Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Компьютерные игры на виниловых пластинках

Люди обожают компьютерные игры. В них играют представители всех национальностей, независимо от пола и возраста. Срабатывает магия перевоплощения, когда в обычной жизни ты сидишь в скучном офисе или стоишь за станком, а дома, садясь за монитор и беря геймпад в руки, становишься кем угодно. Перед тобой на выбор тысячи миров со своими правилами, со своей историей. Это почти как кино, только здесь ты можешь влиять на процесс.

Игровая индустрия зародилась в 70-х годах. К началу 90-х она расцвела, а сегодня стоимость производства хорошей игры не уступает стоимости неплохого фильма. До рекордных кинобюджетов ещё дело не дошло, но игры за десятки миллионов долларов уже не редкость.

За эти 50 лет для физического хранения игр использовались разные носители. Некоторые из них тебя удивят.

Картриджи

Большинство приставок, вплоть до пятого поколения, в качестве носителей использовали картриджи. Они были разного размера, разного объёма и, естественно, с разным оформлением. Однако было и кое-что общее, а именно микросхема. Она есть во всех картриджах, а значит, туда можно засунуть что-нибудь ещё. Должен возникнуть логичный вопрос: что именно можно туда засунуть? Например, батарейку и дополнительный блок памяти для сохранения игрового процесса. Всякие карты памяти, а позже и встроенные жёсткие диски появились только к середине 90-х. До этого было лишь два способа сохранить прогресс: пароль или особенный картридж с батарейкой.

Одной из первых таких игр стала The Legend of Zelda, выпущенная в 1986-м. Существовали и другие модификации, вроде дополнительного процессора для обработки 3D в картридже с игрой Virtua Racing для Sega Genesis. Были и совсем безумные проекты вроде суперкартриджа для NES («Денди») с игрой «Восставший из ада». В него планировалось встроить дополнительный процессор Zilog Z80, который был мощнее, чем у самой консоли. Также планировалось добавить звуковой чип и расширить объём до 4-х мегабайт, а это почти в 100 раз больше, чем у стандартного картриджа для NES. Игру отменили, так как производство таких носителей ни при каких обстоятельствах не окупилось бы.

Аудиокассеты

Те, кто постарше, наверняка помнят этот жуткий писк и скрежет, идущий из колонок магнитофона. Так звучало счастливое советское детство — три минуты мучений, за которыми тебя ожидало невероятное приключение. Примерно на середине загрузки появлялся арт игры — воображение в предвкушении грядущего рисовало яркие картины, пыталось дополнить пиксельные образы персонажей хоть какими-то деталями.

Информация передавалась через звуковую волну, которая представляет собой колебания двух типов —длинные и короткие. Компьютер интерпретировал эти колебания как 0 и 1 — таким образом информация с аудиокассет могла быть расшифрована любым аппаратом, работающим на «Бэйсике». Игры тогда «весили» буквально по паре-тройке килобайт. Тяжеловесы доходили до 30–40, а самые невероятные гиганты и вовсе могли «весить» под 100 килобайт, но это реально уже единичные экземпляры.

Дискеты

Скорее всего, ты застал трехдюймовые дискеты, а до них были пятидюймовые. Такие здоровые и намного более гибкие, хотя с меньшим объёмом информации. Ещё раньше были восьмидюймовые дискеты, но они почти не использовались в домашних системах. Существовало множество промежуточных или конкурирующих форматов вроде четырех дюймов, 31⁄4, 2,8, 21⁄2 — короче говоря, любые, какие ты только можешь представить. Большая часть форматов не прижилась, так как уже начался процесс стандартизации. Желанный любым ребёнком IBM 286 снабжался стандартными дисководами для трех- и пятидюймовых дискет. Оставшиеся крохи рынка не были способны конкурировать с таким гигантом.

Впрочем, один относительно успешный конкурент всё же был, и это Sega со своими Sega Card. Специальные карточки, гибриды картриджей и дискет, предназначенные исключительно для домашней игровой консоли. Объём памяти не превышал 40 килобайт, чего хватало для простых игр того времени. При этом они были значительно дешевле в производстве, чем стандартные картриджи. К тому же смотрелись эти карточки как-то эстетично, что ли.

7 игровых консолей, о которых ты никогда не слышал

VHS

Формат VHS появился в Японии в 1976-м, а к началу 80-х стал самым популярным способом хранить и передавать большие объёмы информации. В первую очередь — фильмы и другие видеоматериалы, однако не обошлось и без игр. Если они работали с помощью аудиокассет, отчего же не перейти на видеокассеты?

В 1987 году появилась игровая консоль Action Max, которая использовала в качестве носителей исключительно VHS-кассеты. Правда, «исключительно» здесь звучит слишком громко, учитывая, что вышло всего пять игр, но попытка всё равно интересная. Все эти игры представляли собой обычные тиры, однако на фоне проигрывалось настоящее видео. Для тех лет это было удивительно, хотя вскоре появятся лазерные диски, и подобные игры окажутся совершенно невостребованными. Геймплея там минут на двадцать, а реиграбельность нулевая. Кто ж захочет по кругу смотреть бессюжетное кино не самого лучшего качества.

Виниловые пластинки

Переходим к настоящей экзотике: игры на виниловых пластинках — как тебе такой поворот? Их вышло совсем немного, и это скорее были усилия энтузиастов — во всяком случае, в рамках глобальной игровой индустрии винил не закрепился. Тем не менее на пластинку можно записать звук, а значит, она может работать с «Бэйсиком» по образу аудиокассет. Программы и игры в виниле выходили для домашних компьютеров вроде Zx-Spectrum или Commodore.

Например, австрийское издательство Data Record выпустила хитовую на тот момент игру Frogger на пластинке. Были и другие приятные сюрпризы. Британский музыкант Пит Шелли выпустил на виниле альбом XL1. Если посмотреть на список композиций, то можно заметить, что последняя из них называется ZX Spectrum Code. Поставив иголку на самый край пластинки, ты можешь услышать характерный, почти родной звук «Спектрума». Если загрузить программу на компьютер — выяснится, что это был плагин для Winamp задолго до изобретения самого «Винампа». В 2017-м на виниле вышло переиздание альбома «OK Computer» группы Radiohead. На этой пластинке есть небольшая программа для Zx-Spectrum.

Радио

Игры можно было скачивать задолго до появления торрентов и вообще интернета. Нам же только звук передавать нужно — это можно делать по радио. Естественно, если записывать просто трансляцию — ничего не выйдет: будет куча сторонних шумов, да и качество сильно снизится. Но если такую радиопередачу записать через проводное подключение, то можно получить игру или какой-то софт совершенно бесплатно, практически из ниоткуда. Разве это не чудо, граничащее с магией? Однозначно оно. Во всяком случае, в реалиях начала 80-х.

Эфиры с трансляциями игр проводились во многих странах Европы. Известно, что это способ пользовался популярностью в Германии, Финляндии и Австрии. Югославское радиошоу Ventilator 202 за два года своего существования (1983–1985) передало более 150 игр и программ для Zx-Spectum.

Любимая приставка детства: история Sega

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)