Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Почему крупные бренды не откажутся от пластиковых бутылок

Зайди в ближайший супермаркет — и что ты увидишь на полках? Практически все ёмкости для воды, газированных и слабоалкогольных напитков сделаны из пластика. Многие из них изготовлены корпорациями PepsiCo и The Coca-Cola Company, которые производят большинство известных напитков.

И на волне всё большего шума, поднимаемого экологами и простыми людьми, которые видят огромные мусорные острова посреди Тихого океана и на свалках недалеко от своих домов, непонятно, почему крупные бренды не отказываются от пластика и не переходят на более экологичную тару? Хотят ли они таким образом сократить издержки производства, или же есть более глубокие причины? Давай узнаем.

В чём проблема пластика и почему стоит от него отказаться

Если вкратце, то в длительности разложения, которое может занимать не менее 400 лет. Чаще всего в пластиковых бутылках используется ПЭТ (полиэтилентерефталат) — лёгкий, но прочный материал. Гранулы ПЭТ плавятся при температуре около 260 градусов, помещаются в формы для бутылок, охлаждаются — и всё, теперь по конвейеру движется очередной будущий мусор.

Проблема в том, что пластик не исчезает просто так, после того как ты выбросил его в мусорку. Большая часть пластика (примерно 91 %) не перерабатывается. Да, в каких-то западных странах вроде Швеции мусор перерабатывается более чем на 90 %, но это лишь исключения.

Пластик либо сжигают, либо, что происходит чаще всего, он просто лежит на свалках или плавает в океанах. Учитывая длительность его разложения, весь пластик, который когда-либо был создан человечеством, существует и сейчас, продолжая отравлять планету. Более того, проанализировав обычную питьевую воду, учёные пришли к выводу, что во многих образцах даже после очистки присутствуют микрогранулы пластика.

Крупнейшие загрязнители

PepsiCo, The Coca-Cola Company и Nestle были названы одними из крупнейших источников загрязнения пластиком в мире. Это открытие было сделано после изучения более 187 тысяч единиц мусора, собранных на 239 пляжах в 42 странах.

Первое место в этой тройке занимает The Coca-Cola Company, бутылки которой были найдены в 40 странах из 42. Оно и понятно: The Coca-Cola Company сама признает, что производит три миллиона тонн пластика в год.

Бренды взяли на себя обязательства по сбору и переработке. Так, например, PepsiCo надеется сократить долю первичного пластика в производстве на 35 % к 2025 году. The Coca-Cola Company ставит цель к 2030 году собирать и перерабатывать эквивалент каждой бутылки или банки, которую продаёт компания. Но никто не говорит о полном отказе от этого материала — речь идёт о переработанном пластике.

Почему бренды вообще используют пластик

Если он так вреден и так губителен для экологии, как ты мог заметить в пунктах выше, то возникает резонный вопрос: а зачем нам пластик? Ведь до его распространения напитки разливали в стекло, сталь, алюминий.

Дело в том, что раньше пластик был непригоден для пищевого использования, так как выделял большое количество химикатов в жидкость. Но в 1973 году Du Pont запатентовал первую ПЭТ-бутылку. Она была прочнее стекла, легче стали и дешевле алюминия в производстве. Сегодня базовая стоимость стеклянной и пластиковой бутылки примерно схожа, и стекло проигрывает в цене всего один цент. Экономия тут в логистике, так как стекло весит намного больше, и для его транспортировки требуется больше транспорта и топлива. А это существенные затраты.

Как бы ни не любили экологи пластик, он прочен и выдерживает падение с высоты, в отличие от того же стекла и алюминия. Кроме того, он не так травмоопасен. Если разобьётся стекло, оно неизбежно разлетится и сможет навредить кому-нибудь поблизости. Пластик же лишён этого недостатка.

Кроме того, пластик хорошо сохраняет еду и напитки, так как на нём медленнее растут бактерии.

Как видишь, бренды от использования пластика только выигрывают. И лишь сейчас, с ростом движений за защиту экологии и всё большего количества покупателей, которые предпочитают экологичные бренды, крупные компании начали задумываться хотя бы об использовании переработанного, а не первичного пластика.

И да, бренды не навязывают только пластик и предлагают продукцию в стекле и алюминии, однако те же напитки в пластиковой таре заметно дешевле. Не все могут позволить себе роскошь платить больше за экологичность, и в некоторых странах, где нет чистой питьевой воды, напитки в пластиковой таре являются единственной доступной альтернативой утолению жажды из ближайшего грязного водоёма.

Поэтому, пока не будет изобретён альтернативный вариант пластику, такой же прочный, удобный и дешёвый, крупные бренды не откажутся от своего любимого материала, что подтверждается заявлением вице-президента компании The Coca-Cola.

Какие есть варианты уменьшения загрязнения пластиком

Если бренды не могут представить своё существование без пластика, то у экоактивистов на это есть предложение: нужно больше внимания уделять вторичной переработке. Экологи рекомендуют рассмотреть более широкое распространение контейнеров для раздельного сбора мусора, а также автоматов для приема бутылок, которые будут выдавать деньги за каждую полученную единицу.

Но увы, пока что The Coca-Cola Company и PepsiCo предпочитают выпускать 100% перерабатываемую упаковку из первичного пластика, а потом забывать о её существовании и заниматься выпуском всё нового будущего мусора.

Учёные выяснили, что 75 % рыб в реке Нил содержат микропластик

Какие существуют альтернативы пластику

Один из многообещающих вариантов — Notpla. Это биоразлагаемый материал, который производится из морских водорослей. Увы, но этот материал нельзя снова запечатать после открытия, что ограничивает его использование.

И хотя мы сказали выше, что крупные бренды не особо озабочены тем, куда после употребления их продукции отправляется тара, The Coca-Cola Company всё же сотрудничает с другими брендами, такими как Carlsberg и L’Oréal, с целью разработки к 2023 году бутылки на растительной основе, которая способна полностью разложиться в течение одного года. Упаковка будет выглядеть как бутылка из картона, внутренняя часть которой покрыта полимером на растительной основе, пригодным для вторичной переработки.

А пока этот материал лишь в разработке — что может предложить современная промышленность? Стекло и алюминий. Однако бренды отказываются от стекла из-за высокого веса и, как следствие, большего выброса загрязнений в воздух.

Неплохая альтернатива — алюминий, но защитники окружающей среды забывают о том, что его производство также требует задействования достаточно грязной промышленности. Кроме того, приходится добывать и обрабатывать бокситы, что достаточно опасно для здоровья работников предприятий.

Однако переработка алюминия проходит с гораздо большей скоростью. И в отличие от пластика, около 75 % всего алюминия, когда-либо созданного человеком, используется по сей день.

Выводы

Тема использования пластика достаточно сложная. С одной стороны, он загрязняет планету, и без повсеместного внедрения переработки мы рискуем погрязнуть в огромных кучах мусора. С другой — пластик буквально спасает жизни, когда используется для хранения воды в странах третьего мира или пустынных районах, где проблематично найти чистую питьевую воду.

Несмотря на недостатки и наличие альтернативных материалов, исключить пластик из производственной цепочки в ближайшее время не получится. А раз так, то необходимо более серьёзно относиться к его переработке.

Экология в терминах, и почему их важно знать

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)