Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Бюрократия в кармане: как работают государственные электронные сервисы

Вспомни, как раньше было сложно получить любую справку или переоформить какой-нибудь договор. Прийти пораньше, занять очередь, отстоять в ней три часа, поменять сто кабинетов — настоящий бюрократический ад. Государственные электронные сервисы сделали нашу жизнь намного проще. Мы поговорили с экспертом компании STM labs, чтобы разобраться, как они работают и как специалисты разрабатывают для них ПО.

Особенности государственных электронных сервисов

Разработка таких сервисов даже на начальных этапах сильно отличается от создания других приложений. И главное, на что делается упор, — это безопасность. Производители государственных систем должны строго ориентироваться на существующий регламент, глубоко понимать нормативную базу. Это позволяет выстраивать логику процессов в системах правильно и эффективно. По словам эксперта компании STM labs, в этом состоит и сложность:

Некоторые, на первый взгляд, простые вещи после изучения пластов нормативной базы такими уже не кажутся. Ведь государственный сервис в России — это сервис для десятков миллионов людей. При таком масштабе в живом организме экономики встречаются сотни самых разных особенностей и частных случаев. А это все необходимо учитывать и поддерживать.

Еще одной особенностью таких сервисов является выдерживание большой нагрузки и работа на высокой скорости, несмотря на поток посетителей. Мы спросили у специалиста STM labs, как такая «‎выносливость» обеспечивается с технической точки зрения.

Сервисы ФНС, с которыми мы работаем, базируются на продвинутой и сложной архитектуре, включающей в себя передовые разработки. Системы развернуты на мощных кластерах, используют заточенные на высокую нагрузку инструменты, такие как СУБД PostgreSQL и Clickhouse, элементы стека Hadoop и другие. С сервисами ФНС в нашей компании работают десятки опытных специалистов, которые ведут свои проекты от запуска и не бросают их после, всегда оперативно решают любые проблемы и сложности.

В России все информатизируется, и это хорошо. Однако это значительно усложняет разработку. При этом в сфере государственных сервисов всегда есть масса идей для развития. Сотни систем продолжают обновляться и меняться, постоянно появляется что-то принципиально новое. Для нашего коллектива это особенно важно — мы всегда работаем с интересными и сложными задачами.

Плюсы и минусы цифровизации

Главный и очевидный плюс цифровизации — это удобство. С выходом каждого нового приложения наша жизнь становится проще: оплатить коммуналку или налог можно онлайн, а за справкой о болезни не надо стоять в огромной очереди. Есть и другие преимущества, например, сокращение бюрократии и искоренение коррупции. Это происходит благодаря оптимизации государственного управления. Цифровые услуги помогают государству глубже понимать запросы общества, выявлять и удовлетворять его потребности.

Но, несмотря на большое количество плюсов цифровизации, у нее есть и минусы, на которые не обращать внимания просто нельзя. Главный из них — дискриминация некоторых групп. Если перевести деятельность всех госорганов в онлайн, будут страдать те, кто больше всего нуждается в поддержке государства, например, пожилые люди.

Попробуй вспомнить: твоя бабушка хоть раз пользовалась Госуслугами? Отрицательный ответ не удивителен, ведь поехать на другой конец города и отстоять очередь — привычное для нее занятие. Более того, многие пожилые люди просто не доверяют цифровым технологиям, разговор с живым человеком в МФЦ для них куда надежнее чат-бота в приложении.

Еще один минус цифровизации — это киберпреступность. Именно поэтому специалист компании STM labs говорит о большом внимании к безопасности при разработке государственных электронных сервисов. В противном случае у киберпреступников будут развязаны руки, и они смогут делать с системой, что угодно.

Как STM labs работают с государственными сервисами

Компания STM labs задействована в работе целого ряда систем ФНС. Самая известная — это НПД (налог на профессиональный доход). Над ее созданием они работали вместе со специалистами из ГНИВЦ. Эта система включает огромную платформу с миллионами пользователей и большим потоком транзакций, проходящих через нее. Платформа ставит пользователей на учет, принимает от них данные о доходах, считает налоги, обеспечивает работу веб-версии личного кабинета и мобильного приложения, предоставляет аналитические и административные элементы для ФНС.

Помимо этого, аналогичный опыт разработки был в 2022 году с новым экспериментом ФНС — автоматизированной упрощенной системой налогообложения. Кроме систем, нацеленных на налогоплательщика, STM labs также работает с целым семейством внутренних систем ФНС, обеспечивающим работу отдельных бизнес-процессов этой массивной государственной структуры.

На каждом проекте мы поддерживали коллег из ФНС в их желании экспериментировать, получать обратную связь с полей и давать лучший сервис людям. Со своей стороны мы наработали значительный опыт полного цикла разработки, запуска и поддержки масштабных систем. С десятками смежных компонентов, настоящими пользователями и высокой ценой ошибки.

Мы попросили эксперта компании поделиться своими впечатлениями от работы с госсектором и рассказать о взаимодействии с сервисами ФНС:

По опыту взаимодействия с ведомствами можно сказать однозначно: ФНС стоит особняком в хорошем смысле. Представители центрального аппарата, задействованные на задачах разработки новых информационных систем, чаще всего сами приходили из бизнес-среды или имеют широкий опыт взаимодействия с ней. Основная мысль, которая определяет подход ФНС к проектированию, звучит так: «‎Как нам сделать работу наших систем настолько прозрачной и удобной, что налогоплательщику будет просто легче исполнить свои обязательства и не изыскивать пути обхода закона?»

Постановка цели от позитива — подход, наиболее конструктивный в любой сфере. Он позволил команде STM и ФНС создать продукт, который нашел отклик у пользователей:

Примером тому служит кейс «‎самозанятых». Никто не верил, что люди добровольно начнут платить налоги там, где раньше можно было быть в серой зоне. Но те преимущества, что система НПД дала налогоплательщику, перевесили значение суммы, которая платится теперь в виде налога: цифровая экосистема, возможность работать в белую по договору, отсутствие каких-либо сложностей при расчете налога. Авторы идеи проекта НПД здесь попали в десятку. Не всегда все идет гладко, на пути разработки новых сервисов ФНС встречается множество препятствий. Но Москва, как известно, не сразу строилась. И наша компания на всех уровнях очень довольна тем, что мы являемся частью этого процесса.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)