Когда я устроился на работу, я стал тратить больше денег. Ты не замечал за собой такого? Так всегда бывает: когда появляется лишняя копейка, ей всегда находится применение.
Например, я частенько покупаю себе на работе кофе. Он и близко не такой вкусный, как я делаю дома, но кофе хочется, и я пью его довольно часто. Притом это не считается чем-то особенным: все люди вокруг делают то же самое. Они покупают то, без чего могут обойтись, потому что просто могут себе это позволить. В этом нет ничего удивительного: обычное потребление на современном уровне.
Было время, когда я не работал, а путешествовал, и удивительно, но за это время я тратил гораздо меньше денег, чем сейчас. Десяти тысяч мне хватало на полтора месяца, и при этом у меня была еще и возможность встречаться с новыми людьми, смотреть другие места и иметь массу свободного времени. Получается, что работать менее выгодно во всех смыслах — и не только в финансовом. Почему так?
Культура ненужного
Сейчас это уже кажется обыденностью: современная культура приучает нас к избыточному потреблению — к потреблению того, в чем нет необходимости. Большие компании научили нас получать удовольствие от самого факта, что мы тратим деньги, причем на что-то, что нам не особенно нужно — и тратим настолько часто, насколько можем.
Возьмем все те же технологии маркетинга. Кстати, маркетинг — это какая-то адская машина, которая вертит нами как хочет. Так вот, однажды маркетологи выяснили, что в 20—40% случаев родители покупают детям игрушки лишь потому, что те клянчат. Если бы дети клянчили меньше, игрушек бы требовалось тоже гораздо меньше, и спрос на них был бы не так велик. Поэтому маркетологи решили нацеливаться прямиком на детей, минуя родителей, чтобы дети ныли, а родители покупали. Вот тебе и пример, как мы тратимся на то, что нам не нужно.
Мы покупаем не потому, что товар хорош и необходим. Мы понимаем потому, что хотим чувствовать себя лучше, не ударить в грязь лицом перед соседями, возместить своим детям то, чего у нас не было в детстве, сообщить миру о своем социальном статусе — и по массе других психологических причин, имеющих мало отношения к нашим истинным потребностям. Так у нас и копится разный хлам.
Почему мы работаем 40 часов в неделю?
Для нас это бесспорно и знакомо, как Отче наш: работать 8 часов, 5 дней в неделю — это и есть нормальный порядок жизни. При таком ритме жизни люди вынуждены заниматься собой лишь по вечерам и на выходных. Это заставляет нас как будто бы в естественном порядке больше тратиться на развлечения и разного рода удобства, потому что свободного времени так мало и оно так ценно.
Как только начинаешь работать, сразу замечаешь, как из твоей жизни исчезают разные другие занятия: прогулки, тренировки, чтение — и другие вещи, которые тебе нравились. Что их объединяет? Все они приятны и ценны, все они ничего не стоят или обходятся сравнительно дешево, однако на них требуется время.
В результате у тебя появляется намного больше денег и намного меньше времени. Когда я путешествовал, мне не требовалось выбирать между чтением книги на берегу моря и прогулкой по лесу, а теперь требуется: одно дело займет один выходной (или его часть, а другую надо потратить на дела), а другое дело — другой. Вот и сказочке конец, завтра снова на работу.
Чего мне хочется меньше всего, когда я возвращаюсь домой с работы, так это заниматься спортом. Мне не хочется этого и тогда, когда я только поужинал, и перед сном, и сразу после пробуждения — то есть заниматься спортом по будням мне в принципе не хочется.
Казалось бы, чего проще — работай меньше, и тогда у тебя будет больше свободного времени. Я уже понял, что могу жить в полное удовольствие, имея гораздо меньше денег. Однако что? Такой работы практически не существует, по крайней мере что касается моего образования. Или я работаю 40 часов в неделю, или не работаю вообще.
Раньше людям приходилось гораздо тяжелее: они работали и по 14, и по 12 часов в сутки. Потом технологии усовершенствовались и продолжают совершенствоваться до сих пор — почему бы не укоротить рабочий день?
Потому что 8-часовой рабочий день выгоден для крупных компаний, а не потому, что любая работа делается за восемь часов. Если у людей мало свободного времени, они больше нуждаются в удобствах и вознаграждении самих себя — а всё это можно купить за деньги. Именно поэтому мы и продолжаем смотреть телевизор, а вместе с ним и рекламу. 8-часовой рабочий день заставляет нас не иметь никаких амбиций за пределами работы.
Мы вынуждены жить в лоне культуры, которая создана, для того чтобы делать нас усталыми, жаждущими одобрения, не могущими обойтись без удобств, зависимыми и тратящими массу денег на какую-то ненужную фигню. Мы тратимся, чтобы развлечься, наградить себя, что-то отметить, решить проблемы, повысить собственный статус или просто победить скуку.
Что было бы, если бы мы перестали тратить столько денег на то, что нам не нужно? Целая страна в один момент изменится? Экономика бы рухнула и не встала.
Все наши проблемы: депрессия, загрязнение окружающей среды, лишний вес — вот на этом и держится экономика. Чтобы экономика была здорова, необходимо, чтобы нездоровы были люди. Здоровые и счастливые люди не чувствуют, что им надо больше, чем уже есть, а это значит, что они не покупают миллион всего и не нуждаются в экстраординарных развлечениях. Им даже и реклама не интересна.
Культура 8-часового рабочего дня — самое мощное орудие для того, чтобы поддерживать людей в состоянии эмоционального неудовлетворения, чтобы у них постоянно были проблемы и необходимость покупать.
Слышал о законе Паркинсона? Чем больше у тебя есть времени на то, чтобы что-то сделать, тем больше ты будешь это делать. Просто удивительно, сколько можно успеть за 20 минут, если у тебя больше нет времени. Но если у тебя свободен весь день, то ты будешь делать дела гораздо дольше.
По тому же принципу большинство из нас обращается со своими деньгами. Чем больше мы зарабатываем, тем больше тратим. Не то чтобы нам сразу становилось необходимо покупать больше: просто мы можем себе это позволить — и с легкостью позволяем. По факту, нам сложно избегать постоянного повышения жизненных стандартов каждый раз, когда у нас есть возможность их повысить.
Конечно, нет смысла отказываться от всей современной системы мироустройства и в срочном порядке мигрировать в леса, претворяясь глухонемым, как фантазировал Холден Колфилд. Но мы могли бы более осознанно относиться к этой проблеме. Мы делаем то, чего от нас хотят, и не видим в этом ничего особенного — такие идеальные потребители.
Идеальный потребитель неудовлетворен, но полон надежд, ему не интересно личностное развитие, он постоянно смотрит телевизор, работает 40 часов в неделю, нормально зарабатывает, на выходных ходит за покупками — и как-то так справляется.
Похоже на тебя?
Похоже на меня. Думаю, на многих из нас.