Два дня назад мы дружно, в едином порыве отметили 55 лет со дня, когда Юрий Гагарин сказал: «Поехали!» – и унёсся на своей ракете в космическую чернь. Кто-то, как жители Пензы, выложил своими телами огромную свастику, напоминающую цифру «55», а кто-то, как сошедший с ума миллионер Стерлигов, говорит, что Гагарин никуда не летал, а космос – это: «Выдумки проклятых колдунов-учёных для дурачков». Странно, человек пользуется электричеством, активно делится своим психическим расстройством в Твиттере, но обзывает колдунами всех учёных, забывая, что технический прогресс позволяет ему вести свою сумасшедшую пропаганду.
Но не будем о странном и до слёз смешном, поговорим о великом, о людях, которые отдали свою жизнь, здоровье и душу покорению космоса. Нельзя не упомянуть гения Королева, Артемьева, Ефремова, Тихонравина. Ну а без товарищей-космонавтов не было бы первых космических побед.
Но даже несмотря на их высочайший неоценимый вклад, все они последователи великих идей одного из самых загадочных людей в истории. Наука так устроена, что для её толчка нужна теория. Каждому отважному практику нужен свой неординарный теоретик. Так вот, все вышеперечисленные – практики, последователи гениальных идей сумрачного гения с трагической судьбой. Более точного и краткого описания его личности найти трудно.
С самого начала
Напряжённая, наполненная непрестанными поисками, до предела насыщенная внутренним содержанием жизнь Циолковского небогата внешними событиями. Детство и вовсе было тихим и спокойным. Родился в семье лесничего, в селе Ижевское Рязанской губернии. Отец происходил из дворянского шляхетского рода, чья слава была недолгой. Довольно быстро Циолковские обеднели, и в период кризиса Речи Посполитой постоянно меняли ПМЖ, расставшись со всякими привилегиями. Предки матери были из татар, перешедших на службу Великой Московии. Мария Ивановна была гораздо образованнее своего ненаглядного мужа.
И всё было хорошо и беззаботно до того, как Косте не исполнилось 9 лет. Катаясь на санях, он простудился и заболел скарлатиной. Все было настолько серьёзно, что вызванные осложнения навсегда лишили парня слуха. Наступило то, что впоследствии Константин Эдуардович назвал «самым грустным, самым тёмным временем его жизни». Остаться в 9 лет совершенно глухим – участь кошмарная, пока сверстники познают мир, играют, наслаждаются беззаботной жизнью. Но детям гораздо проще пережить подобные трагедии.
Примерно в то же время, одинокий инвалид (давай называть вещи своими именами), дабы хоть как-то занять себя, начал проявлять интерес к мастерству и заниматься тем, что можно назвать предтечей первых опытов.
Мне нравилось делать кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями и пр. Всё это было из бумаги и картона и соединялось сургучом.Надо сказать, что семейству было очень далеко до зажиточности. Отец потерял работу, но родственники помогли ему устроиться на новом месте в Вятке. Там же он и поступил в мужской класс гимназии. Учёба стала для него адом. Строгие учителя не делали поблажек глухому парню. Контактировать со сверстниками ему было тяжело, а учиться со временем ещё сложнее. Страшно подумать, но будущего общепризнанного гения оставляли на второй год, а потом и вовсе выгнали. После этого он уже нигде не учился, получая знания исключительно из библиотеки отца.
Учителей, кроме ограниченного количества и сомнительного качества книг, у меня не было, и меня можно считать самоучкой чистой крови. Я так привык к самостоятельной работе, что, читая учебники, считал более лёгким для себя доказать теорему без книги, чем вычитывать из неё доказательства.Этот тёмный период омрачился чередой смертей благородного семейства. Сначала погибает старший брат Дмитрий. Его смерть сильно подорвала здоровье матери, самого близкого человека в его жизни.
Но, несмотря на все перипетии, Циолковский продолжает с завидным упорством штудировать одну книгу за другой. Отец оценил успехи сына и решил послать Константина в Москву поступать в Высшее техническое училище (которое нынче известно как МГТУ им. Баумана), снабдив его сопроводительным письмом к своему знакомому с просьбой помочь устроиться. Однако письмо Константин потерял и помнил только адрес. Приехав в Москву, юноша снял комнату в квартире прачки. Увы, но поступить он так и не смог. Почему – не понятно: то ли знаний было недостаточно, то ли просто не рискнули брать глухого молодого человека. Присылаемых ему отцом 10-15 рублей было мало для нормальной жизни, и Константин жил буквально впроголодь, питаясь лишь водой и черным хлебом.
По городу Костя передвигался исключительно пешком не потому, что презирал экипажи, а для того, чтобы на сэкономленные деньги приобрести книг. Каждый вечер он штудировал и штудировал новый материал, жадно поглощая любую информацию.
