Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Николас Кейдж: супермен с лицом безумца

Обожаем этого мужика! Нас просто прёт, когда на киноэкране он теряет своё дерьмо. Его жуткая улыбка, бровки домиком и привычные для фильмов рубежа 90-х и нулевых вопли стали неотъемлемой частью Голливуда, как родинка Де Ниро и безумие Шайи Лабафа. Николас Кейдж — уникальный человек, снимающийся в кошмарных боевиках и в шедеврах Де Пальмы и Скорсезе. К сожалению, последних лент всё же больше, и уже не все смогут вспомнить, когда Ник снимался в хорошем фильме. Да и зачем это, посмотри как он теряет своё дерьмо!

Николас Кейдж

Николас Кейдж — имя не настоящее

Николас был таким… необычным от рождения. В его биографии не было столь распространённого у творческой элиты США изнасилования, лишь тишь, гладь да благополучие. Родители были твёрдо уверены в том, что ему суждено мелькать на экранах. Не потому что он родился в один день с православным Иисусом, а потому что его настоящая фамилия Коппола, и тот самый Бородач, который заставлял Марлона Брандо играть то сумасшедшего борца с кровавым вьетнамским режимом, то крёстного отца итальянской мафии, его родной дядя.

Свое имя молодой человек сменил уже в сознательном возрасте, чтобы начать самостоятельно свой путь актера и не прикрываться именем знаменитого родственника. Прототипами нового имени послужили композитор Джон Кейдж и герой комиксов Люк Кейдж.

В роду Коппола все были до неприличия творческими. Отец писал книги и преподавал литературу, мать была танцовщицей, про дядю Френсиса-Форда уже упомянули, дед – знаменитым композитором, да и двоюродная сестра София со временем сподобилась на один прекрасный и парочку неплохих фильмов. Тетушку зовут Талия Шайр, и ты мог видеть её в роли Адрианы Бальбоа в любимом всеми «Рокки». Её сын Джейсон, с не типичной для итальянца фамилией Шварцман, снялся в «Поезде на Дарджилинг». Такое родство – признак не только для гордости, но и для комплексов. Все-таки нельзя позорить фамилию.

Кстати, и братья Николаса Кейджа пошли по стопам родственников. Старший Марк стал актером, средний Кристофер – режиссером, а младшему Кейджу ничего не оставалось, как связать свою жизнь с кино.

Скажем так, это (карьера дяди) было стимулом, мотивацией, чтобы подтолкнуть себя, чтобы чего-то добиться. Я это почувствовал еще в детстве. Мой отец был учителем, а, как все мы знаем, учителя получают гораздо меньше, чем следовало бы получать за эту благородную работу. Я вырос в городке Лонг-Бич в Калифорнии, а лето проводил с дядей и его детьми в Сан-Франциско и в долине Напа. Я играл в их игрушки и водил их машины. У них в подвале был целый кинотеатр! Мне как будто вручили золотой ключик. Они делились со мной всем, но я очень хорошо понимал, что должен сам раздобыть себе все то же самое, когда вырасту.
роли Николаса Кейджа

А ведь все могло сложиться совсем иначе. Маленький Ник, следуя зову крови неаполитанских предков, мечтал уйти в море, стать моряком и бороздить бескрайние просторы. Но лестные слова преподавателей школьного драмкружка, дававших Нику только главные роли, взяли своё, и думать о чем-то другом, кроме лицедейства, не получалось.

В 17 он, как и все порядочные люди, бросил учебу, сдал экстерном экзамены и уехал покорять Голливуд, делая вид, что Талия и Френсис – не его родственники, просто фамилия одинаковая (он тогда ещё не сменил фамилию), ведь внешне они непохожи, как дети разных народов.

Николас Кейдж становится узнаваемым

Теледебют пришелся на 1981 год, Кейдж сыграл в телесериале «Лучшие времена». Потом ещё несколько ролей, скучных, неинтересных и бесславных. Но напялив рыжий парик и сыграв рок-музыканта в фильме «Девушка из долины», Кейдж узнал, что это такое, когда в твоей любимой закусочной официант говорит тебе: «Эй, да ты же тот самый парень, который <вставить нужное> в <вставить нужное>!»

