Образ жизни
26 декабря, 2019

Мы все разные, уникальные и тем ценны — великое заблуждение

«Я» одинокое и слабое, в сравнении с многочисленным и сильным «мы». Оттого многие и выбирают тёмную сторону.

Фразу «мы все разные, уникальные и тем ценны» или её многочисленные производные можно встретить во всех блогах социальной или психологической направленности. Она призвана убедить человека, что он ценный просто по факту своего существования. Ведь в действительности мы не разные, не уникальные и не ценны.

Какое «я» скрывается за «мы»

Один из главных признаков закомплексованности, а зачастую и глупости — это попытка человека спрятать своё пустое и слабое «я» за многочисленным и сильным «мы». Встречается такое повсеместно. Например, в научных блогах всегда найдётся человек, оставивший комментарий вроде «мы всё равно ничего не знаем». В таких случаях напрашивается несколько вопросов:
— А почему это «мы»?
— И кто это «мы»?
— Равен ли уровень нашего незнания?

Возникает путаница, однако всё становится на свои места, если разглядеть истинную конструкцию такого сообщения. Под монолитным «мы», конечно же, скрывается неуверенное «я», и на самом деле фраза должна звучать так: «Я всё равно ничего не знаю». Признать себя ничего не знающими могут единицы — например, Сократ дошёл до этого. В данном примере, прячась за «мы», человек стремится уравнять собственное ничегонезнание с возможным знанием остальных. Он как бы уравнивает всех под себя, не допуская, что кто-то может иметь лучшее понимание, больший объём знаний.

То же самое с исходной фразой: меняем «мы» на «я» — и получаем «я уникален и тем ценен». Нужно иметь храбрость, чтобы заявить такое, а лучше — ещё и аргументацию. Ни того, ни другого у тени, прячущейся за большинством, нет и быть не может. Сказав конкретно о себе, человек рискует получить вопрос в лоб: «А что в тебе уникального?» Выяснится, что абсолютно ничего, а стало быть, нет никакой ценности. Впрочем, даже наличие какой-то уникальности совсем не означает наличие ценности.

Заблуждение или самообман

Бывает по-разному: иногда — простое и чистое заблуждение, а порой — дурманящий самообман. В любом случае фраза «мы все разные, уникальные и тем ценны» не только ошибочна, но и лишена логики вообще. Во-первых, уникальность сама по себе не придаёт какой-то ценности. Бракованная вещь тоже уникальна, но разве от этого ценна? Вроде ровно наоборот. Такие вещи распродаются с уценкой, только бы избавиться, выручив за неё хоть что-нибудь. Ведь может случиться так, что и вовсе придётся на свалку выкинуть. Так и с бракованными людьми, считающими себя уникальными. Они прекрасно понимают, что могут оказаться на свалке. Если не они лично, то их мнение уж точно, тем более если перестанут держаться за «мы», в котором играют роль статистической единицы.

Во-вторых, и это главное, люди не все разные. Скорее они все не разные. Большинство людей совершенно одинаковые: ведут себя одинаково, думают одинаково и живут одинаково. В разных сборках Windows больше разницы, чем в большинстве людей. Различия людей заключаются в том, что один любит тёмное пиво, а другой — светлое. Кто-то любит обычные роллы, а кто-то — горячие. Один любит футбол, другой —баскетбол. И вот такой категории основные различия между людьми. «Уникальность» такого уровня, естественно, не имеет никакой ценности.

Уникальность ценна, когда обладает определённым набором качеств или характеристик. Например, культура: она сильно отличается в разных уголках мира, и действительно, культура коренных жителей Южной Америки так же ценна, как культура европейцев. Её ценность в уникальных обрядах, в легендах, в каких-то особенностях национальной кухни, в национальных нарядах и особом мировосприятии. Но глупо же приравнивать к культурам такого масштаба культуру дать по пивку всем коллективом после работы в столовой на заводе, утверждая при этом, что она по-своему уникальна.

4 свидетельства неправильного отношения к жизни

Чем их «мы» угрожают твоему «я»

Вред от данного заблуждения или самообмана в том, что оно убеждает человека, что быть никаким нормально и даже является достоинством. «Мы» уговаривает: «Откажись от своего заурядного и пустого «я» — становись «нами», уникальными и ценными». Выглядит соблазнительно, примерно как яблоко, протянутое змеем-искусителем. Хитрость в том и состоит, что, отказываясь от своего (пускай и никакущего) «я» в угоду их «мы», человек вообще теряет даже гипотетический шанс обрести какую-то реальную уникальность.

Первый шаг на пути к уникальности и, возможно, ценности — это как раз отмежевание своего «я» от их «мы». Народная любовь к «мы», тяга к большинству десятилетиями вбивалась в головы тезисами о коллективе, против которого вроде как нельзя идти. А между тем миром правят именно индивидуалисты, которых избирает безликая толпа. Это справедливо не только касательно политики. Наверняка ты слышал о целых городах-фабриках в Китае, и это лучший пример в данном контексте. Владеет заводом какое-то конкретное и яркое «я», чуть менее яркие «я» управляют им, а вот остальная масса серых «мы» сидит за швейными станками.

На что ты способен и чего можешь добиться

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: