1. Agartha (Sega Dreamcast)
Agartha разрабатывалась эксклюзивно для Sega Dreamcast, и, вероятно, это главная потеря данной консоли. Здесь можно возразить, ведь на последней приставке от Sega было много так и не выпущенных игр, в том числе любимый всеми Half Life. Но сам Half Life вышел на PlayStation 2. Естественно, он был и на PC, да и пираты всё-таки допилили почти завершённый порт для Dreamcast — правда, уже после «смерти» консоли.
С «Агартой» дела обстоят иначе: игра не вышла вообще нигде, хотя большая часть работы была завершена. Невозможно не заметить великолепную для своих лет графику, а также игру светотени. Изначально планировалось выпустить это чудо к старту продаж приставки — можно сказать, она должна была стать одним из флагманов.
Однако разработка затягивалась — сначала на год, потом на два. В итоге осталась альфа-версия, в которую даже можно поиграть. Вернее, на неё можно посмотреть, немного походить по румынской деревушке — и на этом всё. Персонаж не может взаимодействовать ни с одним предметом, многих текстур не хватает. Вместо революционного на тот момент динамического освещения — мерцающие пиксели.
Разработчики обещали нелинейность сюжета, а для достижения реализма даже отправляли дизайнеров в Румынию, чтобы те прониклись духом глубинки Восточной Европы. Должен был получиться микс из Shenmue и Resident Evil. Однако наступил 2001-й, на завершение разработки требовался ещё один (очередной) год, но у Sega уже не оставалось времени. Поддержка Dreamcast прекратилась, а вместе с этим остановилась и работа над «Агартой».
2. Beyond Zero Tolerance (Sega Genesis)
Если в детстве у тебя была Sega Genesis, то наверняка знаешь игру Zero Tolerance. Более того, вероятно, она тебе очень нравилась, как и всем остальным, ведь это был редкий шутер от первого лица — Doom для бедных. Консоли четвёртого поколения не справлялись с подобными играми, потому чаще всего они получались ужасными или вообще неиграбельными. Тем не менее данная игра оказалась отличной, с кучей видов оружия и дополнительных гаджетов. Например, там был и простой фонарик, освещающий лишь небольшую область, и полноценный прибор ночного видения. Можно было бить обеими руками и ногами в зависимости от комбинации кнопок; можно было даже прыгать. Пускай эти способности и не несли никакой практической пользы, но в том же Doom вообще невозможно было сделать прыжок.
В 1995 году шла разработка второй части — она называлась Beyond Zero Tolerance. Механика и графика практически не изменились, хотя судить мы можем только по бета-версии. Возможно, финальный продукт выглядел бы лучше, тем более в планах был порт для более мощной Sega 32X. Кроме этого, планировалось добавить возможность играть вдвоём с помощью кабеля Link-up. То есть на двух приставках, подключённых друг к другу и, соответственно, к двум телевизорам.
Игру отменили, так как уже вовсю шла эпоха 32-битных консолей. Таким образом, франшиза навсегда сошла с дистанции. Сейчас в Сети можно скачать образ этой то ли альфа-, то ли бета-версии непонятно какого билда. В неё даже можно поиграть: несколько первых уровней наполнены врагами и предметами. Сейчас всё это смотрится ужасно, но выйди Beyond Zero Tolerance даже в таком виде году в 94–95-м, мы все были бы в восторге.
5 знаменитых игр, о которых ты не слышал
3. Waterworld (3DO)
По фильму «Водный мир» сделали немало игр, и все они были либо ужасны, либо в лучшем случае просто плохими. Но Waterworld для Panasonic 3DO наверняка получился бы отличным — во всяком случае, в это охотно верится, глядя на технодемку. Собственно, это всё, что от игры и осталось, если не считать ещё пары скринов и спрайтов врагов. Сложно даже сказать, в каком жанре планировалась игра. Похоже, тир — во всяком случае, этот элемент геймплея точно присутствовал. Но видимо, была ещё и какая-то RPG-составляющая, а может быть, и квест из разряда «найди и кликни».