Примерно в этот же период появляется псевдоним Кейдж. Первая волна слухов о том, что свои роли Ник получил не без помощи влиятельных родственников, сильно взбесили парня. Родственные узы порой наносят больше вреда, чем пользы.

Однако до славы как минимум Эвклида Кюрзидиса было как до вершины Эвереста нагишом. Несмотря на неплохую роль, предложения не посыпались на актёра, как из рога изобилия, однако вскоре произошло событие, которое сильно изменило жизнь актёра. Сколько ни бегай от родни, она все равно тебя достанет, так случилось и с Кейджем. Задумал именитый дядька снимать фильм про сложные отношения молодёжи. Впоследствии он получит название «Золотая рыбка» и обретёт культовый статус, но пока был готов лишь сценарий. Агент Кейджа без ведома самого актёра отправил фото Николаса на пробу. Если бы Ник узнал о планах агента, он бы просто разорвал фотокарточку. Но вот оскароносный режиссер, отложив фотографии ещё никому не известных Мэтта Дилона и Микки Рурка, наткнулся на знакомый анфас. «Да это ж Коля, племянник мой единородный! Моего братана Огюста сын!» – воскликнул Френк и отложил карточку в стопку забракованных. Однако родная кровь воззвала к совести, и Коппола решил дать племяшу незначительную роль, больше из любопытства, нежели помощи ради. Вдруг у парня реально есть талант? Нужно помочь пробиться. Все-таки родственные узы у итальянцев – вещь очень сильная.

актер Николас Кейдж

Френсис не сделал поблажек родственнику, и начинающий актер проходил кастинг на общих основаниях. На съемках, чтобы пресечь все разговоры о родственных поблажках и заодно раззадорить парня, во всеуслышание говорил, что «из него не получится хороший актер». Однако это не помешало Нику получить от именитого режиссера-дяди работу в следующей ленте Копполы «Клуб Коттон», а спустя два года – в фильме «Пегги Сью вышла замуж», причем в главной роли. Картины таких режиссеров, пускай и не очень хорошие, вызывают интерес. Кейдж поработал в них на славу, и потому долгожданный рог изобилия с хорошими ролями был на подходе.

Кстати, одна из причин, которые связывают меня с Фрэнсисом, – это то, что во всей нашей огромной семье мы вдвоем – единственные, кто когда-либо курил траву. Плюс мы оба в какой-то момент прославились скандальным поведением в жизни. Это нас как будто сближает. Я помню, я как-то накурился, и у меня было видение, что мы с Фрэнсисом – собаки из одной стаи. Как будто он старый пес, а я один из его отпрысков. Я как будто чувствовал в себе его гены. Черт, это, наверное, мне еще припомнят. Так и представляю, как он приходит и первым делом интересуется: «Это что это значит – старый пес?»

В 1987 году Николас Кейдж сыграл сразу в двух фильмах: в чернушной комедии братьев Коэнов «Воспитывая Аризону» в роли усталого реднека с криминальными наклонностями и ленте «Власть луны», куда его затянула певица Шер.

В это время его жизнь начала налаживаться. Он познакомился с актрисой Патрицией Аркетт, которой сделал предложение спустя 3 часа после знакомства. Та согласилась, но под конец отказалась от сомнительной затеи.

Потом были съемки в ставшей мемом картине «Поцелуй вампира». За роль поехавшего литературного агента Кейджу надавали… звиздюлей и роз. Одни утверждали, что он переиграл, другие – что сыграл безупречно. Мы склонны согласиться с теми, кому игра Кейджа понравилась. Пусть фильм запомнился преимущественно его кривляниями и воплями, но именно это от него и требовалось. Почему-то вопли Кейджа побуждают вести себя так же. Доктор, я в порядке?

