Многие люди не понимают сути рекламы и думают, что через неё компании пытаются впихнуть свой товар, зомбируя обывателей и агитируя на покупку. На деле же первоначальной задачей рекламы является вовсе не навязывание товаров или услуг (хотя это тоже важная составляющая), а акцентирование внимания на бренд. Покупатель может не помнить рекламу, но в его мозгах прочно закрепляется название бренда и то, как он выглядит. Допустим, ты идёшь в магазин и хочешь купить напиток. Что первое приходит на ум? «Кока-Кола», «Пепси», «Спрайт». Думаешь о спортивной одежде — «Адидас» и «Найк». Проще говоря, чем ярче бренд, чем качественнее его подача, тем лучше он записывается в сознание покупателя. И стоя перед полкой магазина, он обратит внимание именно на кока-колу. Вернее, он, не задумываясь, возьмёт её, даже не взглянув на другие варианты.
И вот мы подошли к сути темы — брендингу. Да, имя важно: именно оно определяет успех. Но что ещё важно, так это дизайн. При первом знакомстве с новым брендом покупатель смотрит на дизайн, а не на имя. И только по прошествии времени, когда торговая марка становится известной, дизайн и имя становятся единым целым, неразрывно связанным друг с другом. Так было с крупными корпорациями, такими как «Apple» и «Microsoft». Так было с товарами, например всё с той же «Кока-Колой» и её витиеватыми буквами. Так было даже с фильмами вроде знаменитого «Терминатора», для которого был разработан специальный шрифт и стиль оформления.
Но не всегда всё так радужно. Многие компании закрываются из-за малой популярности не только потому, что предлагают посредственные товары или услуги, но и из-за неправильно выбранного стиля. Мы посоветовались со специалистами из типографии «Виктори Медиа», которые рассказали нам о том, какие ошибки совершаются при разработке фирменного стиля.
Логотип
Иногда логотип бывает настолько нелепым, что получается ситуация, как в сериале «Кремниевая долина», когда герои шутили над своим лого, которое напоминало им некое сексуальное действие, а вовсе не то, что задумывал автор.
Какие ошибки чаще всего совершают при разработке логотипа:
1. Покупка на стоке. Когда нужно быстро и качественно, и при этом чтобы не нужно было обращаться к дизайнерам, некоторые компании покупают логотип в интернете, а потом оказывается, что им уже пользуется другая фирма.
2. Как у всех. Каждая волна в дизайне порождает тысячи однообразных логотипов. Пример этому — Flat-дизайн с чересчур минималистичным подходом. Иногда в необдуманной погоне за тем, чтобы сделать ещё более минималистичный логотип, чем у конкурентов, это доходит до полного абсурда, и проект не привлекает покупателя, ведь человек просто не замечает его на фоне других брендов. Экспериментируй, но в меру. Думай о том, как опередить время, задать тренд, а не вписываться в существующий.
3. Много деталей. В противоположность Flat-дизайну некоторые дизайнеры начинают впихивать в логотип всё, что только можно: вычурный шрифт, использование разных цветов, большое количество слов, несколько рисунков. Из этого получается каша, которую покупатель просто не в состоянии запомнить.
4. Постоянная смена концепции. Логотип может меняться в зависимости от современных трендов, но он должен оставаться узнаваемым. Если бренд трясёт так, что сегодня у него один логотип, завтра — другой, а послезавтра — третий, то покупатель не будет обращать на него внимание. Примеры правильного улучшения логотипа — «Apple» с её неизменным яблоком и «Microsoft» с логотипом Windows.
5. Отсутствие гармонии. Если шрифт не подходит к рисунку, то это плохой логотип. То же самое касается цветов. Лучший способ проверить, сильно ли влияют цвета на узнаваемость — сделать его чёрно-белым. Если узнаваемость не изменилось, логотип хороший.
Заказать разработку логотипа →
Шрифт
Фирменный шрифт присутствует не только в логотипе, но и документах, на визитках, на сайте и на другой печатной и электронной продукции. Основные ошибки при разработке шрифта:
1. Неразборчивость. Непонятно, что там написано. Случаются и такие казусы, когда в слове буква выглядит как другая, и вместо названия компании получается что-то неприличное. Кроме того, покупатель при виде непонятной надписи на упаковке не станет тратить время на то, чтобы разобрать, что там написано, и выберет другой бренд.
2. Несоответствие стилю компании. Если компания занимается высокими технологиями, а шрифт выполнен в классическом стиле, то это будет запутывать покупателя. Посмотри, как гармонично выглядит шрифт в «Терминаторе». Жёсткий, будто вырезанный из стали, он своим индустриальным дизайном подчёркивает стилистику фильмов.
3. Стоковый шрифт. Взять шрифт из интернета или вообще выбрать из стандартного набора офисной программы — это заведомо провальный ход. На фоне уникальных шрифтов стандартный будет выглядеть так же, как бюджетная машина рядом со спорткарами.
Фирменный стиль
Этот пункт скорее является обобщением всех элементов дизайна компании. Основные ошибки при разработке фирменного стиля:
1. Отсутствие аналитики целевой аудитории. Разработка идёт по принципу «мне нравится — значит и другим тоже». Когда не учитываются мотиваторы покупателей, бренд не будет популярен.
2. Отсутствие стратегии и позиционирования. Если стиль не отображает дух компании, то в нём нет смысла.
3. Отсутствие сбора информации о конкурентах. Без детальной аналитики конкурентов не получится создать уникальный фирменный стиль.
Одна из главных ошибок — акцентирование внимания на одной составляющей. Фирменный стиль сочетает в себе несколько элементов. Это не только описанные выше логотип и шрифты, но и цветовые решения, слоган и другие детали бренда. Акцент только на логотипе и шрифтах может принести известность, но только в краткосрочной перспективе, после чего покупатель переключится на другой бренд. Удержать потребителя — это искусство, поэтому нужно развивать каждый элемент бренда.