Когда затрагивается тема философии, в голове сразу всплывают имена великих исторических фигур. Аристотель и Сократ, Иммануил Кант и Фридрих Ницше, Жан-Жак Руссо и Рене Декарт. Кажется, что философия остановилась, ведь все глобальные темы были подняты века, иногда и тысячи лет назад. Это представление не вполне верно. Можешь убедиться сам, ознакомившись с важными идеями, которые появились в последние пятьдесят лет.
1. Рациональная и политическая справедливость (Джон Ролз)
В 1993 году Джон Ролз издал труд «Закон народов». Книга предлагает справедливую политическую систему, которая может быть интегрирована в международное право. Акцент ставится именно на людях, народах, а не государствах. Это и должно стать фундаментом для построения достойного и справедливого общества. По словам Ролза, народ состоит из всех индивидов, включенных во внутреннее взаимодействие. Конституционное демократическое правительство служит во имя фундаментальных интересов общества, то есть, прежде всего, выстраивает справедливую систему взаимоотношений. Граждане должны быть объединены общими симпатиями друг к другу, к системе и стране. Человеческая мораль всегда оказывается выше, чем интересы отдельных групп или государства.
Выделяется семь основных принципов справедливости, которые дают представление о том, как народы могут заменить государства и стать субъектами мировой политики:
— Народы свободны и независимы — эти качества должны уважаться всеми.
— Народы обязаны соблюдать договоры и взятые обязательства.
— Все народы равны и являются участниками международной политики.
— Народы обязаны соблюдать принцип невмешательства в дела других народов.
— Народы обязаны уважать общепринятые права человека.
Народы обязаны помогать другим народам, живущим в неблагоприятных условиях, которые не позволяют построить справедливое общество.
Народы имеют право на самооборону, но не имеют права разжигать войну по причинам, отличным от самообороны. Ведя любую войну, народы обязаны сохранять гуманность и соблюдать определенные ограничения.
В своей книге Ролз подробно описывает каждый из принципов, приводит исторические или теоретические примеры того, как они могут применяться на практике. Однако последний пункт является для автора глубоко личным. Джон побывал в Японии вскоре после окончания Второй мировой. Он был потрясен последствиями от ядерных ударов и посчитал, что спасенные жизни американских солдат, которым не пришлось штурмовать острова, не могут быть оправданием случившемуся. Поэтому он уделяет много внимания вопросу защиты гражданского населения во время любых вооруженных конфликтов.
Культурные явления, вызванные существованием ядерного оружия
2. Права животных (Питер Сингер)
В 1975-м вышла книга «Освобождение животных», автором которой является Питер Сингер. Ссылаясь на утилитарную этику, согласно которой мы должны стремиться к максимизации удовольствия и минимизации боли, Питер указал на положение животных. По мнению философа, данные принципы обязательно нужно применять и к животным, в противном случае мы никогда не достигнем внутренней гармонии. Жестокость по отношению к животным ничем не отличается от жестокости по отношению к себе подобным. Она остается жестокостью, проявлением бесчеловечности.
«Боль — это боль, — говорит Питер Сингер. — Твоя, другого человека или любого живого существа». Людям следует воздержаться от причинения боли животным, причем речь идет не только про физическое воздействие. Исследование последних десятилетий говорят о том, что многие животные разумны. Они испытывают страдания от содержания в неволе или насильственных действий вроде выступлений на потеху публике. Естественно, следует свернуть и эксперименты на животных. Нет сомнений, что все животные заявили бы о подобном сами, но они не могут, поэтому это должен сделать кто-то из людей.
