Покупая автомобиль, ты вряд ли задумываешься об истории его названия — главное, что бренд представляет собой сейчас. И зря, ведь иногда это достаточно интересные и вдохновляющие истории.
Mazda
Компания Mazda была создана в 1920 году, когда сын простого рыбака — Дзюдзиро Мацуда — купил вместе с инвесторами обанкротившуюся строительную компанию. Изначально компанию назвали Toyo Cork Kogyo Ltd., что отражало направленность — производство изделий из пробкового дерева.
Чуть позже компания попыталась выйти на рынок мотоциклов, но безуспешно. Тогда Toyo Cork Kogyo Ltd. сосредоточилась на машиностроительном оборудовании.
После победы мотоцикла Toyo Kogyo в гонках к компании начали проявлять интерес инвесторы. В 1931 году для улучшения благозвучности было решено провести ребрендинг, сменив название на Mazda — в честь верховного зороастрийского бога Ахура Мазда. Причём тут это божество? Просто его имя — Мазда — было созвучно с именем основателя — Мацуда: в японском языке действует слоговая азбука, и в итоге Мазда превращается в Ма-цу-да.
Toyota
В 1924 году Сакити Тоёда изобрёл автоматический ткацкий станок. В 1926 году он основал компанию Toyoda Automatic Loom Works, которая производила ткацкие станки, имевшие достаточно большую популярность в стране. В принципе, компания Тоёды уже состоялась, и вряд ли бы она занялась производством автомобилей, если бы не сын Сакити Киитиро, который в 1929 году съездил в Европу и США, где изучил автомобильную промышленность нескольких стран.
Вернувшись в 1930 году в Японию, он занялся разработкой автомобилей с бензиновым двигателем, и в 1933 году было создано новое подразделение компании, специализирующееся на выпуске машины. Автомобили Тоёды быстро стали популярными, в том числе благодаря поддержке правительства Японии.
В 1936 году, когда Toyoda уже активно продавалась в стране, компания решила провести конкурс на разработку нового логотипа. Победил вариант с тремя иероглифами, составлявшими фамилию Тоёда. Так почему мы называем японские автомобили тойотами? Дело в том, что семья Тойода, хотя и одобрила логотип, увидела, что для написания их фамилии требуется девять мазков, тогда как для «тойоты» — лишь восемь. А так как восьмёрка в японской культуре считается счастливым числом, было принято решение исправить название. И не зря, ведь теперь «Тойота» является крупнейшей автомобилестроительной компанией в мире.
Buick
Дэвид Данбар Бьюик, шотландский эмигрант, с детства был изобретательным. Ещё до основания автомобильной компании он воплотил в жизнь множество интересных проектов и сумел заработать на этом.
В 1890-х годах он основал компанию по производству двигателей, но та достаточно быстро развалилась. Тогда он не стал отчаиваться и открыл новую в 1902 году, назвав её Buick Manufacturing Company.
Автомобили бренда Buick были лучше конкурентов во многих вещах, так как Бьюик любил внедрять инновации. Но из-за этого Дэвид Бьюик имел и проблемы с деньгами, ведь производство и эксперименты с инновациями требовали серьёзных вливаний. В итоге в 1908 году Бьюику пришлось продать свою компанию Уильяму Дюранту, основателю General Motors. Дюрант, в свою очередь, не стал делать ребрендинг, а просто включил Buick в свою корпорацию, так как бренд к тому времени уже стал популярным и заслужил доверие покупателей.
Chrysler
История Уолтера Крайслера — это пример успеха, который подталкивает многих людей двигаться вперёд. Большую часть своей юности он провёл в путешествиях по штату Техас, где работал на разные компании инженером-железнодорожником. Там он получил различные навыки, в том числе навыки машиниста. В 1911 году, в свои 36 лет, Уолтер стал начальником производства в автомобильной компании Buick, а уже в 1919-м — вице-президентом с окладом 500 тысяч долларов в год. Всё благодаря тому, что под его руководством компания увеличила объём производства с 20 до 550 автомобилей в сутки.
Но вскоре амбициозному мужчине этого стало мало, и в 1920 году Крайслер ушёл из Buick. Скупив несколько убыточных автомобильных фирм, в том числе Maxwell Motor Company, он объединил их в одну и в 1924 году представил автомобиль под названием Chrysler. В 1925 году название Maxwell было заменено на Chrysler. Как видишь, у Крайслера всё было в порядке с самооценкой.
Настоящий ретровейв: легендарные автомобили 80-х
Honda
Тут нет таких интриг, как с Chrysler или Toyota, — компания Honda названа в честь талантливого автомеханика Соитиро Хонды. Больше интересна история самого Соитиро. Он родился в 1906 году в доме бедного деревенского кузнеца и с самого детства с головой погружался в технику. В 15 лет он в одиночку поехал работать в Токио автомехаником и в 1928 году, пройдя долгий путь от ремонта шляп до ремонта машин, получил первый из своих 150 патентов.
Вернувшись в родной город, он основал филиал токийской компании своего работодателя, который сумел поднять на достаточную высоту. В 1946 году, когда Япония лежала в руинах, Хонда не отчаялся, а, наоборот, увидел перспективу и основал Honda Motor Co. Ltd. Сначала Хонда устанавливал маломощные моторы на велосипеды, после — стал делать мотоциклы, и к 1960-м годам Honda Motor Co. Ltd стала одним из крупнейших производителей двухколёсного транспорта в мире.
