Декларировать честность словами «Я буду откровенен с тобой…» или «Я готов сказать тебе правду» необязательно, если ты действительно являешься честным. Честность не требует презентаций, она не луч прожектора, светящего в одну область, а солнечный свет, рассеивающийся повсюду. Если ты честный человек, люди будут это знать исходя из твоей личности и характера. Это будет ясно просто из пребывания рядом с тобой.
Расчетливую, избирательную честность Марк Аврелий определял как негативную, метафорично обзывая ее «кинжалом». Он считал, что такая откровенность, словно острое лезвие кинжала, протыкает прочную броню человеческого доверия, вместо пользы принося боль. По сути, Аврелий называет такую честность инструментом, используемым злодеями для нечестной борьбы. В понимании мыслителя ситуационный выбор, когда можно быть честным, а когда нет, является трусливым и порочным.
В начале жизни каждого человека учат, что ложь — это плохо. Тем не менее вместе с взрослением приходит понимание того, что мир сложен и что честность — гораздо более неоднозначное понятие, чем могло казаться. Иногда приходится врать. Очень часто ложь бывает неизбежна, а порой и приводит к лучшему исходу. Например, нет ничего страшного в том, чтобы сказать человеку «Все будет хорошо» ради утешения. Даже с учетом того, что никто не может знать точно, что произойдет в будущем.
Но главная проблема не в вынужденном вранье. Гораздо хуже, когда человек живет ложью, а честность использует только ради своей пользы. Это полностью уничтожает доверие к нему со стороны других людей. Использование коротких вспышек честности в качестве инструмента манипуляции ничем, по сути, не отличается от лжи, превращая самого человека в обычного лицемера.
Комментарии
(1)Отличная статья! Жаль что такая тематика не пользуется спросом и набирает так мало просмотров. Автору респект, от души)