Герои
24 марта, 2016

Кристиан Бэйл: самый лучший Бэтмен и актёр

"В списке великих актёров я бы предпочел быть третьим с конца".
Я всегда и во всём ищу тёмные места – как гриб, который растет в тени и пухнет от сочного жирного дерьма. Но, мне кажется, нет ничего плохого в том, чтобы быть грибом.

Уже сегодня мы узнаем итог противостояния двух накаченных и ухоженных мужчин – Бэтмена и Супермена. Кто ж сильнее – догадавшийся прятать красные труселя под портки только через 70 лет Кларк Кент или обзаведшийся волевым подбородком Бена Аффлека товарищ Брюс Уэйн? Об этом мы узнаем в кино, а заодно узнаем, как справился со своими обязанностями сценарист «Умницы Уилла Хантинга» и режиссер «Операции Арго». Потому сейчас представить, что под черной маской и ребристым плащом будет скрываться кто-то, кроме Кристиана Бэйла, невозможно, даже несмотря на многочисленные трейлеры, интервью и кадры с многоуважаемым и невероятно талантливым господином Аффлеком.

Просто Бейл задал, казалось бы, недосягаемую планку и воплотил героя Готэма таким, каким мы его представляли в комиксах и том великом мультсериале. Майкл Китон, Джордж Клуни, вы замечательные актёры, но вы не Бэтмены. Бэтмен – Кристиан Бэйл. Но, честно говоря, уже совестно делать этого сверхталантливого британца заложником одной роли, тем более супергеройской. Бэйл может сыграть кого угодно, и всю свою карьеру он это успешно доказывает. Иллюзиониста, борющегося с Хью Джекменом за место под солнцем, или харизматичного психопата, самозабвенно кромсающего людей топором. Бэйл – шикарный актёр, и весь последующий текст будет одой хорошему актёру от людей, которые не состоят в фан-клубе, а просто ценят талант.

Детские роли

Я начал сниматься так рано, что уже не могу представить себе другую жизнь, другую профессию. Каждый раз, когда я думал о каких-то альтернативах, я приходил в ужас: мне невыносима сама мысль о том, что я мог бы работать где-то в офисе и каждый день с девяти до пяти заниматься одним и тем же. Мой организм настроен на то, чтобы часто менять уровень эмоций, адреналина, отношений с другими людьми.

Бэйлу было суждено стать актёром. Оба его дедушки занимались лицедейством, а мама была цирковой артисткой. Выделился только папа, ставший пилотом. Его старшие сестры (Кристиан – младший из четырёх детей) стали режиссером и музыкантом соответственно. К слову сказать, семья весьма странная и творческая на всю голову, поэтому заняться какой-нибудь творческой работой ему велела сама судьба. Уже после съёмок «Темного рыцаря» мать вызвала полицию и заявила, что сыночек грозился избить ее и сестру, но потом полюбовно разошлись, решив, что не так друг друга поняли.

Крис начал актёрствовать, причём в том возрасте, когда некоторым из нас мама завязывала шнурки. В 9 лет он снялся в рекламе хлопьев, и с тех пор доселе не проявлявший никакого интереса к лицедейству парень начал плавно, шаг за шагом изучать ремесло. Дошло до того, что талантливого паренька приметил человек, которого сама королева английская называла «Мой лягушонок». Роуэн Аткинсон позвал паренька в пьесу «Кретин» на престижнейшую театральную площадку Лондона – London West End Stage. Надо сказать, что уже тогда ему прочили светлое будущее, а Мистер Бин даже похлопал его по плечу. Видимо, из зависти, потому как играл пацан ничуть не хуже прославленного комика.

Бэйл стал одним из самых любимых взрослыми дяденьками-режиссерами молодых актеров. Дяденьки давали ему главные роли, с которыми пацан справлялся со взрослой основательностью. Первым таким фильмом была жутко красивая советско-скандинавская (да, именно того самого единственного и неповторимого Советского Союза) картина «Мио, мой Мио» по роману матушки «Карлсона» Астрид Линдгрен. Именно тогда, в 1987 году, произошло событие, которое по странной случайности не отображено памятной табличкой на алупкинском ДК: «Кристиан Бэйл посетил Крым». (Даже статья светлее стала после упоминания Крыма.)

Однако смачные плоды всемирной славы Крис вкусил после работы с человеком, для которого зажечь новую звезду – всё равно что обмакнуть фалафель в хумус. Речь о гениальном режиссере и любителе снимать фильмы про иудейские страдания Стивене Спилберге. В драме «Империя солнца» Крис сыграл английского подростка, застрявшего с родителями в китайском Шанхае, изнывающем под гнётом японского геноцида времён Второй мировой. По несчастью, парнишка оказывается в жутком и славном своим садизмом даже по фашистским меркам концентрационном лагере, а имя Бэйла – на устах критиков. За эту роль актер получает награду «Выдающаяся работа юного актёра» от Национального совета кинокритиков США, чего до сих пор не практиковалось. Бэйл, несмотря на свой возраст, настолько аутентично передал характер запуганного мальчишки, которого чужие заперли с чужими, что отметить это одним только гонораром было бы как минимум неприлично. У критиков и режиссеров при виде Криса ласково увлажнялись глаза: мысль, что у кинематографа есть будущее, грела их сердца. Об одном думали: лишь бы не испортился.

