Век информационных технологий порождает новый тип зависимости. Каждый день на протяжении нескольких часов мы потребляем новостной контент. Желая разобраться в происходящем, быть в курсе событий, человек сталкивается с обратным эффектом: дезинформация вместо информированности и зацикливание вместо расширения кругозора.
Главные свойства новостей заключаются в том, что они изменчивы и мимолетны. Сегодня их производство и распространение удешевились до предела. Поэтому увеличилось количество новостей, но заметно упало их качество. Следим за интересующим инфоповодом, как за любимым сериалом, боясь пропустить развязку. В таком ритме не остается времени, чтобы задать себе несколько ключевых вопросов: полезно ли это информационное сверхпотребление, действительно ли важны те вещи, за которыми мы следим? Насколько хорошо контентмейкер разбирается в вопросе и останется ли данная информация актуальной хотя бы завтра?
Главные проблемы, связанные с потреблением новостей
Прежде всего нужно обратить внимание на увеличившуюся скорость доставки новостей до потребителя. Раньше людям приходилось ждать выхода нового номера газеты или вечерних новостей. На следующий день можно было обсудить случившееся со знакомыми. Теперь благодаря автоматическим оповещениям и сообщениям в социальных сетях новости сами находят нас, прямо в ту же минуту, когда сходят с конвейера. Мы уже не выбираем, что читать, только иногда решаем, когда именно перейти по ссылке. Сейчас или чуть позже?
Качественный контент требует времени и сил на свое создание. Новости не могут ждать, стоимость их производства снизилась практически до нуля. Авторы крупных изданий пишут по 10-12 статей в день. При том, что за такое время далеко не всегда можно написать и всего одну качественную статью. Таким образом ты получаешь исключительно поверхностную информацию, часто с множеством фактологических ошибок. Возросшая конкуренция только усугубляет положение, для изданий важно не качество материалов, а количество просмотров.
Производители новостей хотят, чтобы ты оставался их клиентом вечно. Они подстраиваются под ядро своей аудитории, в таких условиях едва ли может идти речь об объективности. Тактика заключается в том, чтобы заставить тебя чувствовать ущербность, ведь кто-то знает что-то такое, чего не знаешь ты. Это «что-то» мимолетно, поэтому нужно спешить, откладывая на потом, то есть на никогда более комплексную информацию, которая не зависит от времени обращения.
В той или иной мере информационной политикой любого СМИ управляют рекламодатели. Их интересует количество глаз и время, на протяжении которого они будут смотреть на рекламу. Еще лучше, если кто-то перейдет по ссылке и что-нибудь купит. Это смещает акцент и меняет стандарты. Кликбейтные заголовки и провокационные комментарии становятся нормой даже для некогда уважаемых и серьезных изданий. Теперь для них важен не имидж, а активность пользователей. Современный журналист или редактор практически ничем не отличается от блогера. Их крайне редко интересует истина или беспристрастное освещение событий. Скорее, наоборот, нужна конкурентная версия произошедшего, желательно максимально скандальная или сенсационная.
Что такое фактчекинг и почему теперь это твоя забота
Большая часть потребляемой информации не имеет значения
Новости, которые ты читаешь каждый день, ничего тебе не дают. Не добавляют в жизнь осмысленности, не помогают принимать верные решения, не позволяют влиять на мир или хотя бы понимать его лучше. Новости — просто наполнитель, вызывающий привыкание. Попробуешь несколько раз и уже не можешь отказаться. Это работает как абонемент в парк развлечений. В меру дорогой, но зато на целый день. Тебе не захочется уходить раньше времени в другое место, даже если надоест. Примерно по такому же принципу работают социальные сети. Они постоянно расширяют функционал, поглощая все новое сервисы с одной лишь целью — удержать пользователей. Тебе не нужен остальной интернет, все необходимое найдешь здесь. Пока ищешь или ожидаешь — полистай новости, посмотри рекламу.
Желание быть информированным стало нашей слабостью, которую медиа охотно используют. Восприятие изменится, если осознать, что новости — это вероятность, а не готовая правда. Новости подобны обрезанной фотографии, где главные детали могут оказаться на недостающем фрагменте. Таким образом, вместо настоящей информированности мы получаем только уверенность в ее наличии. Укрепляемся в том, во что уже верили, и еще более решительно отбрасываем прочее. Так работают информационные пузыри. Почти у каждого из нас есть ряд регулярных источников информации и еще больший список недостойных нашего внимания.
Новости не помогают сформировать собственную картину мира или хотя бы мнение о чем-либо. Напротив, они навязывают чье-то суждение, которое мы принимаем и позже сами ретранслируем. Между тем, навязанное мнение впитывается без остатка так, что воспринимается как свое. Это выражается во время пылких споров, где сталкиваются люди из разных информационных пузырей.
Срок годности новостей редко превышает 24 часа. Уже завтра событие будет вычеркнуто из сетки чем-то более свежим, или его детали изменятся до неузнаваемости. Выходит, что вчера ты тратил свое ценное внимание на нечто, не имеющее значения сегодня. Более того, повторишь это вновь и вновь. Неужели это лучшая трата времени и концентрации?
В будущем эта проблема, вероятно, усугубится. Новости научатся адаптироваться под каждого отдельного человека. Уже сейчас результаты поиска в Google или Яндекс могут отличаться в зависимости от истории и предпочтений пользователя. Одна и та же статья, но с разными заголовками вполне может привлечь вдвое больше читателей. Еще более эффективным будет способ написания сразу нескольких версий одной статьи с немного измененным уклоном. Так, чтобы она подошла всем и сразу.
Что такое культурная грамотность и почему она важна
Что можно с этим сделать?
Очевидно, нужно тратить меньше времени на получение информации и больше на размышления. Это естественный фильтр, который заставит отделить важное от вторичного. Кроме этого, необходимо проверить качество своих источников информации. Попробуй воспринимать себя как судью, когда читаешь новости. На любом процессе должны быть представлены две стороны. Только в таком случае можно вынести справедливый вердикт. Если же ты не замечаешь представительство второй стороны, вероятно, стоит воздержаться и от суждений. Ищи не опровержения одной из сторон, а факты и достоверные данные по каждой из них.
Комментарии
(0)