Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Панк-алфавит: жанры и поджанры фантастики

Если раньше ты не знал, то теперь будешь: у каждого альтернативного мира в кино, литературе или играх есть свое название. Каждая вселенная центрируется вокруг ядра — источника жизни своего мира. Как в фэнтези это магия, в панк-мирах — технология. Временные рамки никак не сдерживают фантазию сценаристов-демиургов: даже если попадания в уже существующий каноничный жанр не случится, придумать новый не составит труда. Корень «панк» как якорь для критиков и интересующихся и означает глубокий упадок в обществе и скорые радикальные перемены.

Создание мира — это своего рода конструктор: главная сложность — фундамент, а купола и башни лишь виньетки. Олдскульные истории базировались на концептуальности именно ядра вселенной, оставляя главным героям скучные и вторичные жизненные ленты. Вот и мы, как и классики мироздания, ретрограды и не расскажем тебе собственных сценариев — только об уже существующих. Записывай, запоминай, щеголяй новенькими словечками перед подругами и друзьями, но будь осторожен, ведь ярлык нёрда с тобой останется навсегда.

Атомпанк

«I don’t want to set the world on fire….» — знаменитые и бессмертные строчки the Ink Spots и верный знак того, что следующая сотня-другая часов пройдет превосходно. Серия игр Fallout — идеальный представитель жанра атомпанка, мира, живущего во временах 60-х годов ХХ века. Гонка вооружений, холодная война, дети атома, ретро-винтажные автомобили и приятный джаз — бессменные атрибуты жанра. Центр технологий — атом. Но технологии миров гораздо опередили наш реальный: в рамках атомпанка допустимо существование роботов, синтов (разумных андроидов), летающих гигантских аппаратов и автомобилей-амфибий.

В кино: «Зомби по имени Фидо» Эндрю Керри, «Люди Икс: Первый класс» (с натяжкой, но все атрибуты на месте).
В литературе: «Пикник на обочине» братьев Стругацких, «Мессия» Ильи Гутмана, «Основания» Азимова, «Орион взойдет!» Пола Андерсона.
В играх: вся серия Fallout (от первой до будущей «76»), Red Alert (даже 3 часть).

Аэропанк

Яркий и красочный мир в небесах, и мертвый и жестокий — ближе к земле. Как правило, действие аэропанка происходит на огромных летающих островах-городах, соединенных монорельсовой дорогой или аэросообщением (дирижабли, воздушные корабли, летающие существа и прочее). Для жанра характерны насыщенные цвета, этическая гипертрофированность и инфантилизм. Частые отсылки к религиозным мотивам и поискам нового дома. Утопический мир с позитивной окраской снаружи, загнивающий и революционно настроенный внутри. Многие миры аэропанка работают на паровых технологиях, поэтому жанр тесно связан с паропанком: в нем не обязательны летающие поселения, но клубы воздуха и железные машины быть должны.

В кино: «Небесный замок Лапута» от гения Хаяо Миядзаки, мультфильм «Планета сокровищ».
В литературе: книжная серия «Воздушные пираты» Пола Стюарта и Криса Риддера, «Эирборн», «Небесный скиталец» и «Скайбрейкер» Кеннета Оппеля (ищи фанатские переводы — они лучше).
В играх: Bioshock: Infinite, Skies of Arcadia (JRPG — на любителя).

Биопанк

Жанр, который уже не первый год находится в периоде распада на два лагеря. Его изюминка в сращении геномов человека и животного (с помощью евгеники) и существовании разумной животной негуманоидной расы. И оба лагеря уживаются под одной крышечкой био. Зоорастические мотивы — одни из древнейших в истории мировой культуры, оттого и принято считать биопанк прародителем панк-классификаций. Конкретные отличительные черты, кроме этого, назвать тяжело, но по лагерям:

сращение геномов — мрачность, жестокость, криминал, легенды и мифы, секс, юмор;
животная раса — противостояние и геноцид, кровь, насилие, мрачные тона, космос.

В кино: «Звездный десант» Пола Верховена, «Чужой» Риддли Скотта, «Король обезьян» — мини-сериал Питера Макдональда;
В литературе: любая книга по вселенной Warhammer 40 000, мифы и легенды Древней Греции и серия «Перси Джексон» (Пан, кентавры, Медуза Горгона).
В играх: серия Mass Effect, Warhammer 40 000.

