Самураи — одни из самых распиаренных в массовой культуре воинов. Они отличались преданностью своему сюзерену, отличным владением мечом и отсутствием страха смерти. Эти воины правили феодальной Японией более 700 лет, но постепенно потеряли своё влияние и вымерли как класс примерно к середине XIX века. Но почему они исчезли? Тому есть несколько причин.
Недовольство самих самураев
К началу XIX века всё больше самураев были недовольны существующим положением дел. Причиной послужило устройство японского общества, заданное ещё в начале XVII века. Сёгун, верховный главнокомандующий, по значимости находившийся чуть ниже императора Японии, делегировал власть на местных даймё — глав кланов, которые были кем-то вроде губернаторов. Даймё содержали самураев и платили им за службу. Но самураи получали разную зарплату, в зависимости от рода и звания.
Из-за такого подхода лишь небольшая часть самураев была обеспечена, тогда как воины среднего и низшего класса нередко находились в нужде и были вынуждены заниматься, помимо служения господину, и другими делами. Недовольство положением дел постоянно росло и привело к расколу внутри сословия.
Конец изоляционизма
Почти всю свою историю Япония находилась в изоляции, но не из-за географического положения, а из-за осознанных действий правителей. До того момента, пока коммодор Мэтью Перри не приплыл в Японию по указу президента США для установления торговых связей и подписания договоров на взаимовыгодных условиях. Несмотря на то что экспедиция была мирной, Перри прибыл на нескольких боевых кораблях, чтобы при необходимости силой склонить японцев к соглашению.
Поняв, что с такой мощью японцы тягаться не смогут, сёгун Токугава Иэмоти принял решение открыть порты для иностранных судов, но император Комей был против такого решения. Сёгунат проигнорировал волю императора и подписал договоры о торговле, закончив более чем двухсотлетнюю изоляцию. Император же, нарушив традицию подчинения сёгуну, издал указ об изгнании варваров. На следующий год Перри вернулся с семью военными кораблями и угрожал обстрелять Эдо (старое название Токио). Это вынудило японцев подписать Договор о мире и дружбе с США, а затем — с Россией, Францией и Великобританией.
Отказ подчиниться воли императора, которого в то время считали божественным существом, расколол самураев ещё сильнее. Одни выступали за сёгуна как представителя своего сословия, а торговлю воспринимали как благо. Другие же были за императора и изоляцию.
Реставрация Мэйдзи
В 1868 году в Киото произошёл государственный переворот — к власти пришёл император Мацухито, и это ознаменовало возрождение абсолютной монархии в Японии. Но вопреки надеждам самураев, выступавших за императора и изоляционизм, правительство Мэйдзи продолжило начатый сёгунатом Токугавы курс на открытость. Более того, император распорядился сделать страну полноценным участником международного сообщества, ясно дав понять, что Япония будет торговать с другими государствами.
Также указ, названный Клятвой пяти пунктов, ломал стену между сословиями и отменял различия между людьми высших и низших классов, на которых зиждилось японское общество в течение нескольких столетий. Изменению подлежали почти все структуры, включая внутреннюю политику, экономику и военную сферу. Всё это привело к ещё большему расколу среди самураев и следующим событиям.
5 интересных фактов из истории, которых ты не знал
Гражданская война
После переворота и воцарения императора Мацухито между проимператорскими силами и сторонниками сёгуната началась гражданская война. Силы сёгуната обучались французскими военными советниками и превосходили императорские войска в три раза. Однако последних успели оснастить современным вооружением, включая пулемёты. В итоге армия сёгуна была разбита, а императорская армия вошла в Эдо и положила конец правлению самураев.
В этой войне погибло несколько тысяч самураев, что приблизило конец данного сословия, но ещё не уничтожило его полностью.
