Продолжаем экскурс в историю проституции, в те древние времена, когда люди предпочитали использовать все ресурсы, коими считали и беззащитных при угрозе грубой силы женщин. Впрочем, в то время всем доставалось.
Древний Рим и проституция
Древние римляне не больно-то отличались от греков. Процветала та же религиозная проституция: куртизанки и пышные праздники с сексуальным подтекстом. Создавалось впечатление, что людям дай только пожрать и посовокупляться со всеми подряд, но так, чтобы общество одобрило. Во время празднества, посвященного богу Приапу, девушки вешали золотые венки на голову и половой член статуи, а после удовлетворялись с незнакомыми людьми. В Риме девственность фактически доставалась мужу, но теоретически ее получал бог Мутинус: девушка перед замужеством садилась на колени статуи Мутинуса, показывая, что отдает девственность богу. Хитрые-хитрые римляне.
В Древнем Риме существовало множество разновидностей проституток. «Bustuariae» назывались проститутки, бродившие по ночам около могил (busta) и костров, часто исполняя и роль плакальщиц во время погребальных обрядов. «Casalides» — проститутки, живущие в небольших домиках. «Taverniae» — проститутки при тавернах. «Diobalares» — очень старые шлюхи, которые требовали за свои услуги два обола, поэтому они так и называются. К услугам таких проституток прибегали только нищие, рабы или презираемые всеми люди. «Forariae» — проститутки, которые приехали из деревень в большой город для занятия этим видом деятельности. «Famosae» — достопочтенные матроны, богатые и влиятельные женщины, которые развратничали больше для собственного удовольствия, чем для заработка. «Junicae» — очень толстые проститутки и «noctilucae» — проститутки, которые бродили по городу ночью в поисках клиентов. На латыни звучит красиво, но в дословном переводе все менее благозвучно. Самое оскорбительное название проституток, на которое даже они обижались, — это «scrantiae». В дословном переводе — «ночной горшок».
Театры, посещение которых сегодня считается хорошим тоном, в Древнем Риме были синонимом отчаянного разврата. Актрисы после выступлений раздевались и отдавались за деньги клиентам театра. Гимнастки были теми еще развратницами, но с особыми умениями, если ты понимаешь, о чем мы.
Римляне позаимствовали у греков и идею гетер. Римские гетеры «bonae meretrices» ничем не отличались от греческих. Они были законодательницами мод, влияли на политику, были окружены свитой из поклонников и имели нереальное богатство, привилегии и свободы. Презрения к ним не было, их уважали безмерно.
Средние века и проституция
Как ни странно, в средние века с их кострами Инквизиции тоже не отказывались от услуг продажной и просто доступной любви. Очередная порция человеческого лицемерия!
Общность женщин внутри общины исповедовало огромное количество христианских сект, например николаиты. Эта же секта считала абсолютно нормальным предаваться всевозможному пороку, более того, страсти и пороки считались священными. Адамиты и карпократы тоже так считали.
В средние века возродилась и долгое время поддерживалась гостевая проституция. Дорогому гостю предлагали право на первую брачную ночь, а иногда это право было всецело за лордом. В раннее Средневековье ,в эпоху первых Крестовых походов, епископы, бароны и некоторые рыцари содержали при себе подобие гарема, но не регистрировали отношения с этими женщинами обетов безбрачия. Потом все, конечно, ужесточилось.
Средневековые проститутки ждали своих клиентов вечером у городских колодцев. Вечером туда ходили не только проститутки, но и вполне приличные женщины с целью подцепить любовника, пока муж в разъезде. Те, кто носил пояс верности или просто был верным, болтали с другими женщинами о любовных делах. Если странник, путешествующий по средневековой Европе, хотел развлечься, практически в любом городе ему нужно было ждать у городского или сельского колодца развратных женщин. Тем, кого спермотоксикоз застал в пути, следовало найти специальные небольшие хижины, которые назывались «borde». В них придорожные проститутки принимали клиентов вдали от людских глаз. Мода на маленькие домики шлюх пошла из Римской империи. В этих домах проститутки прятались от надзора городской милиции, жен своих клиентов и просто пребывали в удобстве. Они получили особое распространение, когда наивный монарх Людовик IX пытался изгнать распутных женщин за пределы Франции. Но это ни к чему не привело. Есть мнение, что благодаря гонениям Людовика к публичным женщинам впервые стали хуже относились (до того проституция считалась обычным явлением).
Дом проститутки часто отличался от других домов: у него были раскрашенные решетки на окнах, расписные стены и прочие особые приметы. Духовным лицам и женатым мужчинам было строго-настрого запрещено появляться у проституток, но это никого не останавливало. Отношение к проституткам резко испортилось после вспышек эпидемии сифилиса, когда в очередном городе этой болезнью заражалась треть мужчин. Не стоит думать, что проституция никак не каралась. Наказывали чаще всего тех, кто попадался или был замешан в сводничестве. Им отрезали носы или клеймили, но наказание никак не мешало изуродованным женщинам заниматься этим самым снова.