Крис, к его чести, портиться не хотел и, желая достойно пройти испытание медными трубами, принял вполне взрослое решение: откинув широким жестом подготовленные сценарии и рекламные проекты, он бросает кино. На самом деле 13-летнему парню просто надоело повышенное внимание. Он по натуре своей человек тихий, а тут к нему подбегают ровесники с геростратовым комплексом да типичной детской жестокостью и кидают обидные оскорбления, чтобы спровоцировать на драку, а потом хвастать перед всеми, что уделали того самого актёра. А постоянные пресс-конференции сильно изнуряли растущий организм. В кино ему нравилось, но детства хотелось ещё больше.

Это было просто ужасно. Я чуть ли не плакал, давая интервью на пресс-конференции, и убегал под каким-нибудь благовидным предлогом.

В это время парень обучается актёрскому мастерству, участвует в шекспировских постановках, пока не замечает разительную разницу между гонораром театральным и киношным.

Кино по-взрослому

В 1992 году повзрослевший 18-летний парень возвращается в кино и сразу во взрослые роли. Правда, в этих фильмах ему пришлось не столько играть, сколько петь и танцевать. Надо сказать, к своим ролям он подходил очень серьёзно, и, взяв уроки хореографии, лихо отплясывал в «Свингующих детях». То славное кино номинировалось на три премии «Оскар», после чего Криса позвали озвучить Джона Смита в «Покахонтас» (Pocahontas). После этого Бэйл озвучивал анимацию лишь однажды, и это было легендарное аниме «Бродячий замок».

В 90-х Крис обзавелся ещё не армией, но отрядом поклонников, хорошей репутацией и обилием второплановых ролей. Его звали в большие фильмы к большим артистам, но на роли из-за спины. Одними из самых заметных стали «Секретный агент» и «Бархатный прииск» – история про Дэвида Боуи и Игги Попа глазами репортёра-фаната. Им-то и прикинулся Бэйл, а прообразы отцов рока сыграли Юэн МакГрегор и Джонатан Рис-Майерс.

Бэйл играл парня с замедленным развитием, чьих маленьких домашних животных одного за другим убивает отчим, играл в шекспировском «Сне в летнюю ночь», но подлинный успех пришёл в далёком 2000-м.

Книга Брета Истона Эллиса «Американский психопат» весьма непроста и является культовой, на уровне «Бойцовского клуба» Паланика. Соответственно, и кино вышло провокационное, подрывное, после которого Кристиану многие журналисты стали импонировать за смелость. А ведь главную роль должен был играть Лёня Ди Каприо, но представить его на этом месте просто нереально.

Я помню, что испытывал почти физическое наслаждение, играя Патрика Бейтмана в «Американском психопате», поскольку сразу же решил, что он не реальная фигура, а моя марионетка, меняющая эмоциональную температуру по моему собственному велению. Уж что я только не заставлял его чувствовать! Это было так здорово!

Тщательно Крис готовился к этой роли. Он поменял четыре передних зуба и избавился от английской улыбки. К тому же, актер нарастил мышцы и удалил с тела все волосы. А чтобы сыграть правдиво грубую сцену в постели, он несколько часов методично и самозабвенно смотрел порнуху. Однако такие действия себя оправдали, после выхода фильма на экраны Кристиан стал одним из самых востребованных актеров.

Начало двухтысячных выдалось золотым и богатым на триллеры. Недооценённый, снятый в духе «Матрицы» драйвовый «Эквилибриум», где валлиец похвастался перед миром своей физической формой, – пожалуй, та самая роль, после которой все влюбились в невозмутимый и правильный образ очнувшегося убийцы. Потом была невнятная драконовая история «Власть огня», которая уступала даже «Дракоше и компании». В эту пору Крис был эталонно подкачен, но послал к черту свои мускулы и массу, чтобы сняться в «Машинисте» – артхаусной мистерии, которую помнят только потому, что ради неё он похудел до состояния живого скелета. Настолько фанатично подходит актёр к своей роли и образу. В другой раз его фанатизм проявился во время съемок «Бэтмена», но до этого продюсеры потребовали вернуть мускулатуру времён «Эквилибриума».

Бэтмен

Мы хотели, чтобы вы забыли Бэтмэна, каким он был до нашего фильма.

К тому времени байки про мастера боевых искусств, живущего с чопорным дворецким, переживали тяжелый кризис. В плане комиксов и мультфильма всё было прекрасно, но на фильмы смотреть без слёз нельзя. Практически ни один из них не оправдал ожиданий фанатских. Бессмысленная костюмированная порнография последних фильмов начисто убила зрительский энтузиазм. Для этого позвали тогда ещё молодого Кристофера Нолана, доверив 35-летнему режиссеру задачу титанически сложную – реанимировать байки про человека-летучую мышь. Именно Нолан позвал талантливого и ответственного актёра, по сути, дав ему шанс из талантливых и узнаваемых превратиться в суперзвезду. Произошла химия, съемочные шестерёнки смазались обилием таланта, а матка кинопроизводства оплодотворилась семенем режиссерского и актерского гения.

