MS-DOS: 7 отличных игр, названия которых ты уже забыл

Михаил Малахов
16 июля, 2020
12.2k
0
Культура
в избранное

В те времена персональные компьютеры прочно ассоциировались с аббревиатурой IBM, после которой могло следовать трёхзначное число. Чаще всего это были цифры 286 или 386, но встречались и счастливчики, имеющие дома 486-е машины, о «пентиумах» только мечтали. Позже IBM потеряют первенство на рынке домашних компьютеров, а небольшая компания Microsoft превратится в гиганта индустрии. Началось же восхождение «Майкрософта» с изобретения революционной операционной системы MS-DOS, которую IBM по какой-то причине не запатентовали в своё время.

Игры стали появляться на ПК сразу после их изобретения. Однако по-настоящему большой и серьёзной игровой платформой компьютеры стали во много благодаря IBM и, конечно же, MS-DOS. Возможно, в твоей памяти мелькают какие-то едва уловимые образы игр из детства, названия которых никак не вспомнить. Пришло время вытянуть их из мрака забвения, материализовать в полной палитре красок, хотя бы и в виде скринов.

1. Dangerous Dave in the Haunted Mansion

Мужик в красной бейсболке, с ружьём, которое постоянно нужно перезаряжать, останавливаясь в безопасном месте. Восемь уровней без возможности сохранять прогресс и даже без системы паролей: умер — и начинаешь всё сначала. Перед этим игра показывала небольшой анимационный ролик гибели Дэйва: удар зомби, сносящий голову, или нож, прилетевший прямо в лоб.

Конечно, было множество секретов с дополнительными жизнями, но всё равно приходилось запоминать расположение врагов, проходя уровни снова и снова, доводя процесс практически до автоматизма. На самом деле Dangerous Dave in the Haunted Mansion являлся второй игрой серии, но первой действительно успешной игрой id Software. За особняк, наполненный зомби, «Дэйва» похвалил сам Джордж Ромеро, а уж он-то знает толк в зомби-тематике. В 1993-м вышла третья часть с точно такой же механикой и слегка улучшенной графикой, а продолжение мы ждём и по сей день.

2. Alone in the Dark

Шёл 1992 год, разработчики пытались в 3D как могли. Получалось так себе, но мы играли с радостью, потому что 3D. Сейчас игра выглядит как набор рубленых геометрических фигур, но сказать по правде, они и раньше выглядели не слишком впечатляюще. Управление ужасно неотзывчивое, и совершенно точно играть в оригинал сегодня смогут только самые преданные фанаты. Однако нельзя не отметить и достоинства: «задники» выглядят отлично, антураж дополняет атмосферу страха, которая нагнеталась гениальным расположением камер и уже достаточно качественным звуком.

Alone in the Dark является родоначальником жанра survival horror в трёхмерном пространстве. Можно сказать, это отец всяких Resident Evil, Silent Hill и прочих The Evil Within. Для DOS вышло три части игры; проблема заключалась в том, что третья часть не особо-то отличалась от первой. Всё та же «рубленая» графика и неотзывчивое управление, но на дворе уже был 1994-й. Позже будут попытки перезапуска серии, но они не увенчаются успехом, так как нишу займут куда более технологичные и зарекомендовавшие себя франшизы.

3. Blood

Blood — это эпичнейший «шутер» от первого лица. Игра начинается в гробу, из которого главный герой вылезает с вилами и тут же насаживает на них восставших мертвецов. Куча оккультизма и тотальное оскорбление чувств верующих. Сегодня такое ни за что не прошло бы цензуру. Игре влепили бы рейтинг 21+, а самые забавные моменты с насаживанием на вилы или поджиганием молящихся адептов наверняка пришлось бы вырезать совсем.

Blood выгодно отличалась от большинства представителей жанра тех лет архитектурой уровней или даже целого мира. Это был не просто набор карт, как в том же Doom или Heretic, а именно последовательное продвижение по целостному игровому миру, разделённому на отдельные уровни и главы. Вот ты едешь на поезде мочить адептов, которые так смешно верещат что-то на латыни (вроде бы); в следующем уровне ты на ж/д станции, потом — в городе, и так далее. В 2019-м вышел «ремастер», но это просто немного подтянутые текстуры без серьёзных изменений.

