От пивных банок до значков: что коллекционировали дети в начале 90-х

Михаил Малахов
09 июля, 2020
13.3k
1
Культура
в избранное
Конец 80-х годов запомнился пустыми прилавками и дефицитом на всё — почти буквально. Разваливающаяся страна пыталась сделать хоть что-то, чтобы население с голоду не померло. Были введены продуктовые талоны на молоко, сахар, соль, крупы и, конечно, на вино-водочные изделия. Казалось, что сама жизнь замерла, будто повисла на волоске — и внезапно, будто по мановению волшебной палочки, прилавки заполнились яркими и разноцветными упаковками.

Всё новое выглядело заманчиво, к тому же имело десятки альтернатив. Такое разнообразие породило новые просторы для юных коллекционеров, ведь практически что угодно — от плакатов с голливудскими звёздами до пивных банок — выглядело интереснее старых обоев и хлама, скопившегося на полках советской стенки.

Сегодня мы решили вспомнить самые популярные вещи, которые собирали дети (да и некоторые взрослые) того времени.

Банки от пива

Пивная банка в коллекции каждого мальчишки в начале 90-х

Эта коллекционная ниша находила молчаливое одобрение старших членов семьи. Дело в том, что банки-то сделаны из алюминия, а значит, их, как и бутылки, можно будет сдать. Если что. Возможно, сейчас это звучит нелепо, но в самом конце 80-х и начале 90-х люди реально готовились к худшему варианту, запасаясь спичками, ватой и чем угодно ещё, что удастся купить. Собственно, это отчасти и стало причиной дефицита: делая запасы на годы вперёд, люди сметали всё с прилавков, усугубляя ситуацию. Впрочем, сложно их винить — кто знает, как мы бы сейчас повели себя. Совсем недавно ведь все видели готовящихся к апокалипсису, запасающихся гречкой и макаронами.

1991–1994-й были годами дикой инфляции, которая измерялась сотнями процентов, поэтому банки могли и пригодиться, оказавшись более твёрдой валютой, чем рубли. Во всём остальном они играли роль обычных коллекционных вещей. Чем лучше качество экземпляра, тем он ценнее. В случае с банкой под качеством подразумевается её форма. На поверхности не должно быть вмятин и содранной краски, иначе банка отправлялась на чердак — для обмена или на тот самый «всякий случай». Естественно, чем реже сорт пива, тем ценнее его тара. Правда, можно было и тут прогадать: раздобыл диковинную банку, радуешься ей — а уже через пару дней все ларьки завалены этим пивом.

Каждый коллекционер был обязан иметь Red Bull, классический на тот момент экспонат. Банка с изображением красного быка выглядела как само олицетворение Америки, которой в те годы восхищались. К тому же сформировалось мнение, что Red Bull имеет какое-то отношение к Chicago Bulls — команде NBA, которая была тогда на пике популярности.

Пачки от сигарет

Твердые пачки из-под сигарет

Вместе с десятками сортов пива, виски и всяких ликёров на прилавки хлынули яркие пачки сигарет. Они тоже приковывали к себе внимание и, соответственно, стали коллекционируемыми. Правда, здесь уже было сложнее. Если банки от пива нужно лишь помыть, чтобы избавиться от запаха, то с пачками от сигарет приходилось возиться. Можно, конечно, просто выветрить, но это долго, поэтому проще было стащить туалетную воду старшего брата. Опасно, конечно (за это можно было и получить), но сокровища требовали обработки и вознесения на положенное место.

Впрочем, пачки всё равно долго не продержались. В пустом виде они слишком лёгкие и занимают много места. Случайно заденешь — и всё, коллекция летит со стены на пол. Складывать куда-то не имело смысла. Во-первых, они никогда не пригодятся, даже на всякий случай. Во-вторых, они и так пачки, почти коробочки, и складывать их в другую, но большую коробку было бы глупо. Пачки от сигарет либо должны быть расставлены где-то в углу, либо их вообще не должно быть. Так или иначе, в итоге все пришли ко второму варианту, пустив большую часть коллекции на «лёлики» или «вертушки».

