Маркетинг — невероятно сильная штука. Сами того не замечая, мы начинаем верить в выдуманные производителями советы по здоровью и находить у себя несуществующие болезни. Производственный маркетинг устрашающе хорош, особенно когда дело доходит до здорового питания. Увлечение суперфудами, полезными добавками, быстрыми витаминными завтраками только на руку производителям. Некоторые советы, придуманные маркетологами, стары как мир, но в них почему-то до сих пор продолжают верить.
Нужно пить 8 стаканов (или 2 литра) воды в день
Ты наверняка слышал, что шесть или восемь стаканов воды в день помогут тебе сохранить бодрость тела и духа. Возможно, и мы об этом когда-то писали. Также ты наверняка слышал, что вода помогает очищать организм от токсинов, а также что она полезна для почек. К сожалению, ни одно из этих утверждений не является до конца верным, и миф о том, что нужно выпивать два литра воды в день, исходит из непонимания фундаментальных принципов физиологии.
Безусловно, вода необходима для жизни, и мы, люди, не можем обойтись без неё. По сравнению с большинством животных, мы являемся одними из самых неэффективных водных существ на планете. Причина в том, что мы теряем довольно много жидкости и наш организм не умеет грамотно распределять её. Человек теряет часть воды в виде водяного пара при выдохе, в виде пота и непосредственно после каждого похода в туалет. В общей сложности это примерно 500–1 000 мл воды ежедневно. Так откуда же произошла идея о восьми стаканах воды?
Этот миф был придуман в 1945 году Советом по продовольствию и питанию США, который рекомендовал выпивать 2,5 литра воды ежедневно. Но как часто бывает, такие советы не имели реальных исследований, а также в рекомендации говорилось, что часть потребляемой воды можно получить из пищи. Например, из фруктов и овощей, сока или нескольких чашек чая.В твоём организме есть отлаженный механизм, который в случае реального недостатка воды обязательно сообщит тебе об этом. Проще говоря, ты почувствуешь жажду. Пить воду, безусловно, необходимо. Но нужно всё делать в меру.
Так, в журнале Runner’s World в 2009 году под видом научной статьи была опубликована реклама питьевой воды по заказу компании Gatorade, производящей изотонические напитки для спортсменов. В ней рассказывалось о том, что люди должны пить воду чаще, чтобы предотвратить обезвоживание и не ждать наступления жажды. Производители напитков пытались внушить покупателям, что организм сам не сможет подать сигналы о недостатке воды, и поэтому пить воду необходимо как можно чаще.
Переизбыток воды крайне вреден для организма человека. Главная функция почек состоит в том, чтобы сохранять баланс между выделяемой и потребляемой жидкостью. Если потребление воды в разы превышает её потерю, то начнутся отёки. Так, именно отёки ног указывают на то, что в твоём организме имеются неполадки с распределением воды. С этой же проблемой могут столкнуться люди с сердечной недостаточностью или болезнями почек. Учёными было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что переизбыток воды усиливает нагрузку на почки, а в некоторых случаях приводит к ухудшению их работы.
Нет никаких реальных исследований, доказывающих, что вода выводит токсины. В день почки фильтруют около 180 литров крови . Учитывая то, что в организме взрослого человека находится пять литров крови, ежедневно почки фильтруют твою кровь аж 36 раз!
Завтрак — самый важный приём пищи
И действительно, завтрак важен. Как и любой другой приём пищи. Американские учёные исследовали 50 000 человек в течение семи лет и выяснили, что люди, которые не пропускали завтраки, чувствовали себя более здоровыми и активными. У них снизился уровень сахара в крови и нормализовался вес. Ранний приём пищи снижает уровень кортизола (гормон стресса) в крови, который в опасном количестве вырабатывается в утренние часы, а также помогает лучше справляться с умственной и физической работой.
Завтраки помогают людям относиться более ответственно к своему питанию и грамотно формировать режим дня. Но в том, что завтрак — это самый важный прием пищи, наука не так уверена. Тим Спектор — профессор генетики в Королевском колледже Лондона и автор книги «Миф о диете: настоящая наука о том, что мы едим» — пишет:
«Завтрак не имеет особого значения — кроме того, что вы едите в первый раз после долгого поста (т. е. сна), когда метаболизм работает в лучшем виде. Конечно, производители сухих завтраков скажут иначе».
Правда в том, что не все продукты одинаково полезны, даже если их употребление приходится на утренние часы.
Например, кукурузные хлопья. Производители заявляют, что это идеальная еда на завтрак. Их приготовление занимает считанные минуты: залил молоком — и готово. Они богаты витаминами и клетчаткой, а еще они очень вкусные и нравятся детям. Хлопья попали на столы американских домохозяек еще в 1906 году, но само изобретение хлопьев — это чистая случайность.
