Герои
19 мая, 2016

Николас Кейдж: супермен с лицом безумца

Мы без ума от этого чувака.

Обожаем этого мужика! Нас просто прёт, когда на киноэкране он теряет своё дерьмо. Его жуткая улыбка, бровки домиком и привычные для фильмов рубежа 90-х и нулевых вопли стали неотъемлемой частью Голливуда, как родинка Де Ниро и безумие Шайи Лабафа. Николас Кейдж — уникальный человек, снимающийся в кошмарных боевиках и в шедеврах Де Пальмы и Скорсезе. К сожалению, последних лент всё же больше, и уже не все смогут вспомнить, когда Ник снимался в хорошем фильме. Да и зачем это, посмотри как он теряет своё дерьмо!

Николас Кейдж — имя не настоящее

Николас был таким… необычным от рождения. В его биографии не было столь распространённого у творческой элиты США изнасилования, лишь тишь, гладь да благополучие. Родители были твёрдо уверены в том, что ему суждено мелькать на экранах. Не потому что он родился в один день с православным Иисусом, а потому что его настоящая фамилия Коппола, и тот самый Бородач, который заставлял Марлона Брандо играть то сумасшедшего борца с кровавым вьетнамским режимом, то крёстного отца итальянской мафии, его родной дядя.

Свое имя молодой человек сменил уже в сознательном возрасте, чтобы начать самостоятельно свой путь актера и не прикрываться именем знаменитого родственника. Прототипами нового имени послужили композитор Джон Кейдж и герой комиксов Люк Кейдж.

В роду Коппола все были до неприличия творческими. Отец писал книги и преподавал литературу, мать была танцовщицей, про дядю Френсиса-Форда уже упомянули, дед – знаменитым композитором, да и двоюродная сестра София со временем сподобилась на один прекрасный и парочку неплохих фильмов. Тетушку зовут Талия Шайр, и ты мог видеть её в роли Адрианы Бальбоа в любимом всеми «Рокки». Её сын Джейсон, с не типичной для итальянца фамилией Шварцман, снялся в «Поезде на Дарджилинг». Такое родство – признак не только для гордости, но и для комплексов. Все-таки нельзя позорить фамилию.

Кстати, и братья Николаса Кейджа пошли по стопам родственников. Старший Марк стал актером, средний Кристофер – режиссером, а младшему Кейджу ничего не оставалось, как связать свою жизнь с кино.

Скажем так, это (карьера дяди) было стимулом, мотивацией, чтобы подтолкнуть себя, чтобы чего-то добиться. Я это почувствовал еще в детстве. Мой отец был учителем, а, как все мы знаем, учителя получают гораздо меньше, чем следовало бы получать за эту благородную работу. Я вырос в городке Лонг-Бич в Калифорнии, а лето проводил с дядей и его детьми в Сан-Франциско и в долине Напа. Я играл в их игрушки и водил их машины. У них в подвале был целый кинотеатр! Мне как будто вручили золотой ключик. Они делились со мной всем, но я очень хорошо понимал, что должен сам раздобыть себе все то же самое, когда вырасту.

А ведь все могло сложиться совсем иначе. Маленький Ник, следуя зову крови неаполитанских предков, мечтал уйти в море, стать моряком и бороздить бескрайние просторы. Но лестные слова преподавателей школьного драмкружка, дававших Нику только главные роли, взяли своё, и думать о чем-то другом, кроме лицедейства, не получалось.

В 17 он, как и все порядочные люди, бросил учебу, сдал экстерном экзамены и уехал покорять Голливуд, делая вид, что Талия и Френсис – не его родственники, просто фамилия одинаковая (он тогда ещё не сменил фамилию), ведь внешне они непохожи, как дети разных народов.

Николас Кейдж становится узнаваемым

Теледебют пришелся на 1981 год, Кейдж сыграл в телесериале «Лучшие времена». Потом ещё несколько ролей, скучных, неинтересных и бесславных. Но напялив рыжий парик и сыграв рок-музыканта в фильме «Девушка из долины», Кейдж узнал, что это такое, когда в твоей любимой закусочной официант говорит тебе: «Эй, да ты же тот самый парень, который <вставить нужное> в <вставить нужное>!»

Примерно в этот же период появляется псевдоним Кейдж. Первая волна слухов о том, что свои роли Ник получил не без помощи влиятельных родственников, сильно взбесили парня. Родственные узы порой наносят больше вреда, чем пользы.

