Герои

Роберт Де
Ниро: на плаву любой ценой

  • 8005
  • 2
  • Теодор Седин

Сегодня мы наконец-то поговорим о великом без преувеличения актёре. Роберт де Ниро до сих пор вызывает своими старыми оскароносными ролями трепетный почёт и уважение, но в последние годы он всячески пытается смыть своё величие ролями во всяком дерьме вроде "Рокки и Бульвинкля". Во всяком случае, складывается такое впечатление. Однако стоит только заглянуть в фильмографию, а там... Кумир всех армян и итальянцев Вито Карлеоне в "Крёстном отце", он сыграл реально существовавшего боксёра Джейка Ламотту в "Бешенном быке", за которого получил "Оскар", а знакомые боксёра говорили, что Де Ниро похож на Ламотту больше, чем сам Ламотта.

Был "Таксист", в конце концов, где актер весьма правдоподобно сыграл санитара города. После этого к актеру начинаешь относиться, как патриот к воссоединению Крыма. "Какой хороший человек", – думаешь про себя, – "сколько всего он сделал для кинематографа, обожаю Аль Пачино..." Да-да, это тот неловкий момент сравнения с другим великим грустноглазым американским актёром, который обожествил и сделал культовым образ гангстера. Они одновременно похожи и не похожи друг на друга, и не только ролями и происхождением, а амплуа, в которые их окунали за всю их карьеру по несколько раз. Сколько раз Де Ниро играл мафиози? Вот вот. Даже боксера и то 2 раза. Но благодаря своей выправке и солидности в народной памяти он остался мафиози, которому очень не хочется, чтобы его дочь выходила замуж за Бена Стиллера. Но в нашей стране уже давно поняли, что Роберт Де Ниро – это американский Геннадий Хазанов.

Мне было 9 или 10 лет. Не помню, что именно заставило меня захотеть стать актером. Просто я всегда был любопытным.

Де Ниро, наши дни

Сейчас Де Ниро не играет, а лишь воспроизводит однажды заученный набор выражений лица. Он не меняется и предсказуемо одинаков со времён "Злых улиц". Может, в нем и не бурлит противоречивая эклектика, как в Смоктуновском, но игра его не становится хуже. А кто не однообразен? Киану Ривз с вечно приоткрытым ртом? Аль Пачино с грустными глазами? Делает ли это его менее великим? Безусловно, нет. Вспомним первые картины: Де Ниро в "Охотнике на оленей" и "Таксисте" не был похож на Де Ниро в "Военном ныряльщике", "Славных парнях" и тем более в "Крёстном отце". Все происходит потом, постоянно лицедействовать ведь тоже надоедает, нужно зарабатывать деньги и желательно на том образе, который полюбился зрителям. Поэтому одна только родинка нашего героя гарантирует хорошие кассовые сборы лучше, чем усиленная реклама фильмов Тимура Бекмамбетова.

Не люблю пересматривать свои фильмы: меня от них в сон клонит.

Сию цитату можно применить разве что к легендарной эпопее Серджо Леоне "Однажды в Америке". Не потому что она скучна, а потому что одна из гениальнейших бандитских саг, когда-либо созданных в истории (круче разве что "Крёстный отец"), идёт 4 часа без перерыва. Это чуть меньше, чем "Голубой огонёк", только в три раза интереснее. Хотя уровень драматургии и актёрской игры в нём зашкаливает. После этого фильма и вплоть до 2000-х представить Роберта Робертовича в другом амплуа было сложно. Окончательно убедиться в этом помог шикарный, ироничный и незаслуженно подзабытый "Анализируй то", в котором размеренный и манерный Пол Витти был больше похож на Вито Карлеоне и Аль Капоне, сыгранного им в "Неприкасаемых", нежели на Дэвида Аронсона из "Однажды в Америке" и Джимми Конуэя из "Славных парней".

Что касается Капоне, то я видел его в исполнении разных актеров. Мне ни разу не понравилось. В «Неприкасаемых» я постарался придать персонажу должный вес. Во-первых, нужно было выбрать безупречный для его фигуры костюм. Он – настоящий серьезный мужчина, а итальянцы всегда думают над тем, что на них надето. Каждое утро во время съемок я специально зачесывал волосы назад, чтобы округлить лицо и выглядеть по-итальянски. Иначе зачем браться за роль.

