В современной мировой философии нет фигуры популярнее Славоя Жижека. В своей стезе он такая же звезда, как Эйнштейн в физике. На него обращают внимание не только из-за своеобразно звучащего для русского уха имени и фамилии. Важно то, что он говорит. Радикал, провокатор, утверждающий с импульсивностью диктатора, что всё всегда не то, чем кажется, и что почти во всем скрывается зашифрованное противоречие.
Критики называют его «Боратом философии», а он себя монстром и сумасшедшим. Впрочем, глядя на его неопрятный внешний вид, порождающий скорее ассоциации с медведем гризли, нежели современным философом, посмотрев его фильмы и послушав его же рассказы о своем образе жизни, можно с этим согласиться. Только вот во всех его, даже самых радикальных изречениях вроде «Проблема Гитлера в том, что он был недостаточно жесток», кроется логика и подлинная истина. Достаточно просто подумать.
О верующих
Дело, как видишь, не в намазе и свечах, а в истинной вере. Походы в церковь и мысли о том, что за одну хорошую молитву тебе простятся прегрешения, преступна.
О потребностях
Вот такая изящная аллегория на современное состояние политики в отдельных странах. Человеческие потребности слишком легко берутся под надзор власть имущих и используются в их интересах.
Об открытости
Любит Славой приводить в пример Иосифа Виссарионовича и российские реалии, за которыми тщательно следит. Это неспроста — воспитание в соцстране и кропотливое изучение марксовского «Капитала» дают о себе знать. Кроме того, он любит анализировать диктаторов, ведь они дают много пищи для размышлений и очень просто разбираются на мелочи.
Ну а касаемо открытости — всё верно, никому не интересно, что ты чувствуешь, гораздо важнее думать правильно. Как-то грустно получается, когда идеалы диктатуры идеально соответствуют нынешним реалиям.
О потреблении
В обществе выставленного напоказ потреблядства продукты покупают за яркую упаковку, а не из-за реальной потребности. Вспомни «Бойцовский клуб» и рассказчика, покупавшего бесчисленные горы посуды из IKEA. Вот оно, потребление ради потребления, дорогая одежда и машина не по карману, чтобы выглядеть солидно, и прочее, и прочее.
О сексе
Иначе мир бы не был так сдвинут на нем, а цена любви не была бы столь ничтожной.
И еще раз о сексе
На самом деле, когда между людьми происходит реальная, натуральная и естественная химия отношений, им достаточно совокупляться с помощью половых органов. Но химии между людьми больше нет, общество стало вульгарным, а переизбыток секса в культуре и кричащий, показной эротизм воспитал озабоченное поколение с вечной неудовлетворенностью. Ненасытность и глобальная неудовлетворенность заставила нас использовать все отверстия.
Не хочется быть ханжой: с одной стороны, это хорошо, но с другой, мы превратили секс в то, что описано выше. Чувствовали бы мы себя лучше без жажды бурить новые глубины? Чувствовали бы.
Кстати, сам Славой был женат 4 раза. Последняя его жена на вид — мечта педофила. Знает, паразит, о чем говорит.
О долге перед природой
«Когда вы покупаете выращенное на органике яблоко, то делаете это по идеологическим соображениям, потому что так вы себя лучше чувствуете: я сделал нечто ради Матери Земли и так далее. Но каким образом мы к этому причастны? Это — ложная причастность. Как это ни парадоксально, мы делаем подобные вещи, чтобы на самом деле ничего не делать. Вы просто так лучше себя чувствуете. Вы сдаете отходы в утилизацию, вы посылаете 5 фунтов стерлингов в месяц какой-нибудь сиротке из Сомали, вы выполняете свой долг».
Это не значит, что нужно перестать хоть как-то помогать природе, просто не нужно делать из этого событие вселенского масштаба.
О самокопании
Потому как от копошения в своем говне можно невольно захлебнуться неприятной субстанцией. Зацепил проблему — вынырни от греха подальше.
О человеке и реальности
Можно сколько угодно защищать восточную философию, но истинное наслаждение всё же дает реальное погружение в материал. Иначе рождается упомянутое выше потреблядство.
О человеке и счастье
«Счастье никогда не было важно. Проблема в том, что мы не знаем, чего мы действительно хотим. Мы не становимся счастливыми, когда получаем то, чего мы хотели. Только когда мы мечтаем об этом. Поэтому мне кажется, что жизнь в глубоком удовлетворении — это жизнь в постоянной борьбе, особенно с самим собой. Мы все помним Гордона Гекко из «Уолл-стрит», которого сыграл Майкл Дуглас. Он говорил, что завтраки — для слабаков, а если вам нужен друг, то лучше завести собаку. Я думаю, о счастье можно сказать что-то похожее. Если вы хотите оставаться счастливыми, просто оставайтесь глупыми. Гении не бывают счастливы. Счастье — это категория рабов».
С этой аксиомой можно не согласиться только в том случае, если ищешь счастья в каких-то глобальных вещах. Но тогда эти слова тебе и не нужны. Не забывай, что Жижек — спорный постмодернист и радикал до мозга костей. А у таких людей по определению своеобразное отношение к понятию счастья.
О скуке
Есть доля правды в заявлении великого экзистенциалиста и великого постмодерниста. Скука заставила человека придумать компьютерные и настольные игры. Скука двигает человека к радостям и удовольствиям. Да тот же анальный секс, которого Жижек боится как огня, стал популярен от постылости классического сношения.
О возбуждении
Ну да, все человеческие чувства слишком уж низменного происхождения.
О толерантности
Если так разобраться, то те, кого защищает толерантность, нетолерантны к другим людям. Тогда их надо наказать? Лучше поменьше употреблять этот термин, чтобы не дискредитировать общество. Просто после однобоких законов, защищающих одну группу людей и делающих уязвимой другую (геи, верующие и иммигранты, вы в безопасности), кажется, что общество держится только на ней. А если ее убрать, то гармония и равенство вернутся на планету.
О даре и следовании культуре
Сколько бы не писали про людей, которые своей головой и руками заработали себе статус небожителей, этого всё равно будет недостаточно, пока культура остервенело пропагандирует глупость. Просто культура массовости по определению толкает в мозг заведомо более простые вещи, а они более притягательны.
О желании
Славой в очередной раз напоминает нам о том, как мы зависим от общества, фактически лишая себя малейшей значимости.
Комментарии
(1)Было бы неплохо, если бы вы привели названия книг, откуда были взяты эти цитаты.