Однако до славы как минимум Эвклида Кюрзидиса было как до вершины Эвереста нагишом. Несмотря на неплохую роль, предложения не посыпались на актёра, как из рога изобилия, однако вскоре произошло событие, которое сильно изменило жизнь актёра. Сколько ни бегай от родни, она все равно тебя достанет, так случилось и с Кейджем. Задумал именитый дядька снимать фильм про сложные отношения молодёжи. Впоследствии он получит название «Золотая рыбка» и обретёт культовый статус, но пока был готов лишь сценарий. Агент Кейджа без ведома самого актёра отправил фото Николаса на пробу. Если бы Ник узнал о планах агента, он бы просто разорвал фотокарточку. Но вот оскароносный режиссер, отложив фотографии ещё никому не известных Мэтта Дилона и Микки Рурка, наткнулся на знакомый анфас. «Да это ж Коля, племянник мой единородный! Моего братана Огюста сын!» – воскликнул Френк и отложил карточку в стопку забракованных. Однако родная кровь воззвала к совести, и Коппола решил дать племяшу незначительную роль, больше из любопытства, нежели помощи ради. Вдруг у парня реально есть талант? Нужно помочь пробиться. Все-таки родственные узы у итальянцев – вещь очень сильная.

Френсис не сделал поблажек родственнику, и начинающий актер проходил кастинг на общих основаниях. На съемках, чтобы пресечь все разговоры о родственных поблажках и заодно раззадорить парня, во всеуслышание говорил, что «из него не получится хороший актер». Однако это не помешало Нику получить от именитого режиссера-дяди работу в следующей ленте Копполы «Клуб Коттон», а спустя два года – в фильме «Пегги Сью вышла замуж», причем в главной роли. Картины таких режиссеров, пускай и не очень хорошие, вызывают интерес. Кейдж поработал в них на славу, и потому долгожданный рог изобилия с хорошими ролями был на подходе.

Кстати, одна из причин, которые связывают меня с Фрэнсисом, – это то, что во всей нашей огромной семье мы вдвоем – единственные, кто когда-либо курил траву. Плюс мы оба в какой-то момент прославились скандальным поведением в жизни. Это нас как будто сближает. Я помню, я как-то накурился, и у меня было видение, что мы с Фрэнсисом – собаки из одной стаи. Как будто он старый пес, а я один из его отпрысков. Я как будто чувствовал в себе его гены. Черт, это, наверное, мне еще припомнят. Так и представляю, как он приходит и первым делом интересуется: «Это что это значит – старый пес?»

В 1987 году Николас Кейдж сыграл сразу в двух фильмах: в чернушной комедии братьев Коэнов «Воспитывая Аризону» в роли усталого реднека с криминальными наклонностями и ленте «Власть луны», куда его затянула певица Шер.

В это время его жизнь начала налаживаться. Он познакомился с актрисой Патрицией Аркетт, которой сделал предложение спустя 3 часа после знакомства. Та согласилась, но под конец отказалась от сомнительной затеи.

Потом были съемки в ставшей мемом картине «Поцелуй вампира». За роль поехавшего литературного агента Кейджу надавали… звиздюлей и роз. Одни утверждали, что он переиграл, другие – что сыграл безупречно. Мы склонны согласиться с теми, кому игра Кейджа понравилась. Пусть фильм запомнился преимущественно его кривляниями и воплями, но именно это от него и требовалось. Почему-то вопли Кейджа побуждают вести себя так же. Доктор, я в порядке?

Всемирная слава пришла к Кейджу в 1990-м после съемок в киноленте «Дикие сердцем» Дэвида Линча. Фильм преимущественно известен благодаря своему саундтреку «Wicked Game» Криса Айзека. Клип, снятый Линчем, многим казался лучше самой картины.

А затем 5 лет затишья. Нет, он снимался, но фильмы не выстреливали. И в 95-м году вышел фильм «Покидая Лас-Вегас», отчетливо передававший настроение Кейджа. История про отношения потерявшего всё на свете алкоголика и проститутки, наполненная глубочайшим драматизмом, покорила сердца как критиков, так и зрителей. Впервые его работа была оценена выше, чем работа партнёров (хотя Элизабет Шу была номинирована на «Оскар»), а сам актёр за труды и старания получил «Оскар» и «Золотой глобус». Настрадался он немало, сторонник системы Станиславского перед съёмками, чтобы вжиться в роль, поглощал спиртное в немыслимых количествах (а попросту бухал) и посещал клиники для реабилитации.