Компания Honda стала производить автомобили в 1963 году, и сегодня она является одной из крупнейших корпораций в мире.
Chevrolet
Некоторым может показаться странным это название, ведь марка американских автомобилей Chevrolet звучит как-то по-французски. Компания Chevrolet была основана в 1911 году Уильямом Дюрантом. Да, тем самым, который ранее оставил буквально ни с чем Дэвида Бьюика. А всё потому, что Дюранта настигла карма, и его попросили уйти из его же компании General Motors.
Но Дюрант, будучи опытным бизнесменом, решил не уходить на покой, объединился со швейцарским автогонщиком и механиком Луи Шевроле и создал новую автомобильную компанию. Так как у Дюранта не было такого самолюбия, как у Крайслера, ее, как и прошлую компанию, он не стал называть своим именем. Вместо этого он дал ей имя Chevrolet в честь своего друга.
Что касается логотипа, то здесь есть две версии. По одной из них, Дюрант решил использовать слегка изменённый швейцарский крест. По другой — он увидел рисунок на обоях во французском отеле и просто скопировал его.
Интересно то, что Дюрант достаточно быстро заработал большие деньги и вернул себе контроль над General Motors. В 1918 году он продал Chevrolet акционерам General Motors и вновь стал во главе основанной им компании. Это одна из тех историй, показывающих, что никогда нельзя сдаваться.
Mercedes
Бренд Mercedes принадлежит немецкой компании Daimler-Benz. А начиналось всё с Daimler-Motoren-Gesellschaft — объединения гениальных инженеров и бизнесменов Готлиба Даймлера, Вильгельма Майбаха и Макса Дуттенхоффера. После нескольких прототипов, проб и ошибок Майбаху в 1901 году удалось создать успешный автомобиль модели 35 PS. И тогда перед создателями машины встал вопрос: а как назвать этот бренд?
Вопреки всеобщему заблуждению, Mercedes назван вовсе не в честь дочери создателя. В реальности на название повлиял консул Австро-Венгерской империи в Ницце, являвшийся главой представительства компании Daimler во Франции, Эмиль Еллинек. Он предложил назвать новый автомобиль в честь Девы Марии Милосердной, что по-французски звучит как Maria de las Mercedes. То есть Mercedes можно перевести как «дар, милосердие». Еллинек был настолько набожным, что называл всё этим именем: дочь, яхты, дома, отель и казино.
Volvo
Одна из самых коротких историй названия бренда — это история Volvo. Основав компанию в 1915 году в качестве подразделения производителя подшипников SKF, Ассар Габриельссон и Густаф Ларсон решили не давать ей своих фамилий или сильно задумываться над красотой имени и просто назвали её Volvo. И это одно из самых говорящих названий, ведь с латыни volvo переводится как «катать, катить, вращать, поворачивать, крутить». Это как если бы по российским дорогам ездила отечественная машина под названием «Кататься».
Cadillac
Компания Cadillac была основана в 1902 году Генри Лиландом. Посчитав, что его фамилия будет не особо благозвучной для автомобильного бренда, Лилланд решил назвать его в честь Антуана де ла Моте Кадиллака, французского авантюриста, основавшего Детройт — будущую столицу автомобильной промышленности США. Лилланд выбрал его еще потому, что Кадиллак, по некоторым сведениям, являлся его далёким предком.
Помимо названия, Лилланд взял и герб Антуана. Но современные эксперты сходятся во мнении, что Кадиллак вовсе не являлся благородным господином с собственным гербом, который, по его утверждению, произошёл от французской королевской семьи. Более того, Кадиллак — это, скорее всего, даже не его настоящее имя.
Saab
Шведская автомобильная компания Saab имеет интересную историю. Она была зарегистрирована в 1937 году как Svenska Aeroplan Aktiebolag, что переводится как «шведская аэростроительная компания». И Saab до сих пор занимается обороной, авиацией и космонавтикой.
Позже Saab стали расшифровывать как SAAB Automobil AktieBolaget, что является рекурсивным акронимом (то есть когда название ссылается само на себя).
Volkswagen
В 1937 году на волне национального подъёма в нацистской Германии было принято решение об основании компании Gesellschaft zur Vorbereitung des Deutschen Volkswagens GmbH, что переводится как «общество с ограниченной ответственностью по подготовке немецкого народного автомобиля». В 1938 году произошёл ребрендинг, и появился Volkswagenwerk GmbH.
Интересно, что решение о создании Volkswagen было принято ещё в 1933 году, когда Адольф Гитлер, Якоб Верлин и Фердинанд Порше договорились о создании крепкого и надёжного автомобиля для немецкого народа. Одним из главных требований была стоимость — не более 1 000 рейхсмарок. Особо насчёт названия задумываться не стали и взяли его из концепции «народного автомобиля». Само слово Volkswagen переводится как «народный» и отсылает к доступности обычному гражданину.
Nissan
Компания Nissan была основана в 1914 году как DAT Motorcar — по инициалам фамилий трёх основателей. Ещё до ребрендинга DAT Motorcar выпускала автомобили Datsun (в ранней версии — Datson), которые прекратили делать в 1986 году и возобновили в 2013-м.
В 1928 году японский бизнесмен Йошисуке Айкава основал промышленный холдинг и назвал его Nippon Sangyo, что переводится как «Индустрия Японии». В 1931 году Айкава выкупил DAT Motorcar. Позже название было сокращено до Nissan (Ni — от Nippon, San — от Sangyo).