Ничто не ново под луной, и все это придумали еще в Древнем Риме. Ладно, шутка, ремейки компьютерных игр появились чуть позже, но это все равно далеко не новый тренд, несмотря на то, что кажется таковым. В последние годы действительно вышло множество переизданий, одни вполне добротные, сделанные в душой и уважением к аудитории. Другие — откровенно халтурные поделки, выходящие чисто на хайпе. Они преследуют единственную цель — под шумок срубить быстрые и легкие деньги, продав одну и ту же игру два раза. Кажущееся засилье ремейков можно объяснить большим количество определений, с которыми нам следует разобраться для начала.
Чем отличается remake от remaster
Если упростить, то remake — это когда игру переделывают с нуля. Отличный пример Resident Evil 2019 года, которая понравилась как старым фанатам серии, так и новому поколению, незнакомому с оригиналом. Для плохого примера ремейка подойдет Final Fantasy VII, которая уже на релизе не выглядела современно, более масштабные локации оказались пустыми, да еще и саму игру решили разделить на три части, чтобы продать ее три раза. Спасибо за ностальгию, но такого нам не надо.
Remaster — это когда в игру вносятся незначительные визуальные улучшения. Нередко их вообще трудно заметить, как в случае с Bioshock. Впрочем, бывают и достойные примеры вроде серии Metro, хотя там уже нечто среднее между ремейком и ремастером. Еще существует понятие Reboot — полноценный перезапуск. От игры остается только название и какие-то неотъемлемые детали, накопленный лор и события прошлого могут игнорироваться. Такими ребутами являются последняя трилогия Tomb Raider и Doom.
Ещё есть Mafia: Definitive Edition в переводе звучит довольно скромно как «окончательное издание», хотя на деле это полноценный ремейк, один из лучших в истории. Рядом с ним находится такое же «окончательное издание» GTA, являющееся посредственным ремастером. Дополнительной путаницы добавляет портирование игр на разные системы. Порт может обладать чертами любой из перечисленных категорий либо вообще стать демейком. Это когда качество игры намеренно ухудшается для возможности переноса ее на менее мощную систему. Впрочем, если за любую из перечисленных категорий обычно просят фул-прайс, то к чему нам делать различия? Поэтому люди вполне справедливо называют любое переиздание ремейком, не особо вдаваясь в подробности.
Почему раньше игры были лучше и действительно ли это так
Когда это началось
В 1975-м на аркадных автоматах вышла Gun Fight, незамысловатая, как и все игры тех лет, с простейшей, почти схематичной графикой. Шестью годами позже на более современной системе от Atari появилось переиздание с цветным и куда более детальным наполнением. Собственно, вестерн Gun Fight и стал первым в истории ремейком, хотя данное слово еще не применялось. Издатели и разработчики отведали запретный плод, что так сладок, и в 1982-м выкинули на рынок Atari 5200. Новая консоль по сути сама была ремейком прошлой и вполне успешной приставки. Почти все игры, вышедшие на ней, в следующие три года являлись переизданиями разного уровня качества.
Имея возможность сделать обратную совместимость между приставками, инженеры, наоборот, намеренно запретили ее, изменив форму разъема для картриджей. Основная задача заключалась не в удовлетворении геймерских потребностей, а в повторной продаже старых игр. Этот подход сыграл не последнюю роль в процессе краха игровой индустрии США. Впрочем, и сама Atari поплатилась за свою грязную игру, сначала утратив позицию неоспоримого лидера, а позже и вовсе сойдя с дистанции. Дележка интеллектуальной собственности бывшего сверхгиганта продолжалась почти 20 лет и не завершена до сих пор.
Ремейки делали и для компьютеров тех лет. Первым широкодоступным ПК в Европе и СССР стал ZX Spectrum, сначала он имел 48 килобайт оперативной памяти, но в 1985-м появилась модель с 128-кб. Это расширение открыло дополнительные возможности, самые популярные игры получили новую жизнь. Некоторые обрели цветную палитру, другие получили звук, а исключительно текстовые квесты обзавелись графикой в виде статичных картинок. Переходя к чему-то более знакомому, можно взглянуть на приставки от Nintendo и Sega. Там тоже было полно ремейков и ремастеров. На Super Nintendo вышли первые три части Final Fantasy с намного более лучшим звуком и подтянутыми текстурами. Появился обновленный Megamen и Battletoads & Double Dragon. Sega же, помимо ремейков для своего CD-аддона, впервые поставила на поток демейки, перенося игры с новенькой Genesis на устаревшую Master System.
В середине 90-х в игру вступила Sony, которая подбирала все, что плохо лежит, и переиздавала это на своей PlayStation, будь то Lunar от Sega или Alone in the Dark от уже почившей Atari. Когда рухнет и сама Sega, лучшие игры с Dreamcast перекочуют на приставки конкурентов. Например, блестящая Skies of Arcadia получит новую жизнь на Nintendo GameCube, там же окажется и Sonic, что еще недавно казалось немыслимым. Параллельно с этими событиями ремейки и ремастеры продвигали операционную систему Windows, демонстрируя лучшую оптимизацию по сравнению со своими версиями для DOS. Впрочем, здесь уже на первый план выходили другие мотивы. Цель заключалась не в продаже игр, а в рекламе Windows, на которой тоже можно играть при желании. Для этого Билл Гейтс даже лично снялся в рекламе самой популярной игры своего времени — Doom.
Время первых: крах игровой индустрии 1983 года
Для чего это нужно
Конечно же, в первую очередь это всегда про деньги и продажи, но в качестве ремейков определенно существует разница. Обусловлена она своевременностью и подходом издателя с разработчиками. Например, The Last of Us, Horizon Zero Dawn или Mafia 3 не нуждаются в переизданиях потому, что еще не настолько устарели. Среднестатистический геймер имеет такие системы, что едва ли заметит разницу. Здесь мы видим превалирующее над здравым смыслом желание заработать и ничего больше. С другой стороны, ремейки способны вернуть к жизни игры, которые не могли раскрыть своего потенциала раньше из-за технических ограничений. Для этого бывает достаточно просто сделать более отзывчивое управление, и ужасная PowerMonger станет вполне играбельной. Морально устаревшие Final Fantasy 1-6, перевыпущенные для IOS, станут чуть ли не лучшими RPG для своего года, потому что вернут жанр в русло классики.
Можно сделать отличный ремейк практически без изменений в самой игре. Для этого бывает достаточно добавить качественных CGI-роликов. Например, в свое время Sega так поступила с Demolition Man. Между миссиями показывали фрагменты видео из фильма, что было совершенно невозможно для Genesis с ее картирджами. Сейчас этим трудно удивить, но в первой половине 90-х любое видео в игре воспринималось как прикосновение к будущему. Для Panasonic 3DO переделали заставки в Flashback, добавив больше минуты дополнительных CGI-роликов, и теперь, несмотря на провал консоли, лучшая версия этой игры остается там.
Ремейк может расширить игру. Final Doom на PlayStation имеет 32 дополнительных уровня, таким образом как бы вытесняя оригинал. Resident Evil – Code: Veronica для GameCube получил альтернативный вид от первого лица, что позволяет буквально взглянуть на игру по-новому. Elite: Dangerous вообще нечего делить с оригиналом, потому что их разделяют 30 лет. Кроме совершенно новой графики разработчики добавили многопользовательский режим, над которым ранее, еще во время «Спектрума», трудились энтузиасты. Ремейк способен удовлетворить ностальгические потребности, приобщить к классике новое поколение или заработать несколько десятков миллионов долларов на пустом месте. Все зависит от поставленных целей и уровня компетенции участников процесса.