Всемирная слава пришла к Кейджу в 1990-м после съемок в киноленте «Дикие сердцем» Дэвида Линча. Фильм преимущественно известен благодаря своему саундтреку «Wicked Game» Криса Айзека. Клип, снятый Линчем, многим казался лучше самой картины.

А затем 5 лет затишья. Нет, он снимался, но фильмы не выстреливали. И в 95-м году вышел фильм «Покидая Лас-Вегас», отчетливо передававший настроение Кейджа. История про отношения потерявшего всё на свете алкоголика и проститутки, наполненная глубочайшим драматизмом, покорила сердца как критиков, так и зрителей. Впервые его работа была оценена выше, чем работа партнёров (хотя Элизабет Шу была номинирована на «Оскар»), а сам актёр за труды и старания получил «Оскар» и «Золотой глобус». Настрадался он немало, сторонник системы Станиславского перед съёмками, чтобы вжиться в роль, поглощал спиртное в немыслимых количествах (а попросту бухал) и посещал клиники для реабилитации.

Возможно до сих пор этот фильм остаётся лучшим в его карьере. Остальные фильмы, где Николас Кейдж играет опущенцев, больше напоминают пародию на былое величие актёра. Кстати, сцена, где Бен идет по супермаркету с тележкой бутылок и свистит песенку, была выбрана журналом «Empire» восьмой величайшей пьяной сценой в истории кино.

Так себе роли

И честно говоря, рассказывать что-либо про последующую актёрскую карьеру Кейджа даже как-то и не хочется. Бредовый «Без лица», в котором пересадка лица каким-то образом изменила форму черепа и массу Траволты и Кейджа? «Призрачного гонщика»? «Время ведьм»? «Плетёного человека» (прости Господи)? Более-менее смотрится слишком патриотичная «Скала», многократно пересмотренная в детстве, и сложный «Оружейный барон» с «Плохим лейтенантом». Увлечение экшен-фильмами до добра Кейджа не довело, лишь отпугнуло фанатов. Кроме высоких гонораров, толку от этого фильма нет: на супермена он не похож, в париках выглядит по-идиотски, да и сватовство в «Неудержимые 3» оказалось лишь слухами.

Я знаю, сколько было в мой адрес негатива из-за того, что я увлекся в последнее время экшен-фильмами. Говорили, что я в них снимаюсь исключительно ради денег, чтобы долги отдать. Это не совсем так. Вначале я решился только потому, что все думали, будто не потяну. Но эти мифы никогда не исчезнут, я уже смирился. А что касается еще одного обо мне представления – о моей специфической психике, что ж, это правда. Если мне дать выпить подряд три чашки кофе, то я не взбодрюсь, как другие, а, напротив, расслаблюсь! Точно так же и с трюками. Если есть шанс рвануть на машине с бешеной скоростью, никому не отдам руль – сам все сделаю. Опасность меня успокаивает.

Но во всех фильмах Николас Кейдж максимально вживается в роль. Даже в такой малозначительной картине раннего периода, как «Птаха», он потребовал, чтобы ему так же, как его герою, вырвали два зуба, причем без наркоза. Он старается, честно старается. Правда, из-за подобного мазохизма его давно считают фриком и чудаком. Не только поэтому, кстати, если бы ты видел его первые два брака, то тоже посчитал бы его странным.

После «Оскара» он, наконец, сошёлся с Аркетт – той женщиной, которой он сделал предложение через 3 часа после знакомства. Правда, супруги жили в разных домах и очень любили ссориться на съемочной площадке. Следующей избранницей Николаса Кейджа стала Лиза Мария Пресли, дочка Элвиса, которая ушла к Кейджу от Майкла Джексона. Правда, через 109 дней после свадьбы ребята разошлись.

Николас Кейдж

Многие ставят в вину Кейджу излишнюю активность. Мол, его лицо настолько примелькалось, что смотреть фильм с Ником Кейджем в главной роли – издевательство над организмом. Но если бы у тебя было 15 домов, да не просто домов, а особняков, и у тебя нашли долгов на $7000, то ты бы и не так снимался.

Кстати, о домах. Был у него полуразрушенный замок в Германии, который он купил только потому, что очень хотел жить в замке. До этого он купил похожий на замок дом в Лос-Анджелесе, а до этого – похожий на дом в Лос-Анджелесе дом в Сан-Диего. Мечты должны сбываться – вот о чем говорит нам жизнь Ника. Пускай даже твой сын поет песни с сатанинской тематикой.

Единственная причина, по которой я могу отказаться от роли, заключается в том, что я считаю, что не подхожу по типажу, и было бы нечестно соглашаться, заведомо зная это, или из-за несостыковок съемочного графика с какими-нибудь важными событиями в моей жизни. Были два фильма, ради съемок в которых я должен был поехать в Австралию или Новую Зеландию на очень длительный срок. Один из этих фильмов – «Властелин колец», второй – «Матрица». Но в то время я, действительно, был погружен в семейные дела и не мог выкроить время.

Ты видел? Он отказался от роли Арагорна! Хотя, может, и не зря, ибо Вигго Мортенсен был идеален. Его партнёр по «Скале» Шон Коннери тоже отказался от роли Гэндальфа, что, как мы понимаем, пошло фильму только на пользу. Но все равно, он очень странный мужчина. Может быть, виной тому гены, ведь мать страдала серьёзными расстройствами, кто знает, а может, это повышенное содержание творческого в крови и врождённый авантюризм.

Как бы то ни было, жизнь Кейджа говорит нам только об одном: жить нужно так, чтобы в последствии стать мемом. Ведь на западе над ним смеются так, как у нас в своё время над Алексеем Паниным. Но такое внимание, как мы видим, идёт Кейджу только на пользу.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(4)

kinoprorok

Тут не напутали?

Уникальный человек, снимающийся в кошмарных, как жопа Йоко Оно, боевиках и в шедеврах Де Пальмы и Скорсезе. К сожалению, последних лент всё же больше, и уже не все смогут вспомнить, когда Ник снимался в хорошем фильме.

Ivan Light

У Кейджа есть три отличных фильма, на мой взгляд, это «Скала», «Без лица» и «Воздушная тюрьма». Вот эти три фильма я пересматривал несколько раз и могу посмотреть их в очередной раз с большим удовольствием!

Sopfer

Из последнего: Доверие/The Trust вроде ничего так, описание крутое — но на деле скука… На кинопоиске 5.5, но осмелюсь сказать, что это более-менее адекватное за последние 3-4 года с Кейджем, при условии что играет он усатого копа-фрика + в напарниках у него неоднозначный заложник одной роли — Элайджа Вуд.