Возможно до сих пор этот фильм остаётся лучшим в его карьере. Остальные фильмы, где Николас Кейдж играет опущенцев, больше напоминают пародию на былое величие актёра. Кстати, сцена, где Бен идет по супермаркету с тележкой бутылок и свистит песенку, была выбрана журналом «Empire» восьмой величайшей пьяной сценой в истории кино.

Так себе роли

И честно говоря, рассказывать что-либо про последующую актёрскую карьеру Кейджа даже как-то и не хочется. Бредовый «Без лица», в котором пересадка лица каким-то образом изменила форму черепа и массу Траволты и Кейджа? «Призрачного гонщика»? «Время ведьм»? «Плетёного человека» (прости Господи)? Более-менее смотрится слишком патриотичная «Скала», многократно пересмотренная в детстве, и сложный «Оружейный барон» с «Плохим лейтенантом». Увлечение экшен-фильмами до добра Кейджа не довело, лишь отпугнуло фанатов. Кроме высоких гонораров, толку от этого фильма нет: на супермена он не похож, в париках выглядит по-идиотски, да и сватовство в «Неудержимые 3» оказалось лишь слухами.

Я знаю, сколько было в мой адрес негатива из-за того, что я увлекся в последнее время экшен-фильмами. Говорили, что я в них снимаюсь исключительно ради денег, чтобы долги отдать. Это не совсем так. Вначале я решился только потому, что все думали, будто не потяну. Но эти мифы никогда не исчезнут, я уже смирился. А что касается еще одного обо мне представления – о моей специфической психике, что ж, это правда. Если мне дать выпить подряд три чашки кофе, то я не взбодрюсь, как другие, а, напротив, расслаблюсь! Точно так же и с трюками. Если есть шанс рвануть на машине с бешеной скоростью, никому не отдам руль – сам все сделаю. Опасность меня успокаивает.

Но во всех фильмах Николас Кейдж максимально вживается в роль. Даже в такой малозначительной картине раннего периода, как «Птаха», он потребовал, чтобы ему так же, как его герою, вырвали два зуба, причем без наркоза. Он старается, честно старается. Правда, из-за подобного мазохизма его давно считают фриком и чудаком. Не только поэтому, кстати, если бы ты видел его первые два брака, то тоже посчитал бы его странным.

После «Оскара» он, наконец, сошёлся с Аркетт – той женщиной, которой он сделал предложение через 3 часа после знакомства. Правда, супруги жили в разных домах и очень любили ссориться на съемочной площадке. Следующей избранницей Николаса Кейджа стала Лиза Мария Пресли, дочка Элвиса, которая ушла к Кейджу от Майкла Джексона. Правда, через 109 дней после свадьбы ребята разошлись.

Многие ставят в вину Кейджу излишнюю активность. Мол, его лицо настолько примелькалось, что смотреть фильм с Ником Кейджем в главной роли – издевательство над организмом. Но если бы у тебя было 15 домов, да не просто домов, а особняков, и у тебя нашли долгов на $7000, то ты бы и не так снимался.

Кстати, о домах. Был у него полуразрушенный замок в Германии, который он купил только потому, что очень хотел жить в замке. До этого он купил похожий на замок дом в Лос-Анджелесе, а до этого – похожий на дом в Лос-Анджелесе дом в Сан-Диего. Мечты должны сбываться – вот о чем говорит нам жизнь Ника. Пускай даже твой сын поет песни с сатанинской тематикой.

Единственная причина, по которой я могу отказаться от роли, заключается в том, что я считаю, что не подхожу по типажу, и было бы нечестно соглашаться, заведомо зная это, или из-за несостыковок съемочного графика с какими-нибудь важными событиями в моей жизни. Были два фильма, ради съемок в которых я должен был поехать в Австралию или Новую Зеландию на очень длительный срок. Один из этих фильмов – «Властелин колец», второй – «Матрица». Но в то время я, действительно, был погружен в семейные дела и не мог выкроить время.

Ты видел? Он отказался от роли Арагорна! Хотя, может, и не зря, ибо Вигго Мортенсен был идеален. Его партнёр по «Скале» Шон Коннери тоже отказался от роли Гэндальфа, что, как мы понимаем, пошло фильму только на пользу. Но все равно, он очень странный мужчина. Может быть, виной тому гены, ведь мать страдала серьёзными расстройствами, кто знает, а может, это повышенное содержание творческого в крови и врождённый авантюризм.

Как бы то ни было, жизнь Кейджа говорит нам только об одном: жить нужно так, чтобы в последствии стать мемом. Ведь на западе над ним смеются так, как у нас в своё время над Алексеем Паниным. Но такое внимание, как мы видим, идёт Кейджу только на пользу.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: