Мужской силуэт еле заметно мелькнул в кустах. Охотник давно преследует дикого зверя. Ровное дыхание, крепкая рука, сжимающая копье. Все свидетельствует о полной готовности к решающему моменту. Схватка не будет простой, но выбора нет. Глаза хищника сверкают, из оскалившейся пасти виднеются острые клыки. Животное что-то почуяло и теперь тоже готовится к нападению. Страшно ли первобытному человеку? Еще бы! Попробуй представить себя на его месте. Разница лишь в том, что ты можешь свернуть эту статью и картинка сразу исчезнет из воображения. Охотник же преодолевает страх и молниеносно бросается на добычу. Хищник издает рев и стремится навстречу. Для обоих этот день может стать последним, оставим неизбежно кровавую развязку за кадром и перенесемся на 50 000 лет вперед.
Наши дни
Сегодня люди охотятся забавы ради, практически не рискуя. Конечно, все еще есть изолированные племена, ведущие традиционный образ жизни. Иногда охотники, вооруженные огнестрельным оружием, гибнут, но это скорее исключительные примеры. Большинство современников живут в комфорте, немыслимом для наших далеких предков. На улице светло даже ночью, в жилище тепло в самые лютые морозы. У тебя есть мягкая кровать, горячая вода, наполненный холодильник, разная одежда. Чтобы добыть еды, нужно сходить в ближайший магазин. Там же находится аптека, остановка общественного транспорта, неподалеку пост охраны или полицейский участок. Ничто тебе не угрожает, и никогда прежде людям не жилось настолько просто.
Однако есть одна вещь, которая противится комфорту. Это человеческий дух. Он закаливался не на удобных диванах, не в залах для заседаний, не в роскошных офисах. Наша стойкость и храбрость являются продуктом опасности, что угрожала человечеству на протяжении десятков тысяч лет. Мы стали изобретательными и любопытными потому, что пришлось. Но теперь, находясь в комфорте и спокойствии, испытываем потребность в приключениях и вызовах.
Как отпустить обиду и почувствовать себя легко
Влечение к смерти
— Аристотель
Все животные стремятся к последовательности и упорядоченности. Найдя идеальные или хотя бы подходящие условия, они останавливаются и остаются в этом месте до тех пор, пока положение не изменится. Люди не таковы, нам противна остановка. Даже в самых комфортных условиях, созданных своими же руками, не укрыться от странного чувства беспокойства. Можно иметь все материальные блага, не ощущая при этом удовлетворения. Что-то беспокоит человека, требует куда-то идти, ведь иначе можно не успеть.
Зигмунд Фрейд назвал подобное «влечением к смерти». Внутри каждого из нас есть темная или первобытная часть сознания. Она желает растоптать красивый замок из песка, оторвать крылья беспомощному насекомому. Это причина, по которой мы радуемся чужим неудачам, хотим оскорблять, обманывать и наблюдать, как целый мир горит. Никакой выгоды — просто эстетика, ужасная красота. Югославский философ Славой Жижек полагает, что желание уничтожать или быть уничтоженным является проявлением тяги к полной свободе. Человек, «увлеченный смертью», становится саморазрушающейся структурой, бросающей вызов биологии и самому инстинкту самосохранения.
Люди всегда ищут повод для недовольства. Нам нужен враг и то, что можно, а лучше нужно сломать. В мирное время воинственный человек нападает сам на себя. Так считал Ницше. Если прямо сейчас у тебя нет конфликта или проблем в жизни, ты их обязательно создашь. Когда же вокруг нет совсем ничего, что можно разрушить, мы начинаем уничтожать себя.
Что думали о смерти знаменитые философы
Суррогатная деятельность
Несмотря на такие странные потребности, наш вид здравствует и процветает. Помог развитый интеллект, позволивший подменить настоящую опасность на нечто искусственное — на иллюзию. Существует много видов суррогатной деятельности, но идея заключается в том, чтобы перенаправить энергию первобытного охотника в приемлемое для современного общества русло.
Самый простой и безобидный пример — это компьютерные игры. Еще несколько часов назад ты сидел в скучном офисе, проживая очередной, совершенно однотипный день. Но теперь погружаешься в неизведанный мир, полный опасностей и приключений. Тебе не получить такого опыта в реальной жизни, поэтому довольствуешься иллюзией. Конечно, есть и спорт, допускающий настоящее насилие, хоть и в рамках правил, поощряющий примитивную конкуренцию и агрессию. Кто-то выбирает для побега из комфортной реальности книги, музыку или кино. Современный мир предлагает широчайший простор для суррогатной деятельности.
Почему ты боишься конфликтов и как преодолеть этот страх
Развлечение «второго типа»
Человеку необязательно быть действительно сильным физически, но важно ощущать в себе силу. Нам требуется получить положительную самооценку, хотя бы раз оказаться в первобытных условиях, где дремлет часть сознания. Это и ведет альпинистов в горы, толкает человека с парашютом из самолета. Нужно любым способом ощутить угрозу, может быть, беспомощность, но выжить, выйти победителем. Ницше связывает такую тягу к опасности с волей к власти. Хотя бы в глубине души каждый из нас желает быть сильным настолько, чтобы уметь добиться своего, возвыситься над другими людьми и обстоятельствами, посмотреть сверху вниз, занять первое место.
У этой особенности есть и один однозначно позитивный момент. Мы ценим не только результаты, но и сами усилия, которые прикладываем для достижения цели. Некоторые называют это развлечением «второго типа». Неприятно непосредственно в моменте, но весело и круто в ретроспективе. Проще говоря, находясь в процессе, ты желаешь окончания испытания, но после финишной черты понимаешь, что однажды захочешь повторить. Удовольствие приносят преодоленные трудности, которые осилит не каждый. Собственно, в этом и заключается особая ценность подобных развлечений, тяги к приключениям или опасным занятиям.
Комментарии
(0)