3. Мемы как гены (Ричард Докинз)
Ричарда Докинза можно назвать философом от науки, известного, в первую очередь, благодаря своим работам в биологии. В книге 1976 года «Эгоистичный ген» автор развивает идею, согласно которой гены «запрограммированы» быть эгоистичными и это состояние является нормой. Альтруизм, самопожертвование препятствуют самовоспроизводству. Проще говоря, без эгоизма мы бы так и остались примитивными существами. Впрочем, Докинз переворачивает и само понятие альтруизма, называя его проявлением корысти. В качестве примера приводится взрослая антилопа, выпрыгивающая перед львом. Она готова жертвовать собой, то есть одной жизнью, ради потомства — многих жизней. Это выгодно для стаи и вида в целом. К тому же в случае бездействия детеныши гарантированно погибнут, а взрослая особь имеет шансы на спасение. Может быть, ей удастся убежать от льва.
Позже Ричард Докинз выдвигает концепцию мемов, рассматривая их как культурные единицы, способные самовоспроизводиться так же, как гены. Мемы подвержены принципу естественного отбора, могу мутировать, изменяться, подстраиваясь под окружающую среду. Сегодня мы наблюдаем этот процесс в интернете. Успешный мем обладает устойчивостью и потому распространяется через коллективное сознание. За это не нужно платить, и такое невозможно запретить. Одна и та же картинка с немного измененными надписями может блуждать по Сети годами. Впрочем, мем необязательно является изображением. Это элементарная частица культурной информации, которую можно дешифровать, получив более объемный смысл или идею.
Что думали о смерти знаменитые философы
4. Гипотеза Геи (Джеймс Лавлок)
Кажется, что эта идея стара как мир. Так или иначе она затрагивается во множестве книг, фильмов или игр в жанре фэнтези. Однако комплексная гипотеза сформировалась только в 1979 году, когда вышла книга «Гея: новый взгляд на жизнь на Земле». Джеймс предлагает взглянуть на планету как на саморегулирующуюся единицу, состоящую из огромного множества деталей, взаимодействующих друг с другом. Он не наделяет Землю сознанием, не называет пристанищем душ, но проводит параллели с живым организмом и единым телом.
Некоторые ученые считают, что Джеймс Лавлок изобрел новую религию, не имеющую отношения к науке. С другой стороны, мы же точно знаем, какие тесные взаимосвязи имеются между океаном и атмосферой. Эти связи оказывают влияние и на живые организмы, выходит, как минимум крупица здравого смысла в этой концепции есть. Сторонники гипотезы Геи утверждают, что современная цивилизация разрушает весьма хрупкий баланс, мешая планете саморегулироваться. Если человечество не пересмотрит своего отношения к Земле, то она может запустить более радикальные процессы, отрегулировав численность населения людей.
5. Животная культура (Мэри Миджли)
Считается, что культура является уникальной особенностью человеческого вида. Собственно, с ее помощью мы и выделились из животного состояния, став людьми. Исходя из этой позиции, следует сделать важный вывод: культура возникла неестественным образом. Это феномен, случайность, дар или проклятие. Мэри Миджли оспорила данный тезис в книге «Звери и люди», развивая свои идеи на протяжении сорока лет.
Миджли считает, что культура развивается как часть органического эволюционного процесса и присуща не только людям, но и животным. Разница в том, что наш мозг эволюционировал в намного более сложную форму, чем мозг любого животного. Тем не менее передача приобретенных норм поведения замечается и у других живых организмов. Чаще всего это связано с физическим выживанием. Например, снежные обезьяны в Японии учат своих детенышей греться вблизи вулканических ванн. Косатки выбрасывают свое потомство на берег, пытаясь приучить их к охоте на морских котиков. Эти «знания» потом передаются и следующим поколениям, становясь нормой.
Существуют и более удивительные примеры, связанные с птицами. Их пение можно считать формой искусства. При этом один и тот же вид, проживающий на разных изолированных островах, вырабатывает уникальную «песню». Она распространяется в рамках отдельной группы, становясь их культурной особенностью. Идеи Мэри Миджли заставляют взглянуть на животный мир и человеческую природу под несколько иным углом.
Как научиться самопознанию: 10 советов от греческих философов