О чём врут любимые исторические фильмы

Михаил Малахов
Апрель 26, 2019
17.2k
2
Культура
в избранное

Историю пишут победители — прописная истина, примерно так же дела обстоят с историческими художественными фильмами. Кто платит, тот и пишет или немного приписывает. Это неизбежно. Некоторым фильмам всякие неточности или вольные трактовки можно простить за прочие достоинства. Другие фильмы целиком состоят из одних вольных трактовок и вообще лишены каких-то достоинств.

1. Гладиатор

Фильм Ридли Скотта «Гладиатор» — одна из ярчайших художественных картин о Древнем Риме. Отличные актёры «вдохнули» жизнь в своих персонажей, визуально всё смотрится потрясающе, уделено достаточно внимания деталям, будь то экипировка или городские улицы. Но так ли всё хорошо или безупречно, если присмотреться поближе? Увы, нет. С точки зрения достоверности и соответствия реальной истории — всё очень плохо.

События разворачиваются в Римской империи в провинции Норик (сегодня это Австрия) в 180 году. Старый Марк Аврелий желает назначить преемником Максимуса, но получает отказ, после чего гибнет от рук Коммода. Действительности соответствуют только становление Коммода императором. Марк умер сам от чумы или оспы, а генерал Максимус — персонаж вымышленный чуть более чем полностью. В Риме даже звания такого не было — если бы Максимус существовал, он был бы легатом. Постоянные разговоры о демократии выглядят странно, ведь Рим уже 150 лет как империя, а времена Марка Аврелия считаются «золотыми».

В первой битве пехота выстроена в 4, а иногда и 2 ряда. Минимальная глубина строя должна быть не менее 8 рядов, в противном случае строй будет прорван и легионеры попадут в окружение. Хотя самому строю в фильме вообще не отводится никакого внимания — варвары и римляне просто рубятся, и уж никаких преторианских когорт в том месте быть не могло. Преторианцы следили за порядком в Риме и служили личной охраной императора. Финальная схватка Максимуса с Коммодом тоже выдумка. Хотя последний и славился неординарностью и действительно был убит, но произошло это не на гладиаторской арене и не через пару лет после начала правления. Коммод пробыл императором 13 лет и был убит рабом по имени Нарцисс.

2. Царство небесное

Фильм 2005 года «Царство небесное» от того же режиссера (Ридли Скотт) — результат, как ни странно, точно такой же. Отличная визуализация, потрясающие актёры, оживившие своих персонажей. Ева Грин, сыгравшая Сибиллу Иерусалимскую, просто выше всяких похвал. Но с достоверностью снова всё очень плохо.

Биографии всех героев фильма не просто не точны — они выдуманы. Непонятно зачем, но факт. Например, Балиан родился в фамильном замке, был крестоносцем из знатной семьи, а никаким не кузнецом и уж тем более не бастардом. К моменту осады Иерусалима Балиану (которого сыграл Орландо Блум) было за 50. Милый и добрый Салах ад-Дин был таковым, но в реалиях того времени. Однажды слуга принёс ему слишком тёплую воду и добродушный Салах ад-Дин даже не приказал отсечь ему голову. Это был акт неслыханного милосердия по понятиям тех лет и тех мест. Сибилла с Балианом возвращается во Францию — такой у фильма «хэппи энд». На самом деле, после падения Иерусалима Сибилла вместе с мужем Ги де Лузиньяном (а никаким не Орландо Блумом и не Балианом) отправилась к городу Тир — это был последний город, не сдавшийся мусульманам. Её власть не признали и отказались пускать за ворота, и ей с немногочисленным войском пришлось осаждать небольшой город Акра. Осада длилась два года. От эпидемии чумы сначала умерли обе дочери, а потом и сама Сибилла.

В фильме Иерусалим выглядит как город посреди пустыни, но в 12 веке это была не та пустыня, что сейчас. В противном случае кому пришло бы в голову строить огромный город в пустыне. Речь перед последней битвой звучит мягко говоря странно: около половины жителей Иерусалима были мусульманами, а Орландо Блум призывает всех биться за Христа. По фильму «последней каплей» стало нападение крестоносцев на торговый караван, после чего Саладин решился выступить к Иерусалиму. В реальности же такие нападения были нормой, причём с обеих сторон. Истинная причина заключалась в том, что Рено де Шатильон собирался или говорил, что собирается, захватить Мекку и Медину.