unf0rgiven

Из последних у него отличная роль в фильме «Джо». Я был весьма впечатлён этим фильмом.
Кинофильм «Джо» — самый настоящий луч света в затянувшейся карьере крайне продуктивного, но слегка неразброчивого Николаса Кейджа — шутка ли, выдавать по три-четыре фильма в год. При таком стахановском графике всегда есть риск подписаться под какой-нибудь сомнительный проект, что Николас регулярно и делает. В череде похожих фильмов легко было пропустить что-то стоящее, но нам повезло. Согласитесь, сложно было догадаться, что за таким заурядным описанием может скрываться чертовски хороший фильм: «В сонном городке на Миссисипи встретилось два одиноких человека. Юный Гари поставил крест на своем будущем, не зная как отвязаться от отца-алкоголика, бывший бандит Джо не желает вспоминать о прошлом. Неожиданно для самих себя они становятся друзьями.» На самом деле, сложно описать этот фильм как-то по-другому. Ведь действительно, это история про молодого парня Гари, пытающегося вырваться их трясины, в которую завёл семью отец-алкоголик, и повидавшего жизнь бывшего уголовника Джо, работающего бригадиром на участке вырубки деревьев. Переехав в новый город, Гари по счастливой случайности устраивается на работу к Джо. Опрыскивая деревья ядом, среди комаров и болотной вони, Гари зарабатывает деньги на еду, но дома их силой отбирает пьяный отец. Собственно, это не только завязка, но и сюжет практически всего фильма. Герои идут по выбранному вектору. Отец падает на самое дно, сын пытается оттуда выкарабкаться, а Джо исправляет старые грехи, помогая парню.
Возможно, где-то рядом ищут Короля в жёлтом или неподалёку на острове скрывается странный человек по имени Мад, но наших героев интересуют более приземлённые вещи. Режиссёр обыденно показывает деградацию отдельной личности в сельской глубинке, а также отчаянные попытки вырваться на свежий воздух. Что подкупает — он не выдаёт собственное мнение, никого не оправдывает или обвиняет, а просто рассказывает историю, одну из тысяч, возможно происходящих прямо сейчас. Что для одних будет лишь строчкой в газетных новостях, для других оказывается трагедией, определяющей дальнейшую жизнь. У нас подобные истории рассказывал покойный Алексей Балабанов. Очень уж перекликается мастерство показать действительно ужасающие вещи в будничной манере. А в «Джо» таких моментов немало. Актёр, сыгравший отца, в настоящей жизни был бездомным. Режиссёр Дэвид Гордон Грин практикует брать на роли местных жителей. И в данном случае попадание на все сто — отец показан мерзким деградирующим и абсолютно бессмысленным существом, для которого лишь мутная алкогольная жидкость в бутылке определяет ценность прожитого дня. В конце фильма он приходит к пику своего упадничества, но благодаря Джо цепь бытового безумия прерывается. Джо — самый настоящий герой, только он спасает не планету или Америку, а простого парня и его семью. Вот такое местечковое супергеройство в сонной Луизиане, которому благодаря искренности персонажей веришь безоговорочно. Следует сказать, что через несколько месяцев после съёмок актёр умер. Видимо, сказался образ жизни.
Луизиана стала модной для киноманов после сериала «Настоящий детектив». Ник Пиццолатто благодаря режиссёрскому мастерству Кэри Фукунага рассказал невероятно стильную историю про секту, в течение многих лет похищающую людей в болотах Луизианы. Это было сделано с таким вкусом, что хотелось ощутить мир американской деревенщины ещё несколько раз. Любопытно, что уроженец Техаса, Мэттью МакКонахи мелькает в этих декорациях чаще других. Например, вышедший в 2012 г. «Газетчик» может похвастаться целым сонмом немалых актёров, погрузившихся в зелёную тину. Например, здесь отрывается величественная Николь Кидман в роли недалёкой пёстрой деревенщины. Как, если бы её героиня из «Притворись моей женой», однажды свернула не туда. Джон Кьюсак в первой же сцене показывает, что он думает о прилипшем к нему стереотипе ботаника. МакКонахи же играет журналиста, раскручивающего дельце, попахивающее резонансом. Фильм спорный, но обстановка местных болот показана очень объёмно. Следом актёр выбирает ещё один фильм из окрестностей Миссисипи — «Мад», где сталкивается с молодым актёром по имени Тай Шеридан (в следующем фильме он устоится на работу к Джо). И, если для Мэттью МакКонахи болота Луизианы стали неровной топкой дорогой к Оскару, то для давно оскараносного Николаса Кейджа — лишь ярким пятном в рутинной фильмографии.
