выясним, кто готов выкладывать за откровенную мазню огромные суммы. Это по большей части люди, у которых денег не счесть: миллиардеры, искусствоведы, потомственные акционеры каких-нибудь крупных компаний. В общем, круг лиц тебе более-менее понятен. Зачем они это делают? Оттого, что им больше некуда деть свои сбережения? Вовсе нет. Как и любые другие предприниматели, эти люди действуют по принципу действенного капиталовложения. Многие сегодня перечисляют свои деньги не только на благотворительность, но еще и на разные стартапы, которые в будущем могут принести им прибыль. Так вот, искусство тоже что-то вроде стартапа. Но как и каждому начинанию, не всем картинам удастся выстрелить, по крайней мере сразу. Может, получится лет через 20—30; возможно, на это уйдет больше времени, а может, и вовсе никогда. Никто не может быть уверенным в том, что не прогорит. Но опытный предприниматель всегда готов к неожиданностям, не так ли?

Исключительность

Но люди готовы переплачивать не только за новую школу, но и за старую, устраивая охоты за картинами супрематиста Малевича или абстракциониста Ротко, чьи работы для многих тогда и сейчас также остаются мазней. Так, например, десять лет назад холст с цветными квадратами и прямоугольниками первого был куплен за 60 миллионов долларов. Люди готовы платить свои деньги за исключительные вещи, которые существуют в единственном экземпляре. Ведь так тешит самолюбие обладание чем-то, что есть только у тебя единственного.

Почём нынче искусство?

Должно быть

В наше время не только картины продолжают появляться каждый день, но и музеи, где их будут хранить. В большинстве своем такие хранилища десятками возникают на Ближнем Востоке, куда шейхи и султаны вывозят европейское искусство. И, естественно, есть фамилии, без которых их музей полноценным считаться не будет. В связи с этим цены на картины этих авторов растут, а ценители с Востока готовы платить столько, сколько с них потребуют, ни капли не смущаясь заявленной суммы, так как то или иное полотно непременно должно быть у них в руках.

Кстати, подобными покупками владельцы музеев и частных галерей выполняют две полезные функции одновременно. Первая — это просветительская, этакий духовный альтруизм по отношению к своим согражданам, благодаря которому они смогут приобщиться к прекрасному. Вторая — рекреационная. Если из подобного музея удастся создать национальную достопримечательность, возрастет приток туристов, желающих приехать и лично на это посмотреть. Как-никак, а страна в долгу не останется.

Новизна

Как ни удивительно, но и этот фактор тоже учитывается. Казалось бы, чем еще можно удивить современного человека? Однако авторы все равно находят новые и новые подходы, набивая цену своим работам за новаторство. И если к картинам за огромные суммы мы привыкли, то в наше время готовы покупать даже фотографии. Даже самые банальные. Так, самой дорогой фотокарточкой на данный момент считается произведение Андреаса Гурски «Рейн 2», которую автору удалось продать за 4,3 миллиона долларов. Чудеса, да и только.

У кого больше?

Как мы уже говорили, большинство из тех, кто собирает произведения искусства, — миллионеры и миллиардеры. Часть из них прекрасно разбирается в том, что покупает, не забывая и о собственных, не только духовных интересах. Другая часть абсолютно ни черта не смыслит в том, что висит перед ними. Однако это не мешает им с удовольствием посещать различные аукционы и выкладывать огромные деньги, которые простому смертному могут показаться глупой выдумкой. Зачем они так делают, если все равно ничего не понимают? Работает соревновательный фактор. Легкое (иногда не очень) соперничество в таких кругах все равно имеется. И главное, как в свое время писал Виктор Пелевин в романе «Generation П», — показать, что денег у тебя больше, чем у твоего конкурента. У Пелевина снимали низкокачественную рекламу. Считалось, что чем реклама хуже и дороже, тем больше будут уважать того, кто за нее платит. Здесь все работает точно так же: чем больше картина выглядит как мазня, тем лучше для того, кто ее купил.

Поэтому, если вдруг ты где-то увидишь картину, которую выставили за большое количество бабла, не спеши брызгать слюной и отворачиваться. Вдруг в твоем кошельке завалялась пара лишних миллионов. Инвестируй в искусство — не прогадаешь.