Дизельпанк

Действие дизельпанка охватывает промежуток реальной истории с начала Первой мировой войны до конца Второй, возведенный в абсолют: гигантские боевые машины на дизельном двигателе, непроницаемый смог городов. Дизельпанк представляют в двух интерпретациях: яркие двадцатые с буржуа и ар-деко, джазом и «Великим Гэтсби» Лурмана и мрачные пред- и поствоенные 40–50-е года. Для жанра характерны тяжелые реалии быта рабочего класса, растущая криминализация, тема пиратства, летающие крепости и гигантские роботы, начало роста городских зданий (первые небоскребы).

В кино: «Великий Гэтсби» База Лурмана, «Небесный капитан и мир будущего» Конрана, «Запрещенный прием», «Безумный Макс: Дорога ярости» 2015, с натяжкой — «Первый мститель».
В литературе: «Обитаемый остров» братьев Стругацких, «Человек в высоком замке» Филиппа Дика, «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд.
В играх: серия Wolfenstein как оккультный дизельпанк, Bioshock 1 и 2, Ex Machina.

Дримпанк

Истоки и центр дримпанка лежат в силе снов и их магическом смысле. Для этого жанра нет границ между выдуманным и реальным — все происходящее, безумное или вполне логичное, имеет смысл и реальное значение внутри головы героя. Частое упоминание и действие алхимии, шаманизма и психология начала ХХ века — значки-триггеры дримпанка. Для жанра характерна загадочная атмосфера, недосказанность, многозначность и туманные пейзажи.

В кино: «Маллхоланд драйв» и «Твин Пикс» Дэвида Линча, с натяжкой — «Начало» Кристофера Нолана, «Паприка» Сатоши Кона.
В литературе: «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэролла, «Автоматическая Алиса» Джеффа Нуна, «Сфера» Валентинова.
В играх: Limbo, American McGee’s Alice 2000 года и Alice: Madness Returns 2011 (продолжение).

Киберпанк

Мрачные антиутопии с явным социальным расслоением, генная инженерия и протезирование, искусственный интеллект, мегакорпорации и тотальная диктатура — даже думать не надо. Лишь закрыв глаза, можно представить себе типичную картину самого известного из панков. Мир еще не умер, но он уже в предсмертной агонии. Ни норм этики, ни морали, ни человечности. В хай-тек-мире единственное, что важно, — выживание. Посткиберпанк как поджанр родился, чтобы высмеивать каноны кибера, и почитать о нем ты можешь в нашем материале о комиксах.

В кино: «Эквилибриум», «Особое мнение», «Бегущий по лезвию» любого года, «Судья Дредд».
В литературе: «Нейромант» Гибсона — альманах и самое сердце жанра. Советовать что-то другое нет смысла.
В играх: Серия Deus Ex, Remember Me;

Стимпанк

Промышленная революция шагает по планете, не щадя никого: ни корсетов и эстетики викторианской Англии, ни паровых двигателей и нарочито преувеличенных аппаратов. Стимпанк — самый известный поджанр киберпанка, и он едва ли не популярнее своего родителя. Когда ты видишь горы песка, круглые сварочные очки и затейливые кружева, то знай: ты попал в стимпанк. Главное отличие от киберпанка — социальное неравенство и возможность сделать яркий и веселый мир. Стимпанк может сыграть роль обертки, и его создателям открыта дорога к жонглированию темами, не привязываясь к угнетенным и угнетателям. В его состав также могут входить как клокпанк (эстетика творений Леонардо да Винчи и часовых механизмов), так и теслапанк (ярко-синее электричество повсюду).

В кино: «Дикий, дикий Запад» с Уиллом Смитом, «Ходячий замок» гения Хаяо Миядзаки, «Безумный Макс» любого года, сериал «Цельнометаллический алхимик».
В литературе: «20 000 лье под водой» Жюля Верна, «Машина различий» Гибсона, «Вокзал потерянных снов» Мьевиля.
В играх: серия Dishonored, Fable III, Bioshock Infinite, серия Thief.