Однажды молодой амбициозный актёр Николас Ким Коппола взял псевдоним Кейдж и принялся покорять капризный Голливуд. И после 50 работ, начиная с гонорара в 5 000 долларов, засветившись в таких картинах как «Бойцовая рыбка», «Птаха», «Поцелуй вампира» (подаривший Интернету замечательный мем), в 1995 г. за 240 000 долларов Николас Кейдж снимается в фильме «Покидая Лас-Вегас» и срывает куш под названием Оскар. Для понимания того, что это значит в мире кино нужно обратиться к следующему фильму. Это была культовая «Скала» взрывного Майкла Бэя под продюсерским контролем великого и ужасного Джерри Брукхаймера с неподражаемым Шоном Коннери и харизматичным Эдом Харрисом, танцующими автоматные очереди в такт музыке несравненного Ханца Циммера. Гонорар Николаса Кейджа составил 6 000 000 долларов. Шесть миллионов долларов против двухсот сорока тысяч за прошлый фильм. Видимо, из-за этого резко подорожавший актёр решил, что он герой боевиков и принялся играть налево и направо бывших угонщиков, бывших медвежатников, киллеров и бандитов, гангстеров и полицейских. Порой даже по два раза. Позже даже замахнулся на современную версию «Плохого лейтенанта», в котором всё и уже давно сказал Харви Кейтель. Возможно, это черта такая у Николаса Кейджа — играть неподходящих героев. Конечно, будет несправедливо не сказать, что периодически в фильмографии вспыхивали любопытные проекты, такие как смелая «Адаптация», почти франшиза «Сокровища нации» (к сожалению, по неизвестным причинам руководство Диснея на одной пресс-конференций сказало, что с Николасом Кейджем продолжать серию не будет), неоднозначный «Оружейный барон» и самоироничная роль в фильме «Пипец». Грустно признавать, но эти попытки теряются под ворохом однотипных поделок наподобие «Угнать за 60 секунд» (яркий пример того, как Голливуд может превратить истинно мужскую историю в сопливое нытьё) или «Пророка» (пример того, как даже гениальность Филиппа Дика может померкнуть перед изощрённостью штампов голливудских сценаристов). Список длинный, поэтому попытка перечислить их все может затянуться не на один десяток абзацев.
У Николаса Кейджа потрясающе не получается играть крутых парней, когда он вляпывается в заштампованные сценарии. Видимо талантливый актёр чувствует фальшь в образе, и это сильно отражается на игре. Когда же ему дают возможность развернуться вволю, то натянутость и неправдоподобность исчезают. Шикарный Кастор из «Без лица», внушающий неподдельный трепет перед его персоной, серьёзный Папаня, раздающий люлей злодеям в «Пипце», эрудированный и находчивый Бен Франклин из «Сокровищ нации» — живые и запоминающиеся герои. И вот в их числе прибыло, встречайте — Джо. Обидно, что сразу же после по-настоящему хорошего фильма, он снимается в «Токареве». «Токарев». Вы видели описание этого фильма? Пожалуйста — «Пол Магуаер — бывший гангстер, а теперь добропорядочный бизнесмен и примерный семьянин. Но когда его дочь похищают, он вынужден поднять свои старые связи и снова вернуться на скользкую дорожку…» Многие скажут, что это описание фильма «Медальон», но нет. Фильм «Медальон» повествует о том, что «Неизвестные похищают дочь бывшего вора в законе, решившего завязать с темным прошлым. Похитители сообщают, что держат девочку-подростка в багажнике такси. У отца есть всего несколько часов, чтобы отыскать похитителей и спасти ребенка.» Найдите 10 отличий. Если первый фильм снял не абы кто, а Саймон Уэст («Лара Крофт», «Воздушная тюрьма», «Неудержимые 2»), то второй фильм от создателей «Вторжения трансвеститов», «Сексуальной киллерши» и «Очень испанского кино». Ещё немного и съёмки с каким-нибудь индикаторным актёром трэша вроде Хейдена Кристенсена или Райана Филиппа. А, уже есть такой! Называется «В изгнании», что символично. Ибо ещё немного и добро пожаловать в стройные ряды Майкла Мэдсена, Арманда Ассанте и Эдриана Пола…
Ну, серьёзно, Кейдж, что с тобой? Алименты? Ипотека? Карточные долги? Ты же можешь выдавать интересную и сильную актёрскую игру, обидно видеть, как растрачивается талант на пустую ерунду. Из будущих проектов могут быть интересны слухи о «Сокровище нации 3», и, возможно, «Таймшер» с Уиллом Смитом. В остальном всё по-прежнему — бывший полицейский и сотрудник ЦРУ, подавший в отставку. Одумайся, Кейдж!