Окончание феодализма
Когда сёгунат пал, это стало концом и для феодализма. В Японии начались массовые реформы, император нацелился на вестернетизацию, организуя все сферы по типу западных, адаптируя их под японское общество. Одним из первых решений была ликвидация кастовой системы, существовавшей с XII века, и её замена на централизованное имперское правительство. Даймё были отстранены от власти, а их владения превращены в префектуры.
Так как не было даймё, больше некому было платить самураям. Кроме того, у них не было господина, а значит, они становились ронинами (самураями без хозяина) и создавали угрозу для правительства. Самураи из привилегированного класса стали на одну ступень с крестьянами, торговцами и даже бывшими «неприкасаемыми», что ещё сильнее обозлило их и заставило многих бывших воинов идти в разбойники. Но они ещё имели право носить оружие, поэтому угроза никуда не пропадала.
Эдикт Хайто
Одним из финальных решений по уничтожению самурайского сословия был Эдикт Хайто, который был принят в 1876 году. Он запрещал носить мечи, одеваться и стричься как самураи и в целом делал незаконным любые отличительные черты этих воинов. Теперь самурай, уже ставший равным с крестьянином, но ещё внушавший страх наличием холодного оружия и боевой подготовкой, превратился в безоружного человека, который не имел никаких привилегий.
Призыв на военную службу
Столетиями самураи обладали монополией на военную службу. Иметь оружие и воевать могли только самураи, которые были верны своему сёгуну или даймё. Из-за этого в Японии практически не прекращались гражданские войны, так как феодальные правители постоянно грызлись из-за любой мелочи и атаковали друг друга даже после невинной шутки, неуместно произнесённой за столом.
Правительство Мэйдзи положило конец этой монополии и начало формировать национальную имперскую армию, введя всеобщий призыв. Впервые за несколько столетий самурай и крестьянин воевали в одном полку и под одним флагом, что ещё сильнее стёрло границы между сословиями и уничтожило саму цель существования класса самураев. В них больше не было нужды.
Ненависть простых людей
Самураев было сравнительно немного. Основную же массу составляли крестьяне, ремесленники и торговцы, которые жили в постоянном страхе. Любой самурай, какого бы низкого происхождения он ни был, мог проверить заточку своего меча с помощью ближайшего к нему мирного жителя, порубив того на куски. И никто не имел права ему возразить. Что бы ни пожелал самурай, простолюдин был обязан это сделать.
Когда самураи стали вне закона, народный гнев вылился на внушавших когда-то страх воинов, ведь теперь они ничем не отличались от других людей. Быть самураем во время Реставрации Мэйдзи стало опасно для жизни, и некоторые из воинов даже скрывали своё происхождение для собственной безопасности.
Гибель последних самураев
Клан Сацума, который ранее помог свергнуть сёгунат и восстановить императорскую власть, был разочарован действиями императора и в 1877 году поднял восстание на острове Кюсю. Во главе с Сайго Такамори три тысячи самураев осадили замок Кунамото, но были вынуждены отступить под ударами оснащённой современным оружием императорской армии. Им удалось бежать в Кагосиму, но с большими потерями. В живых осталось только 400 человек.
Там самураи столкнулись с более чем 30-тысячной армией профессионально обученных солдат, которые смяли воинов пулемётами, артиллерией и поддержкой кораблей из близлежащей гавани. Так как у самураев были только мячи и копья, шанса у них не оставалось. После боя в живых осталось лишь 40 человек, а Сайго был ранен. Его друг помог самураю скрыться с поля битвы, где он совершил сэппуку — ритуальное самоубийство. В то же время оставшиеся в живых самураи пошли в последнюю атаку и были уничтожены пулемётным расчётом. Так погибли последние самураи.
Оставшиеся в живых уже бывшие самураи постепенно ассимилировались с новым обществом, и это сословие растворилось в истории, оставив после себя богатую культуру и традиции, почитаемые японцами и по сей день.
6 историй из Древнего мира, которые звучат как сценарий для сериала
Комментарии
(0)