5 персонажей из игр, которые могли занять место Марио и Соника

4. Monster Bash

Игра про пацана в ночнушке и красной бейсболке; вместо ружья у него рогатка, которую не нужно перезаряжать, но сходство с «Дэйвом» всё равно налицо. Вначале была даже анимированная заставка, на которой Джонни Дэш лихо засаживает камнем прямо в лоб какому-то зомбаку. На этом и строится геймплей. По сути, игра — классический «платформер» своего времени, с приятной графикой и всеми атрибутами. То есть с кучей секретов, полчищами монстров и необходимостью много прыгать.

В начале 90-х любая уважающая себя игра была обязана не просто иметь выбор сложности из 3–5 пунктов, но и снабжать их какими-то забавными картинками. В случае с Monster Bash при выборе лёгкого уровня на экране появлялась картинка с обычным ребёнком, а на сложном уровне был тот же ребёнок, только бодибилдер, с кубиками пресса и огромными бицепсами.

5. Metal Mutant

Никто не мог понять, что нужно делать в этой игре, однако все отмечали её классную графику (по меркам тех лет, само собой). Сюжет незатейлив: робот-трансформер по имени Metal Mutant прибывает на планету Кронокс с целью найти и уничтожить кибернетического тирана. Механика игры завязана на способности главного героя трансформироваться в разных роботов с различными умениями. Один может прыгать и быстро бегает, у другого прочная броня и большая пушка, третий способен пролезть в узкие проходы.

У игры даже была философская концовка, которой позавидовал бы иной современный блокбастер. Победив тирана по имени AROD 7, главный герой усаживался на трон с надписью AROD 8. Правда, немногим удалось это увидеть, потому что игра французская, а значит, жди подвоха. Для сохранения прогресса нужно было где-то на уровне найти специальный модуль, подойти к нему строго в форме киборга и нажать Shift+«вниз»+«назад». У — удобно, о — очевидно.

6. Bumpy’s Arcade Fantasy

Эту игру обычно называли просто «Бампи», но оказывается, есть совсем другая игра с таким названием. Bumpy’s Arcade Fantasy — довольно примитивный с технической точки зрения «платформер», но при этом ужасно затягивающий. Игра часто поставлялась в комплекте с купленным IBM и поэтому для многих стала первым знакомством с миром видеоигр.

Никакого сюжета нет; главный персонаж — шарик или, может быть, мячик, им мы и управляем. Этот мяч не может спокойно лежать на месте и постоянно прыгает горизонтально вверх, а ударяясь о платформу, опускается обратно. Управление состоит всего из двух кнопок: «вперед» и «назад». На каждом уровне разбросаны предметы, которые нужно собрать. Постепенно уровни усложняются, появляются враги и разные виды платформ — с шипами или ледяные.

7. Rise of the Triad

Rise of the Triad — игра, пытавшаяся обогнать своё время, используя уже устаревавший движок Wolfenstein 3D, но добавляя кучу новых фишек, среди которых прыжки, разрушаемые объекты на уровнях и следы от выстрелов на стенах. Впервые в жанре «шутер» от первого лица была реализована возможность поворота камеры вверх и вниз. Однако это всё ещё не влияло на процесс стрельбы или прицеливания, так как «Триада» оставалась, по сути, двумерной игрой, как Doom и, собственно, Wolfenstein.

Тем не менее разработчики максимально использовали псевдо-3D, что вообще-то являлось просто багом движка, но визуально выглядело бодро. Правда, вышло всё это неоправданно дорого и слишком уж требовательно к железу. Например, уже упомянутый Doom 2 «весил» всего 20 мегабайт и умещался на нескольких дискетах, а «Триада» — под 200 и распространялась только на CD. При этом визуально Rise of the Triad не слишком-то отличалась от конкурентов, но подкупала скоростью геймплея. Вот вроде только начало игры, а у тебя уже два пистолета — несёшься по улице и палишь по-македонски.

Тысячи игр, 8 цветов, ночи без сна: ностальгируем по ZX Spectrum — самому народному компьютеру в СССР