Ярлыки являются очень удобным инструментом для обобщения любых явлений в этом мире. Ученый — значит с залысинами и в очках, Сибирь — это бесконечный мороз и медведи на улицах городов, и так далее. Из-за своей простоты и отсутствия необходимости включать голову ярлыки стали популярны настолько, что искоренить их сложно даже путем десятилетий просветительской деятельности.
По привычке или другой причине большинство из нас все еще продолжает навешивать на людей ярлыки, и это неправильно. Есть несколько причин перестать это делать.
Ярлыки ошибочно указывают на другие характеристики
Когда мы навешиваем ярлыки, то, как правило, приписываем человеку и другие характеристики. То, что выглядит как елка, пахнет как елка и зеленое по цвету, точно является хвойным деревом, не так ли?
Но это ошибочное суждение, ведь сделать вывод о личности человека можно только после долгого общения с ним. Так, например, когда мы навешиваем ярлык «высокомерный», то автоматически подразумеваем и приписываемые таким людям характеристики, такие как отсутствие эмпатии, самовлюбленность, неумение слушать и так далее.
В некоторых случаях это действительно так, но это, скорее, исключение из правил. Большинство людей, попадающих под ярлык «высокомерный», не имеют и половины идущих с этой характеристикой черт характера. Вполне можно быть наивным, но вовсе не глупым, как и хорошо начитанным и совершенно несведущим в реальной жизни.
Это лишь субъективное мнение
То, что мы видим, и чем это является на самом деле — разные вещи. Ты можешь навесить на своего собеседника ярлык грубияна просто потому, что он вышел из себя. А дальше ты уже будешь взаимодействовать с этим человеком с позиции сформировавшегося мнения на основе одного или нескольких моментов.
Однако стоит помнить, что все люди изменчивы, и мы не бываем стабильными на протяжении всей жизни. К примеру, человек, с которым ты только познакомился, показался тебе грубым, неучтивым и, в целом, неприятным. Ты тут же навешиваешь на него ярлык «высокомерный», «агрессор» и так далее.
Но ты не учел, да и не мог знать того факта, что твой собеседник перед вашей встречей попал в неприятную ситуацию и вышел из себя под действием эмоционального давления. В большинстве же случаев он вполне добрый и приятный человек. Однако ярлык уже сформирован, и что бы он ни делал, он будет оставаться в твоем сознании неприятной личностью. А если он совершает добрые поступки — так это он пытается скрыть свою сущность.
Люди постоянно меняются, и ярлыки быстро устаревают
Какими бы крепкими ни были устои, человеку свойственно сомневаться, так как он, с новыми знаниями и опытом, регулярно пересматривает свои ориентиры. И это нормально, ведь тот, кто имеет стабильное мнение на протяжении всей жизни, не живет по-настоящему.
Главная проблема ярлыков в том, что они навешиваются на долгое время, а иногда и навсегда, тогда как их «срок годности» крайне мал. Представим две ситуации: в одной есть работник, который поначалу не был инициативен и ленился, а в другой был тот, кто показал себя как ответственный и трудолюбивый человек. Парень из первой ситуации сразу же получил ярлык «бездарь» или «лентяй», который остается с ним даже спустя несколько лет. Он уже не тот, что раньше, и сотню раз доказал свое трудолюбие, но ярлык никуда не девается и мешает его повышению.
Во второй ситуации работник может творить что угодно, но его начальник всегда найдет оправдание для повышения по службе или по зарплате просто потому, что когда-то он навесил ярлык «талант» или «сотрудник, на которого нужно равняться».
Проблема ярлыков в том, что они мешают увидеть и принять изменения, которые происходят в личности. Ну да, он действительно стал лучше работать, а она выглядит приятнее, чем раньше, но он все равно остается для нас лентяем, а она страшилой.
Ярлыки могут стать самосбывающимся пророчеством
Есть такой термин «самосбывающееся пророчество». Суть в том, что у человека есть предположения по поводу чего-то, как правило, негативные, вроде боязни попасть в аварию, он начинает все больше верить в это. Постепенно домыслы превращаются в убежденность, читаются как мантра, и человек приходит к исполнению этого «пророчества».
Яркий пример такого самосбывающегося пророчества — регулярное убеждение человека в его посредственности. «Ты не добьешься ничего», «ты ничтожество» и так далее. Навесив на кого-то ярлык «неудачник», ты можешь невольно или вполне осознанно подтолкнуть человека к реализации этого сценария.
То же самое касается и тебя самого. Навешивая на себя различные негативные ярлыки, ты начинаешь верить в них и следовать моделям поведения, свойственным подобным личностям.
Ярлыки еще больше разделяют общество
На заре человечества ярлыки были способом разделить «своих» и «врагов», где «наши» — это доблестные воины с красной краской на лице и перьями в волосах, а «чужие» — это подлые трусы с черными полосами на плечах и бусами. Позже ярлыки были еще больше систематизированы, к примеру, по отношению к так называемым варварам в понимании древних греков. Если человек варвар, то есть не эллин, значит, это грубый, неотесанный, глупый, вонючий и, в целом, противный человек, а может, даже и существо.
Постепенно ярлыки приобретали куда большие масштабы и распространялись на все сферы деятельности. Сегодня их намного больше, чем 1000 лет назад, и они куда обиднее. Ты сам регулярно с ними сталкиваешься, используя выражения вроде «хипстер», «баба за рулем», «чинуша» и так далее.
Все эти ярлыки, как правило, не соответствуют истине и, что хуже, разъединяют общество. Помни, что, используя ярлыки и не разбираясь в ситуации, ты делаешь счастливым истинных правителей этого мира, которые руководствуются старым добрым принципом «разделяй и властвуй».
С ярлыками приходят ложные ожидания
Когда мы видим мужчину, на которого навешивают ярлык «брутал» за его будто вытесанное из камня лицо, крупные мышцы, лаконичную речь и так далее, то ожидаем, что он будет подчиняться определенным моделям поведения. Он должен быть суровым, напористым, соблазнять множество девушек. Мы строим на основе ярлыка усредненную картину, которой человек должен соответствовать. Если возникает хотя бы малейшее отклонение, наше мышление начинает сбоить.
Проблема в том, что здесь мышление работает только в одну сторону. Если тот же брутал будет врываться в горящий дом и спасать девушку, а потом закуривать сигару — он просто соответствует своему ярлыку. Но если он заплачет на фильме или включит «женскую» песню, то сразу получит тонну негатива в свой адрес.
Стереотипы о мужской сексуальности, которые навязывает нам массовая культура