«Панки» до XVII века

Стоунпанк, сандалпанк и миддлпанк мы решили объединить в один блок, потому что из существенных различий в них лишь доступные технологии. Это эпохи каменного, бронзового века и Средневековья соответственно. Темы в жанре, как правило, связаны с тиранией и борцами-революционерами, защищающими простой народ или свою семью. Им не чужд героический эпос и гипертрофированные образы героев, тесны связи с алхимией, магией и потусторонним, но сохраняется превосходство духа над телесным. Проблема жанров в том, что найти центрообразующую технологию и вписать ее в сюжет органично весьма непросто. Отсюда-то и растут ноги сращения жанра с магией и божественным вмешательством.

В кино: «Астерикс и Обеликс» и «Король Артур» как миддлпанк, «300 спартанцев» как часть сандалпанка, «Флинстоуны», «Апокалипсис» и «10 000 лет до нашей эры» Эммериха как стоунпанк.
В литературе: серия доисторических Мстителей Marvel как часть стоунпанка; «Легенды о короле Артуре» — чистый миддлпанк, а плагпанк (миддлпанк с чумой) можно встретить в цикле Перумова; мифы Древней Греции — золотая классика сандалпанка.
В играх: Far Cry Primal, линейка Assassin’s Creed (впрочем, в ней можно найти едва ли не все «панки»), Kingdom Come: Deliverance.

«Панки» наших дней и позднее

Вольные интерпретации далекого и не очень будущего в современном медиапространстве не редкость. Наупанком мы и вовсе дышим каждый день: практически любой шутер или художественное произведение (вплоть до вольного байопика) можно к нему отнести. Чего нельзя сказать о либепанке — сюжете о мире с доминирующим положением западного образа жизни. Тотальное распространение «американской мечты» и либерализации в литературе привело к росту недовольства в обществе и приходу меньшинств к власти. Впрочем, действие все так же происходит в реалиях наших дней. Особняком в блоке стоит нанопанк — недалекое будущее с доминирующим развитием нанотехнологий. К кризису они пока не привели, но состояние жанра можно назвать «предгрозовым»: еще не киберпанк, но уже близко.

Особый поджанр, который необходимо обособить, — утильпанк: наш современный мир, но после апокалипсиса. Это время переоценки ценностей и возвращения прежнего мирового уклада: власть — сильным, смерть — слабым. И к нему часто относят серию «Безумный Макс», но напрасно, на наш взгляд.

В кино: «Дитя человеческое», «Дорога» с Виго Мортенсеном, «Бросок кобры» — серия G. I. Joe.
В литературе: «Полночь» Кунца, «Пикник на обочине» братьев Стругацких, «Конец истории» Фукуямы.
В играх: серия Call of Duty от Infinity Ward, S.T.A.L.K.E.R. — вся серия, серия Hitman.

Фэнтезийные «панки»

Эту тему мы уже затрагивали в дримпанке, но смещенный на психологию акцент не коснулся наших новых героев. Первый из них — манапанк: мир, где все приборы работают на эманации жизни — мане. Магия — суть и дыхание вселенной манапанка, и он часто дополняет стимпанк (что характерно для меха-аниме).

Эльфпанк — тоже самобытный жанр. Магия в нем не редкость, но главная «фишка» историй поджанра в обитателях этого мира. Волшебные расы — от эльфов до драконов — либо адаптировались к сожительству с человеком, либо столкнулись с ним только что, либо тайно живут бок о бок уже тысячи лет.

Ститчпанк — население миров этого поджанра замещено антропоморфными и не очень куклами. Любимый жанр и, вероятно, образ мышления Тима Бертона.

Сипанк — зародился на просторах интернета как ответ на замыленное заверение ученых о неисследованности океанов. Фэнтезийный поджанр потому, что ему приписывают невероятные организмы и даже целые подводные цивилизации. Иначе, чем магией, назвать это мы не можем.

В кино: серия «Другой мир» с Кейт Бекинсейл, мультфильмы «9», «Каролина в стране кошмаров», «Ночь перед рождеством» и любая анимация Бёртона, будущий «Аквамен» и аниме-сериал «Когда успокоится море», «Власть огня».
В литературе: «Не время для драконов» Перумова и Лукьяненко, «Американские боги» Нила Геймана.
В играх: LittleBigPlanet, Call of Ktulhu, серия «Аллоды».

Если мы кого-то забыли, то пиши в комментариях. Мы дополним, и эта памятка будет максимально подробной.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(2)

Aiven

Не «Каролина», а «Коралина»!..

id240594554

По моему, лучше будет «нюкопанк», а не «атомпанк». А вообще довольно подробная классификация. Спасибо за статью.