Последние годы

В последние годы американский Геннадий Хазанов всё чаще снимается в таких фильмах, которые смотреть очень не хочется. Ему бы чуть больше избирательности, чуть меньше дерьма вроде "Дедушек лёгкого поведения", в которых не солидно сниматься маститому актёру. Маститому актёру не пристало тратить время на нудные и бессмысленные фильмы вроде "Однажды в Голливуде". Когда человек, который 40 лет назад произнёс легендарный монолог перед зеркалом в "Таксисте", вошедший в список "100 лучших сцен в истории кино", несёт чушь в "Рокки и Бульвинкле", мне хочется плакать. Когда я вижу, как "Бешеный бык", за который актёру абсолютно заслуженно дали "Оскар", дерётся на ринге с постаревшим Рокки в фильме, который сняли только для того, чтобы выудить у зрителей деньги за ожившую ностальгию, мне становится грустно. Нет, "Забойный реванш" неплохой фильм, как и снятые по тому же принципу "Старперцы", но глядя на длинный список некачественных картин, которые выходят и ещё выйдут, (запланировано аж 7), хочется процитировать Януковича: "Астанавитесь!" Роберт Робертович, возьмите пример у товарищей по цеху, господина Хоффмана и господина Пачино, будьте более избирательны. Не все фильмы, как "Ронин" и "Мой парень псих, чаще это "Малавита" и "Знакомство с Факерами 3". Хотя после первой части семейной трилогии от него наконец-таки начало отлипать клеймо мафиози. С другой стороны, жить ведь на что-то надо. Роберт Робертович не портит картины, наоборот, пытается вытянуть на нужный уровень за счёт таланта и харизмы. Жаль только не всегда получается.

Главная беда со славой в том, что тебя все на руках носят. Что бы ты ни говорил, все вокруг кивают, даже если ты порешь чушь. Нужны люди, которые способны высказать тебе в лицо то, чего ты не желаешь слышать.

Кроме кино

Хотя с деньгами у Де Ниро проблем нет. Один из самых влиятельных актёров Голливуда отметился как мегауспешный бизнесмен. У него своя медиакомпания "Трайбека продакшнз" и сеть ресторанов, как своих, так и совместных. Один из них даже открыт в Москве. Видимо, роли гангстеров приучили к красивым антуражам, хорошей жизни и экзотике.

Кстати об экзотике, Роберт Де Ниро очень неровно дышит к чёрной плоти. В Голливуде ходят легенды о его многочисленных романах, но рождение детей он доверяет исключительно чернокожим женщинам. Все три дамы, которые дарили Роберту многочисленное потомство были смуглы, как южная ночь. Вот такие необычные предпочтения у человека, который играл исключительно евреев и итальянцев. Может, это своеобразный комплекс от неудачной колонизации Африки итальянскими войсками?

Не будем гадать, это бессмысленно и сложно. Ещё сложнее, чем взять нормальное интервью у знаменитого актёра. Практически все журналисты, которые брали у него интервью, приходя домой в гневе крошили люстры и проклинали гильдию киноактёров, потому как взять интервью и не столкнуться с его плохим настроением – это что-то на уровне фантастики.

И всё же...

Но знаешь, что есть хорошего в последних работах Де Ниро? Он показал, что может весьма гармонично смотреться в комедиях. Нет, он не играет смешных персонажей, как раз наоборот. Но его опыт и талант позволяют найти тот необходимый баланс, чтобы не сломать комедию и завертеть центрифугу юмора с новой силой.

Если хочешь убедиться в том, что старик не растерял мастерства и чар обаяния, посмотри совсем недавнюю работу в "Стажёре" – обаяние так и прёт. Пожалуй, первая яркая роль Роберта Де Ниро со времён досточтимых "Знакомств". Хотя иногда при просмотре фильма душу дербанят кошки сожаления и светлой грусти, ибо понимаешь, как он постарел. Легенда не умерла, а всего лишь постарела. Но у старых легенд есть одна весьма неприятная тенденция – отправляться в царство вечной охоты, оставляя фанатов с распухшими веками и бесконечными постами его памяти.