Именно там произошло знакомство, которое во многом определило дальнейший научный путь Циолковского. Николай Фёдоров, основоположник русского космизма, тщательно взялся за способного парня и, по воспоминаниям самого учёного, снабжал его обилием запрещённых книг. Хотя надо сказать, что о космосе они так и не говорили. Но именно Фёдоров заменил ему всех профессоров.
Однако безработному студенту пришлось возвращаться на родину, ибо здоровье папеньки сильно пошатнулось, он собирался уходить на пенсию. Пришлось Константину браться за ремесло.
Досужие мыли учителя-гения
На родине снаряжённый огромным багажом знаний в 1879 году Константин Эдуардович сдал экстерном экзамен на звание учителя средней школы и начал преподавать математику в школе маленького подмосковного городка Боровска. Он мог бы и не работать, продолжая посвящать время научным исследованиям, тем более что семейство собиралось по моде того времени приобрести дом и жить на доходы от него. Но Костя сам, что называется, «профукал» своё счастье после ссоры с отцом.
Стоит отметить, что Циолковский сдал даже предметы, которыми никогда не интересовался, например богословие, буквально проштудировав их накануне. Это не талант и не предрасположенность, это упорство. Вскоре Константин стал первым парнем в училище, со временем расширяя свою преподавательскую деятельность и заменяя менее способных коллег. И это, несмотря на глухоту. Получалось же.
Это был, пожалуй, самый спокойный и благополучный период в жизни учёного. У него появились друзья, семья, стабильная работа. Что ещё для счастья надо? Кстати, связать свою судьбу с Циолковским не побоялась дочь священника-старообрядца. Это была долгая семейная жизнь, которую, увы, нельзя назвать счастливой.
После занятий в училище и по выходным Циолковский продолжал свои исследования дома: работал над рукописями, делал чертежи, ставил эксперименты. В доме у него сверкали электрические молнии, гремели громы, звенели колокольчики, плясали бумажные куколки.
Условия для творческой деятельности были тяжёлыми: чиновники считали Циолковского учителем-самоучкой, вольнодумцем, работы которого не заслуживают внимания. Нужны были исключительные энергия и настойчивость, чтобы преодолевать косность и равнодушие, нужны были темперамент борца и романтика мечтателя, чтобы не потерять вкуса к новым научным исканиям, самоотверженно служить науке, горячо стремиться принести пользу народу.
Первые результаты были омрачены рядом неприятных фактов. У Циолковского не хватало знаний, и его статья о теории кинетических газов не открыла ничего нового. Всё и так было известно. А тот самый Менделеев, изучив его труд, обрадовал молодого ученого новостью о том, что теорию открыли 25 лет назад.
Второй труд – «Механика подобно изменяемого организма» также не вызвал особого восторга у ученой среды. Однако все отметили способности и талант Циолковского. Только вот знаний не хватало.
Но Циолковский не сдавался. Он продолжал излагать свои мысли, подтвержденные слабыми практическими доказательствами в мастерской. Но именно эти труды заложили фундамент и залили бетоном теоретическую космонавтику. Эти исследования так же важны, как фильмы братьев Люмьер для современного кинематографа.
В 1883 году Циолковский подготовил своё первое исследование «Свободное пространство». В этой работе он дал анализ физических явлений, которые мог бы наблюдать человек в межпланетном пространстве. Проще говоря, здесь он впервые донёс до широкой общественности мысль о том, что единственным возможным способом передвижения в свободном пространстве является реактивное и привел приблизительную схему подобного корабля.
В 1885 году, имея 28 лет, я твёрдо решился отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат.Следующее большое исследование «Теория и опыт аэростата» посвящено обоснованию теории и созданной Циолковским конструкции управляемого аэростата с цельнометаллической оболочкой. Его ещё называют «Дирижаблем Циолковского». Это научный труд сильно взбаламутил спокойные воды научного сообщества. Такие деятели, как Е. Жуковский и А.Г. Столетов пригласили Циолковского в Москву для доклада на заседании физического отделения Московского общества любителей естествознания. Доклад был воспринят на «ура», и следующие годы Циолковский постоянно дорабатывал свою идею, пытаясь наскрести денег на публикацию книги. Помогали друзья, помогали очень медленно и ровным счетом для того, чтобы издать её не с первого раза. К сожалению, того ажиотажа, который чаяло увидеть научное сообщество, книга не вызвала.
В 1894 году Циолковский опубликовал в журнале «Наука и жизнь» работу «Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) летательная машина», где предложил такую форму и устройство самолёта, к которой человечество пришло только через треть века. Первый в мире аэроплан, обшитый железными листами, совершенно иной формы. Работу восприняли в штыки, но, видимо, между работой учёного и реализацией должно было произойти слишком много нюансов, чтобы люди поверили в то, что летательный аппарат может быть птицеподобным.
Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубины космоса, но отнюдь не самоцель… Будет иной способ передвижения в глубину космоса, приму и его… Вся суть – в переселении с Земли и в заселении космоса.Продолжая свои исследования в области аэродинамики, Циолковский провёл в течение следующих трёх лет ряд предварительных опытов. Стремясь к их уточнению, он изобрёл у себя дома «воздуходувку». По сути, это была первая аэродинамическая труба открытого типа, которая позже пригодилась для разработки летательных аппаратов. Сейчас их используют даже в качестве развлечения, а тогда подобное открытие сильно взбаламутило научный мир. Надо же, ничего сложного на первый взгляд, но какая полезная штука!
Затем Циолковский приступил к подготовке для печати сочинения, которому суждено было положить начало новой отрасли науки – теории реактивных летательных аппаратов. В январе 1903 года он направил в журнал «Научное обозрение» большую статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Первая её часть появилась в пятом номере. Но вот неудача, в журнале сотрудничали такие личности, как В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и многие передовые учёные. Жандармское управление, обеспокоенное активизировавшимися революционно мыслящими гражданами, решило прикрыть лавочку. Только через восемь лет, в 1911 году, друзьям и последователям Циолковского удалось напечатать вторую часть этой выдающейся работы.
Данное сочинение всколыхнуло научную и техническую мысль в России. В этой работе была дана теория полёта ракеты и доказана возможность применения ракетных аппаратов для межпланетных сообщений. Циолковский предложил ракету для исследования высоких слоев атмосферы, для создания искусственного спутника Земли и межпланетных путешествий.
Недоброжелательное окружение
К сожалению, революционные открытия не приносили семье желанного дохода, жили Циолковские бедно, хотя и не голодали. Львиную долю денег учёный тратил на изготовление макетов и покупку книг. Оставшихся вполне хватало для того, чтобы прокормить семью из четырёх детей. Однако на излишества средств категорически не хватало. За годы проживания в Боровске семья несколько раз вынуждена была менять место жительства, в том числе и по милости матушки-природы, которая как будто не хотела, чтобы человек постиг тайны ее небесной составляющей. Сначала потоп уничтожил половину имущества и львиную долю трудов Константина Эдуардовича. Затем был испепеляющий пожар, из которого удалось спасти лишь швейную машинку. А большинство макетов вместе с мебелью пало жертвой языков пламени.
Ещё одним ударом стало самоубийство сына Игнатия, страдавшего от душевных болезней. Однако, несмотря на невзгоды, он находил в себе силы работать дальше.
В ставшем родным Боровске большинство народа считало его чудаком, потому как вел он себя не так, как остальные: никогда не брал «дань» с нерадивых учеников, не давал платных дополнительных уроков, по всем вопросам имел собственное мнение, не принимал участия в застольях и гулянках и сам никогда ничего не праздновал, держался обособленно, был малообщительным и нелюдимым. И прозвище у него было обидное – Желябка. Коллег бесил самобытный персонаж, потому они не нашли ничего лучше, чем постоянно доносить на него за нелестные высказывания о религии. После одного из таких доносов Циолковскому пришлось переехать в Калугу, где он и закончил свою жизнь.
Циолковский отличался от толпы и в быту. Его называли «сумасшедшим», «чудиком» и словами похуже. Пока большинство населения, по воспоминаниям дочери Константина Эдуардовича, устраивало пьянки, кулачные бои и религиозные споры (в городке было три молельни), Циолковский рассекал по замерзшей реке на прародителе современного бойера – санях с парусом. Рассекающий на «чуде-юде» Константин Эдуардович сильно пугал местных девок и скотину. Казалось, что вхожий во дворянское собрание человек, носящий звание титулярного советника, не может себе позволить подобные фривольности, а он мог. Его бы так и забили палками, если бы не местное дворянство, чьим детям репетиторствовал будущий учёный. Надо сказать, что педагогический талант этого глухого мечтателя превозносился над его талантом ученого.
Нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца, планеты и живых существ.Нет всемогущего бога, но есть вселенная, которая распоряжается судьбой всех небесных тел и их жителей.
Нет сынов божьих, но есть зрелые и потому разумные и совершенные сыны космоса.
Нет личных богов, но есть избранные правители: планет, солнечных систем, звёздных групп, млечных путей, эфирных островов и всего космоса.
Нет Христа, но есть гениальный человек, великий учитель человечества.
Сытая жизнь и настоящее признание пришли только с приходом советской власти.
До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина—Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным… Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти – подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат мои труды.Циолковский был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук, а 9 ноября 1921 года учёному была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой. Его очень уважал Сталин, а после смерти великого мыслителя в 1935 году была создана специальная комиссия по разработке трудов Циолковского. Главное наследие ученого, его труды, в конце концов, было упорядочено.
Он доказал, что рождённый ползать летать может. Несмотря на жизненные невзгоды, он продуктивно трудился во благо науки, не обращая внимание ни на что. Это редкий пример упорства, человек сумел доказать, что как бы жизнь тебя ни била, не сдавайся. Сочинения Циолковского соединяли трезвый научный расчёт с замечательным полётом фантазии. Нынче таких людей немного – их всегда было мало, но на кого надеяться человечеству, как не на них?