Вроде бы всё указывает на то, что игровая индустрия активно развивается. Она становится более профессиональной, более прибыльной благодаря Steam. В отличии от музыкальных лейблов, гейм-разработчики создали превосходные способы для повышения прибыли и продажи своих продуктов, потому вряд ли мы увидим спад индустрии в ближайшие лет двадцать, да и вообще когда-либо – люди всегда любили играть. Само игровое сообщество стало богаче, обросло жирком, своим сленгом и разбилось на страты. За ним не нужно следить и ухаживать, оно само себя отлично кормит. Есть масса изданий, посвященных компьютерным играм, есть и популярные блогеры и лидеры мнений. Сегодня, ко всему прочему, существует множество независимых студий, которые собирают внушительные деньги на kickstarter, чтобы реализовать свои самые безумные идеи. Не всем удается добиться финансирования, но некоторые проекты выглядят просто шикарно.
Однако даже несмотря на все доводы в пользу того, что сейчас золотой век компьютерных игр, нам кажется, что назрела очень большая проблема. Мы говорим о том, что новые игры совершенно не затягивают. Не затягивают по-настоящему! В них невозможно отыграть несколько сотен часов, а потом начать перепроходить всё по второму, третьему или четвертому разу. И это не старческое брюзжание, и не стоны о том, что раньше было лучше. И уж тем более не пропаганда задротского образа жизни.Игры прошлого были с технической точки зрения гораздо хуже. Переводы в своей массе представляли собой отвратительное зрелище, но это были мелочи, которые, справедливости ради, сегодня бы никто не простил. Но тогда за всеми недочетами стоял дух индивидуализма. Было видно, что игру делали живые люди, которые также совершают ошибки, имеют мнение, отличное от мнения корпораций. Сейчас эти корпорации выросли, я уверен, они и диктуют разработчикам свою волю, исходя из рыночных, коммерческих соображений. Всё бы было хорошо, если бы не печальные истории, которые случаются периодически с лучшими игровыми сериями. Вспомни во что превратилась «Готика», которую возжелали модернизировать, подогнать под современного пользователя. Компания, разумеется, просто хотела выйти на более широкий рынок. И после таких жестоких провалов даже ребрендинг не помог – игра умерла.
Теряется всё новаторство, умирает то, за чем приходил в виртуальный мир каждый игрок, а он приходит не только за тремя часами безделья, но и за новой жизнью, которую можно прожить только в мире по ту сторону монитора. Ну не сможешь ты сражаться с драконами в реальности, не станешь римским императором, не познаешь радость войны (потому что настоящая война – это всегда горе). Почему мы подсаживались на эту игру? Потому что хотели побыть в шкуре тех, кем нам никогда не стать. Это неплохо, ведь и хороший писатель издевается над своим читателем таким же образом.
В чем же беда новых игр? Давай, для более четкого понимания, возьмем сугубо ролевые. И снова перед нами «Ведьмак» – игра-титан, игра-эпопея. Огромный открытый мир, увлекательная история, которая основывается на творениях Анжея Сапковского – действительно хорошего писателя фэнтези. Когда ты заходишь в эту игру, то просто сходишь с ума. Не понимаешь, как всё это великолепие могли переместить на экран. Почти каждый квест представляет собой уникальное приключение, над которым можно и посмеяться, которому искренне удивляешься. Чего только стоит история «Кровавого барона»!
Всё хорошо, но и такие игры забрасываются на полпути. И ты недоумеваешь, что с тобой произошло. Может, тебе уже слишком много лет, чтобы играть в это? Но потом смотришь на своего 40-летнего соседа, который гоняет в «Сrusader Kings» каждую ночь, и понимаешь, что дело совсем не в возрасте. И вот ты запускаешь «Skyrim» или даже «Morrowind» и не можешь оторваться от компьютера. Нет никаких хитрых диалогов, никакой профессиональной озвучки, мир не так насыщен, да и квесты, зачастую, представляют собой банальное: «пойди, убей, принеси, получи награду». Но ты всем нутром чувствуешь чего именно там в избытке – простора для воображения!Тебе не разжевывали всю историю героя целиком, не преподносили её на блюдечке со всякими дорогими спецэффектами. Геральт, конечно, крут, но Геральт – это Геральт, а игрок хочет быть собой. В «Аркануме» можно было быть собой, в «Готике» можно было быть собой, в любой игре «Древних Свитков», естественно, можно быть собой. А в «Ведьмаке» ты будешь только Геральтом – сценаристы написали за тебя всё, что ты будешь делать. Удивительное умение, особенно в игре с открытым миром. В итоге ты проживаешь не свою виртуальную жизнь, а чужую, прерываясь на многочисленные стычки с врагом.
Да, практически в каждом квесте у тебя есть выбор, какого ни одна из «Готик» не видала, но основное время игрок проводит между заданиями. А там ты не в силах вообразить себя алкоголиком, который вырезал всю разбойничаю шайку в темной пещере, сел в кресло их главаря, находящееся прям на склоне горы, и принялся за чтение «Похотливой аргонианской девы» – «Skyrim» даёт тебе эту возможность. С дополнением «Hearthfire» ты и вовсе можешь стать чертовым фермером: построй себе дом, заведи корову, улей с пчелами и живи себе у озера. Было действительно интересно дурачиться, отыгрывать роли – я обошел весь «Morrowind», но так и не закончил главную сюжетную ветку, потому что мне не интересно было спасать мир, мне интересно было просто жить в нём.
Сегодня тебя принуждают к тому, что ты должен сделать в сюжете. Как следствие, не остаётся никакого простора для собственной виртуальной жизни: тобой руководят создатели. Не остаётся никаких домыслов, ведь разработчики постарались тебе всё доходчиво объяснить. Если ты сражаешься со злодеем, то ясно понимаешь его мотивы, его слабости – у тебя на руках полная биография личности. Но в жизни так не бывает. Многие вещи мы додумываем сами, при этом часто ошибаясь. Вспомни эпизоды из собственной жизни, когда ты был неправ насчёт другого человека – такая неопределенность в отношениях, разве такого не случалось?
Если ты фанат поляков и их охотника за всякой нечистью, то не гневайся на наше скромное мнение. Игра вышла практически идеальной, но в погоне за этой идеальностью мы потеряли что-то очень важное. И это «что-то», вполне вероятно, нам уже не вернуть.