В 1894 году Уилл Келлог и его эксцентричный брат доктор Джон Келлог устроились работать в оздоровительный санаторий при организации Адвентистов седьмого дня. Братья придерживались вегетарианства и увлекались различными оздоровительными диетами, как и многие американцы того времени. Джон Келлог на правах врача экспериментировал с рецептами для пациентов санатория, стараясь сделать блюда более простыми, но сытными и полезными.Однажды, изобретая новый вид хлеба, доктор забыл на ночь ведро с замоченной пшеницей. Выкидывать продукты в те времена было делом постыдным, и Джон решил пропустить пшеницу через пресс, а затем пожарить её. Продукт получился на удивление вкусным.
Братья сразу поняли перспективу нового лёгкого завтрака и для удешевления производства стали использовать кукурузу. Они сразу же запатентовали свою находку и открыли фабрику имени себя — Kellogg.
Рекламная кампания по продвижению продукта была нацелена на детей и женщин. В хлопья добавили сахар для большей привлекательности, что значительно снизило их полезность. А на красочных разворотах женских журналов под видом врачебных статей рассказывалось о невероятной пользе и удобстве готовых завтраков. Успешная реклама привела к тому, что фабрика Келлога стала выпускать по миллиону пачек в день.
Хлопья Kellogg до сих пор остаются одним из самых популярных готовых завтраков в мире, но польза их значительно преувеличена. Большое количество быстрых углеводов вызывает мгновенное насыщение, но из-за лёгкой усвояемости так же быстро вызывает и чувство голода.
4 здоровых завтрака для тех, кому уже всё надоело
Авокадо — суперфуд
Поджаренный тост с авокадо, лососем и сливочным сыром, казалось бы, идеальный перекус. Авокадо — кладезь незаменимых аминокислот и витаминов, и поэтому любое блюдо с ним становится полезнее. Авокадо — настоящий боец за здоровье диабетиков и раковых больных. Действительно, чем не суперфуд? Но исследования ученых показывают, что с этим фруктом не всё так просто.
Этот фрукт небезосновательно считается полезным для человека. Он снижает холестерин, нормализует работу сердца и уменьшает количество сахара в крови. Калорийность авокадо в два раза выше, чем у спелого банана. Несмотря на то, что авокадо — самый сытный фрукт в мире, необходимо соблюдать особую диету, чтобы получать с пищей все необходимые микроэлементы.
Авокадо не просто так стал одним из самых популярных фруктов. Всё благодаря общественному движению 1980-х против жирной пищи. Отцом антихолестеринового движения стал американский ученый Ансель Кис. Он считал, что жирная пища ведет к ожирению, и, не имея никакой доказательной базы, продвигал эту мысль в массы.
Всё дело в том, что продукты с большим содержанием сахара в те времена продавались успешнее. Компании платили ученым за приписывание продуктам мифически полезных свойств, а следовательно, и за их продвижение. Антихолестериновая пропаганда скрывала от людей реальный вред сахара. Вред жирной пищи осветил даже журнал Time в 1984 году.
Тут стоит упомянуть и авокадо. Взгляд маркетологов пал на этот фрукт неспроста. Авокадо стало альтернативой жирной пище, и с появлением новых торговых связей именно оно превратилось в продукт, который подходит производителям и по содержанию полезных веществ, и по необычному внешнему виду, и по способу его выращивания.Грамотная работа маркетологов Hill & Knowlton сделала своё дело. В 90-х они запустили рекламную кампанию с чашкой гуакамоле на Суперкубке. Так авокадо обрело бешеную популярность не только среди футбольных болельщиков, но и по всему миру.
Сегодня в каждой второй статье о здоровом питании можно встретить рекомендации употреблять авокадо. Тем не менее он не панацея от всех болезней, а его стоимость весьма завышена. Более того, для выращивания авокадо, популярность которого только растёт, вырубаются леса, расходуется большое количество воды и используются химикаты. Всё это вредит экологии.
10 000 шагов как панацея для похудения
Шагомер в фитнес-браслетах или смарт-часах призывает тебя делать 10к шагов в день. Устройство по-умолчанию определяет эту цифру как оптимальную физическую активность в течение дня. Но так ли это?
Эта рекомендация не совсем научная. Шагомеры, продававшиеся в Японии в 1960-х годах, назывались Manpo-kei («ман» — 10 000, «пo» — шаги, «kei» — метр). Эта идея приобрела массовую популярность среди японских пешеходов всех возрастов. Кстати, в 2014 году Manpo-kei стали самыми продаваемыми шагомерами в Японии.
Учёные выяснили, что пешие прогулки действительно укрепляют здоровье человека, а именно: нормализуют давление и снижают количество сахара в крови. Но 10 000 шагов в день оказались полезны не всем. Пожилые люди или люди с хроническими заболеваниями могли только усугубить свое физическое состояние. Для детей же нагрузка в 10 000 шагов оказалась недостаточной.
В течение многих лет 10 000 шагов в день стали золотым стандартом для людей, пытающихся улучшить свое здоровье. А недавние исследования показывают, что некоторые положительные результаты могут быть получены даже от 7 500 шагов. Но если ты пытаешься предотвратить прибавку в весе, новое исследование предполагает, что одни лишь пешие прогулки не помогут.
Поэтому 10 000 шагов — это лишь профилактика физических болезней. Но для реального похудения мало пеших прогулок — необходимо соблюдать диету и заниматься силовыми упражнениями.