«Лёлик» — это верхняя часть пачки сигарет, сложенная особым (известным только избранным) способом. Она становилась самостоятельной ценностью, которой ещё и можно было играть, почти как в фишки. Чуть позже появился миф о возможности выиграть что-то, если найти на внутренней стороне пачки разноцветный вкладыш с подходящим номером. Никто точно не знал, как выглядит выигрышный цвет и какие должны быть цифры. Тем не менее, разрывая пачку, каждый с умным видом ценителя осматривал внутренности и выдвигал вердикт: не выиграл, очевидно же, ведь никто внезапно не вручил тебе мешок денег.

Фейковое детство 90-х: твоя жизнь никогда не будет прежней

Марки

Коллекция почтовых марок

Конечно же, марки и сейчас собирают, но в 90-х они заняли особое положение, стали признаком коллекционера-аристократа, что ли. Будучи суперпопулярными в советское время, они сумели пережить бесконечный наплыв конкурентов и занять свою нишу. Обычно марки собирали либо старшие братья, либо дети из более-менее обеспеченных семей. Ведь их нужно было покупать целенаправленно, это не побочный продукт.

У марок действительно была особая ниша: альбомы с собранными или даже недособранными коллекциями становились порталами в прошлое, они будто излучали тёплую ностальгию. Нетипичность такого положения обусловлена почти полным отказом населения от всего советского. В начале 90-х ты был обязан иметь новые модные интересы, должен был мечтать о «Денди», хотеть новые джинсы и перестать уже покупать пастилу и леденцы в форме петушков.

Всё прошлое, в том числе историю самой страны, быстро выносили на свалку, а вот марки остались. И даже устояли в схватке с прямыми конкурентами в виде альбомов с наклейками. Они тоже были разной тематики — от дикой природы до любимых фильмов с играми. Смысл ведь тот же: покупаешь, собираешь, клеишь.

Вкладыши

Коллекция вкладышей турбо

Вкладыши от жвачек продержались очень долго, наверное лет семь, и это неудивительно. Сообщество собирателей вкладышей было огромно, а правила и расценки саморегулировались. Таким образом, появилась устойчивая и самораспространяющаяся система, которая не нуждалась в списке правил или приоритете ценности одного вкладыша над другим.

Конечно, существовала классика, или «твёрдая валюта», и среди вкладышей. В первую очередь это Turbo — разворачиваешь жвачку и первым делом смотришь, что там за тачка. Кроме крутого автомобиля изображение снабжалось ещё дополнительной информацией вроде максимальной скорости и года выпуска. В общем, это были вкладыши, от которых никто нос не воротил. В игре они почти всегда оценивались как один к одному против любого другого вкладыша.

Однако каждый игрок мог заломить любую цену за свои экспонаты, а тебе оставалось согласиться или просто не играть с ним. Таким образом, владельцы действительно очень редких вкладышей могли устанавливать свои правила (вроде первого удара или хлопка), изменять баланс ценности и требовать три, а то и пять к одному.

Советский Союз больше, чем пломбир и ГУЛАГ

Значки

Коллекция значков

Значки почти как марки: из той же эпохи и до поры до времени тоже служили источником тёплой ностальгии. Но всё-таки они не пережили 90-е. Дело в том, что их было сложнее коллекционировать. Просто складывать в коробку довольно глупо, ведь это значки — они должны быть на виду. Для этих нужд существовало специальное мягкое полотно — значки вешались на него, и экспозиция выставлялась напоказ. Однако полотна быстро рвались, а новых было уже не достать. В общем-то, как и самих значков.

Участь значков весьма печальна на самом деле. Сначала их вытряхивали из антресолей и обменивали на что угодно. Хорошо, если на картридж для «Денди», но чаще на те же вкладыши или появившиеся чуть позже «Чупа Кэпсы». Между тем значки же реально были классной коллекционной штукой. Это не просто изображение чего-либо, но и моделька, которую можно пощупать и при желании даже нацепить.

А что в своем детстве коллекционировал ты?