Придворная и солдатская проституция
Франциск I был своеобразным монархом. Желая уничтожить проституцию, он сам прочно укрепил ее. Именно при нем зародился этакий институт фавориток. При дворе Франциска I был натуральный гарем из жен феодалов, их вассалов и просто разных дам. Франциск имел ключи к спальням всех женщин и мог наведываться к ним в любое время. Если женщина отказывалась вступать в интимную связь с королем, ее мужу грозило обвинение в серьезном преступлении. Со временем секс с королем стал считаться абсолютно нормальным явлением и показателем лояльности. При Генрихе II явление получило всеобщее распространение и перетекло в остальные европейские страны. Родить сына от короля хотелось огромному количеству женщин. Бастарду, конечно, было крайне сложно взобраться на престол, но сам факт наличия у тебя сильной королевской крови кружил головы многим дамам.
Новые времена ознаменовались и новыми войнами. Активно развился весьма своеобразный вид проституции — военный. При войсках содержалась целая орава женщин, которые активно обслуживали военных и двигались вместе с ними в походах. В войске Карла Смелого было четыре с половиной тысячи солдатских девок. Они ухаживали за ранеными, готовили пищу, продавали мелкие товары и часто потом выходили замуж за солдат.
Новые географические открытия раздвинули границы мира, религиозная мораль постепенно отходила на второй план. Наступила эпоха гуманизма, а народ наконец понял, что заниматься сексом можно не только в одной позе и молча. В это же время появляется мощнейший институт куртизанок, возрождающий традиции греческих и римских гетер. Их свобода и богатство были просто колоссальными, с них рисовали картины, им посвящали стихи. Придворные дамы особенно завидовали венецианским куртизанкам. Одна фаворитка даже сказала: «Вот поистине приятное и милое желание!» А ведь фактически куртизанки были теми же проститутками, только более образованными и ухоженными.
«Вдовы и замужние женщины занимались исключительно всевозможными любовными похождениями, а молодые девушки во всем им подражали: некоторые из них делали это совершенно открыто, без всякого стеснения, другие же, менее смелые, старались выйти замуж за первого встречного, чтобы потом вволю предаваться подобным любовным развлечениям», — пишет историк того времени. Хуже всего в эпоху Ренессанса было с кровосмешением, которое очень сильно било по «качеству крови» местной аристократии. «Игра престолов» по сравнению с реальностью выглядела очень невинно: дочь считала нормальным явлением лечь под отца, интимная связь брата и сестры считалась рядовым явлением. Мужчины охотно женились на своих двоюродных и троюродных сестрах, что сохранилось до начала XX века и было распространено и в России (например, Грибоедов — продукт смешения двух родов Грибоедовых).
Придворные куртизанки активно влияли на политику, а при Екатерине Медичи был целый взвод шлюх, который назывался «Летучим отрядом королевы». Этих девушек Медичи подкладывали под кого было нужно. Богатые куртизанки принимали клиентов в салонах, городские обеспеченные — в трактирах, а бедные — вдоль дорог и рядом с колодцами. Эстетическая проституция, как уже говорилось выше, достигла в это время своего апогея. «Meretrices honestae» — так называли гетер эпохи Возрождения. Они обладали очень качественным образованием, великолепно разбирались в искусстве и ничем не отличались от античных гетер. Причем некоторых ценили больше не за красоту или умение делать всякое в постели, а за чистейшее знание латинского и итальянского языка. Вот оно как!
Связями с куртизанками открыто гордились, потому что они кому попало не давали. К ним было весьма своеобразное очень положительное и уважительное отношение. В 1531 году шесть рыцарей вызывали во Флоренции на поединок всякого, кто не хотел признать, что куртизанка Туллия д’Арагона — самая почтенная и достойная удивления женщина в свете. А когда другая куртизанка, Аспазия, меняла место своего жительства, переезжая в другой город или страну, об этом говорили так же много, как о приезде или отъезде королевы. Посланники извещали об этом даже королевские дворы.
В начале XVIII века проституток заносили в реестр для контроля численности. Также за ними устанавливали полицейский и врачебный надзор. Угроза сифилиса была неиллюзорной. В это же время, например, в Австрии, государство пыталось официально запретить проституцию. Проституток бросали в тюрьмы и высылали из страны, некоторых вешали. Но это ни к чему не привело: проститутки маскировались под приличных женщин и под маркинтанток (мелких торговцев при армии).
Ближе к XIX веку сформировалось современное отношение к проституции как к чему-то плохому. Даже богатые содержанки и куртизанки считались развратными и гнилыми женщинами, но об этом в 3 части.
Комментарии
(0)