За потенциальную шедевральность говорит также издатель — им выступила компания Interplay Entertainment, известная по целому ряду хитов. Среди них: две части Fallout, Another World и «батя» всех survival-хорроров Alone in the Dark. Вероятно, к 1995 году, когда игру представили на E3, кроме демки и концепта в головах разработчиков ничего больше не было. В конце года стало известно, что поддержка приставки 3DO будет прекращена, и разработку свернули. Два года спустя Waterworld от Interplay всё же вышел для PC, но это точно совсем другая игра.
Компьютерные игры на виниловых пластинках
4. Shadow of Atlantis (Sega Mega-CD 32X)
Shadow of Atlantis — игра с очень длинной историей, при том что она так и не вышла. Сложно сказать, что именно пошло не так. Вероятно, всё и постоянно. В 1994-м планировалось выпустить игру для Sega Mega-CD — это такой аддон, требующий наличия классической Genesis, но позволяющий использовать ещё и CD-диски. Через год в новом анонсе уже значилась Sega Mega-CD 32X. 32X — это второй аддон, превращающий старушку Genesis в 32-битную консоль. Исходя из полного названия выходит, что игра требовала наличия всех трёх компонентов. Действительно, что тут могло пойти не так? Давайте-ка вложимся в супердорогущую игру, которая будет требовать мегадорогих и очень плохо продаваемых аддонов. Звучит как отличный бизнес-план.
Прошёл ещё год. Теперь игра анонсировалась для Sega Saturn, а значит, пиши пропало. Много славных франшиз навсегда обрели покой именно на «Сатурне». Вообще, история Shadow of Atlantis отлично отображает путь самой Sega в середине 90-х. От игры остался только деморолик стоимостью 70 тысяч долларов. Это должен был быть квест с очень красивой графикой и популярной для тех лет механикой. Нечто вроде Myst или Raven, когда мы видим мир будто от первого лица, но все передвижения заскриптованы.
Такая концепция имела популярность потому, что настоящее 3D находилось ещё в зачаточном состоянии, представляло собой нагромождение пикселей. В подобных же квестах картинка выглядела фантастически, будто настоящий мультфильм. В основе сюжета лежал роман Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». У игры было второе название — Nautilus. Вероятно, в разных регионах планировали продавать игру под разными названиями. Более того, скриншот «Атлантиса» даже помещался на коробку от Sega 32X в Европе.
Любимая приставка детства: история Sega
5. The Terror of Tech Town (NES)
В 1989 году для приставки NES, более известной в нашей стране как «Денди», вышел занятный аксессуар Power Glove. Перчатка со встроенным контроллером, позволяющая управлять объектами на экране телевизора с помощью движений руки. Это был первый подобный девайс в истории, доступный широким массам. Правда, слово «доступный» всё-таки нужно взять в кавычки. Стоила она $80, что сопоставимо с ценой уже появившихся консолей следующего поколения. Выходит, у покупателя был выбор: купить причудливую перчатку для уже явно устаревающей приставки либо докинуть 20–30 долларов и купить новую 16-битную консоль, за которой будущее.
Power Glove плохо продавалась, была сложна в настройке и довольно плохо работала на самом деле. В итоге для неё вышло всего две игры, в одной из которых революционные возможности перчатки вообще не использовались. То есть можно было надеть перчатку и второй рукой просто жать на кнопки, играя как на классическом контроллере. Выглядело круто, но ужасно неудобно и, главное, совершенно бесполезно.
The Terror of Tech Town должна была раскрыть весь потенциал новоиспеченной технологии, давая игроку совершенно новый опыт. Это был квест с элементами экшена, а соответственно, и с сюжетной линией (что уже неплохо для тех лет) — а тут ещё и такая уникальная механика. Power Glove всё ещё можно выловить на различных аукционах, однако из-за небольшого тиража сегодня она стоит в 3–4 раза дороже, чем в 1989-м, а поиграть по-прежнему не во что.