Легендарные фотографии, получившие престижные премии

3. Перл-Харбор

«Перл-Харбор» — фильм 2001 года, рассказывающий о событиях, произошедших на Гавайях в 1941 году. Японские императорские ВВС нанесли сильнейший удар по ВМФ США. Отчаянное сопротивление, воздушные сражения, горящие и идущие ко дну кораблю — всё это выглядит классно, хотя сам фильм искусственно затянут. Впрочем, тут нет ничего удивительного, ведь для них «Перл-Харбор» — событие такого масштаба, как для нас выход какого-нибудь «Сталинграда». Естественно, с достоверностью всё не так хорошо, как с визуальным рядом.

В начале фильма главному герою (Бен Аффлек), американскому военнослужащему, сообщают, что армия направляет его в «Орлиную эскадрилью» — то есть в ВВС Британии, то есть под трибунал. Американские добровольцы действительно участвовали в защите Британии, но попадали туда как гражданские, в противном случае их ждал суд за службу другой державе. Speedfire — один из самых популярных британских самолётов времён войны, только в фильме почему-то американские «спиды» имею польскую маркировку и более позднее строение. Японские лётчики перед вылетом церемониально пьют сакэ, но эту церемонию проходят только камикадзе, а они не участвовали в атаке на «Перл-Харбор».

Боевые сцены действительно выглядят впечатляюще: дым, огонь, взрывы, самолёты на высоте нескольких метров от земли. Непонятно, зачем так низко. Бомбы пробивают палубы кораблей и порой детонируют через несколько десятков секунд, хотя реальный срок детонации около одной секунды. Торпеды при попадании в воду должны отстёгивать деревянные стабилизаторы, но в фильме этого не происходит, и подобных мелочей сколько угодно. Впрочем, есть и не мелочи — например, по фильму американцы теряют 11 кораблей, хотя на самом деле — только 7, японцы зачем-то атакуют госпиталь, в котором ещё не могло быть раненых военных — видимо, главный враг императора — это медсёстры. В действительности никакого налёта на госпиталь, конечно, не было, ведь целью являлся всё же именно флот. Американцы потеряли 2400 человек за полтора часа, хотя в фильме Рузвельт говорит о 4000 и при этом резко встает. Франклин Делано Рузвельт мужик очень крутой — единственный в истории президент США, занимавший пост более двух раз, — но он был парализован ниже пояса и вряд ли мог встать.

4. Дюнкерк

«Дюнкерк» — фильм 2017 года о событиях Второй мировой войны. Если во всех предыдущих фильмах из списка были свои положительные и отрицательные моменты, то «Дюнкерк» ужасен почти полностью. В нём плохо всё, кроме одной детали — хорошо передана атмосфера безысходности и ужаса перед наступлением подавляющих сил врага. Вот только сами эти силы так и не показали.

Намеренно это или нет (да), но британцы и французы показаны трусами, неспособными оказывать сопротивление. Главный герой, убегая, даже выбрасывает оружие — единственную вещь, которая может спасти ему жизнь. А что за кадры на пляже: стоят ровные ряды солдат: чистеньких, ухоженных, ни капли не уставших. Так, что ли, выглядят люди, ещё недавно оборонявшие город? Да и сам пляж такой же чистенький и ухоженный, ящики с припасами стоят ровными рядами, никаких трупов или тем более расчленёнки не наблюдается, хотя пляж регулярно бомбили и обстреливали. Впрочем, в фильме это есть —  несколько раз три самолёта пролетали мимо. Три самолёта — вот это мощь Люфтваффе. А город, улицы Дюнкерка снова чисты, как и пляж, как и одежда солдат. Причем чисты настолько, что наши современные города позавидуют, практически никаких повреждений не наблюдается, хотя в реале Дюнкерк отутюжили по полной. Это были руины.

Последний рубеж обороны проходит в нескольких десятках метров от пляжа, представляет собой мешки с песком и десяток бойцов. На самом пляже линии обороны нет вообще, хотя она была, и по всему периметру не прекращались боевые действия. После налёта трех истребителей Люфтваффе один из бойцов в ярости вопрошает: где же их ВВС, почему бросили без поддержки? Такая история имела место — многие британские солдаты в тот момент считали, что родные ВВС их просто бросили. Но основные воздушные бои разворачивались в нескольких десятках километров от точки эвакуации, что вообще-то логично. Лучше перехватить противника вдали от цели и не дать отбомбиться, чем ловить его уже в процессе. Британские ВВС понесли серьезные потери, но оказали достойное сопротивление, о чём в фильме ни слова. Специально ли поддерживается миф о трусости ВВС Британии или нет (да) — не известно.

Водка, икра, балалайка: фильмы о русских, снятые иностранцами