Понятно, что это были те времена, когда супергеройское кино не выходило каждый месяц и не успевало надоедать. Понятно, что образ Бэтмена, как и образ Человека-Паука обречены на мировой успех больше, чем гомические Капитан Америка и Супермен. Но даже если бы Бэйл играл, скажем, Красного Капитана, он не остался бы незамеченным. Все части: освежающее и завораживающее «Начало», легендарный «Темный рыцарь» и «Возрождение легенды» – задали тон супергеройскому кино. Бэйл был хорош своей аутентичностью, умением подчеркнуть мрачную атмосферу Готэма и передать, как с копирки, но с собственным почерком, неповоротливые привычки молчаливого миллионера, занимающегося спасением мира в свободное время. Да, «Темный рыцарь» – это целиком и полностью фильм имени таланта Хита Лэджера, который перекрыл всех. Но так и должно было произойти, ведь харизма Джокера – самая сильная деталь серии, которую Лэджер эталонно явил миру. Но за бурлящей через край маниакальностью не затерялся талант нашего сегодняшнего героя. Кстати, они очень близко дружили с Хитом, и после его смерти Бэйл впал в серьёзную депрессию.

Кстати, ещё немного про подход Бэйла. Для каждой новой роли он использует свое уникальное произношение. Он решил не давать интервью к фильму «Бэтмен: Начало» на своём родном английском с валлийским акцентом, потому что считал, что Бэтмен – американская икона. Вместо этого актер использовал среднеамериканское произношение.

Для роли Бэтмена мне сделали идеально белые зубы. Когда я смотрю в зеркало, скучаю по своим прежним, типично британским – пусть и не самым красивым, зато до боли родным…

А знаешь, что самое интересной во всей истории с Бэйлом и Бэтменом? То, что в далеком 1995-м он пробовался на роль Робина. Какая ирония судьбы!
Кстати, актер прослушивался и на роль Джека Доусона в «Титанике» и почти получил её, но создатели картины решили, что некрасиво иметь сразу двух британцев в ролях американцев, и предпочли Леонардо Ди Каприо. А ещё – на роль Уилла Тёрнера в «Пиратах Карибского моря: Проклятие чёрной жемчужины» и Джеймса Бонда в «Казино Рояль» (2006). Но не свезло. Видимо, для Бонда у него слишком суровый и дерзкий взгляд, а для Уилла он слишком матерый и самодостаточный. Вот Черная Борода – пожалуйста.

Что сейчас

Сейчас у меня особый период в карьере – играю евреев.

После того было немало блокбастеров вроде «Терминатора», где сын Сары Коннор, воплощённый Бэйлом, не смог превозмочь желание зрителей увидеть Арни. Был красивый, как сказка, и увлекательный, как детектив, триллер про фокуснические разборки «Престиж». Был, в конце концов, «Боец», за которого Бэйл получил «Оскара». Обидно, что про это забыли. Даже недавнюю номинацию за «Аферу по-американски» забыли.

Бэйл перепробовал в своей карьере всё, побывав на светлой стороне авторского кино не для всех и на тёмной стороне массового поп-корнового кинца. Но он везде одинаково хорош. Хорош именно своим подходом и воплощением. Он всё так же требователен к себе, к роли, из-за чего даже готов обматерить ни в чем не повинного оператора. О его суровом и вспыльчивом нраве ходят легенды, но вместе с тем он умеет пошутить и посмеяться над собой. Партнеры по фильмам всегда отзывались о нем с уважением и теплотой, называя Бэйла настоящим профессионалом и человеком потрясающей дисциплины. Ему не чужды и человечные поступки, например, он не поленился встретиться с умирающим от рака мальчиком, мечтавшем увидеть своего кумира воочию. После этого случая случилось чудо: болезнь перешла в стадию ремиссии.
Бэйла хочется любить ещё и за то, что он никогда не оказывался в центре скандала. У скрытности есть свои огромные плюсы.

Человек, который недавно воплотил образ библейского Моисея, сказав, что тот, «скорее, был интересным шизофреником и варваром», а в детстве кривлялся с Мистером Бином. Его карьера только продолжается, и пускай длится бесконечно, мы не против. Только, пожалуйста, парочку фильмов вроде «Эквилибриума» и «Американского психопата» – их особенно не хватает в наше скудное на шедевры время.

Я родился в Уэльсе, но никак не могу гордиться этим фактом, потому что в возрасте полутора лет родители меня перевезли в Англию. Я мог бы стать гордым англичанином и свысока смотреть на другие нации, но уже давным-давно перебрался в Америку, и британского во мне, боюсь, осталось немного – разве что неистребимый акцент.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: