Когда для шедевров хватало 48 килобайт: лучшие игры 80-х

Михаил Малахов
Сентябрь 19, 2019
9.7k
0
Культура
в избранное
Была ли в СССР индустрия компьютерных игр? О да, она была, но появилась в последние годы, в самом конце 80-х. Игровые автоматы вроде «Морского боя», «Охоты» и каких-то гоночек появились раньше, но первой массовой домашней системой стал ZX-Spectrum. Тогда разработчикам хватало 48 килобайт оперативной памяти и 15 цветов для создания шедевров. В детстве, конечно, и трава была зеленее, мороженое вкуснее, но примитивные игры действительно заставляли воображение работать. Скудные технологии оставляли простор для личной фантазии игрока — за набором пикселей мы видели чудесные миры и фантастические истории.

Индустрия — это слишком громкое слово. До нашего рынка дошли только клоны легендарного домашнего компьютера без периферии в виде дисковода, принтера и сетевого адаптера. О таких вещах мы представления не имели, но оказывается, «Спектрум» был настоящим ПК, даже имевшим множество локальных сетей по всему миру. Главное, ради чего и приобретался этот компьютер, — игры. Никакой лицензии наш рынок не знал — все они были записаны на аудиокассеты и продавались на всех радиорынках страны. На каждую кассету помещалось от 10 до 20 игр, в зависимости от системы записи; на обложке писали только названия, нередко от руки. Всего вышло более 10 000 разных игр, поэтому выбрать всего несколько лучших невозможно, но вспомним некоторые, достойные нашей ностальгии.

1. Bruce Lee

Вряд ли есть человек, имевший ZX-Spectrum и не игравший в «Брюса Ли». Управляем человечком, который может бегать и прыгать. Может драться и должен собирать звёздочки. Для своих лет уровни были очень неплохо детализированы и разнообразны, чувствовался даже какой-то дух китайской провинции. Всю игру главного героя преследует всего два врага: один вроде бы ниндзя с палкой, а второй — какой-то толстяк. Убить их совсем было нельзя — только устранить на короткое время. В конце ожидал огромный босс: он швырял в главного героя молнии, но в целом был практически беспомощным.

2. Monty on the Run

Monty Mole — это целая серия игр о земляном кроте. Все они были одинаково хороши. Классный «платформер» с крутейшей для своих времён графикой, запоминающийся персонаж и суперразнообразные уровни. Под уровнями понимаются «экраны». Раньше так и было: весь уровень мог помещаться всего на одном экране разрешением 256 × 192 точки. Враги земляного крота — это просто психоделия: грустное привидение пэкмена, вилка с пропеллером, ведро с ногами. Возможно, именно такие вещи и развивали воображение.

3. Myth

Это одна из самых технологически сложных игр для ZX-Spectrum — потрясающая детализация и яркие эффекты. Да, такое возможно и при наличии всего 15-ти цветов. В игре Myth у некоторых объектов была даже физика! Например, у весящих скелетов: они состояли из нескольких деталей, и на каждую можно было воздействовать. Таким образом, простая часть «интерьера», незначительный объект превращался в настоящую изюминку, с которой можно было забавляться часами.

Сюжет прост: играем за рыцаря; наша цель — спасти девушку. Дойдя до финального уровня, герой встречает красавицу, но она превращается в дракона — и ничего не остаётся, как убить коварную ведьму.

4. Renegade

«Ренегад» — это первый достойный Beat ’em up, вышедший за несколько лет до будущей легенды жанра Double Dragon. В целом всё так же есть какой-то мужик, он главный герой истории. История такая: ты хороший, а все остальные плохие; в конце ждёт самый главный злодей — побей их всех. Можно было играть и вдвоём, тогда на экране появлялось два мужика — главных героя, а количество злодеев увеличивалось. Основы жанра с тех пор не изменились: чем дальше проходишь, тем сильнее враги; у некоторых в руках оружие — его можно выбить и подобрать. Периодически путь преграждают очень злые боссы.

5. Dizzy

Здесь история как с «земляным кротом». Все игры о Диззи офигенные. Всего вышло семь официальных частей и 5 любительских, причём последние вышли только на просторах СНГ.

Dizzy — это «графический квест», главным героем которого является яйцо в боксёрских перчатках. Изначально игра задумывалась как простенькая поделка, шутка что ли. Но герои и геймплей так понравились игрокам по всему миру, что простая шутка очень быстро обросла своей историей — можно сказать, своей вселенной. У Диззи появились многочисленные родственники, ставшие значительными персонажами серии: Дейзи (подруга героя), Дора (младшая сестра), Денни (племянник) и многие другие. Фишка в том, что имена всех представителей «яичного народа» начинались на букву «Д».

9 самых влиятельных персонажей компьютерных игр

6. Game Over

«Игра окончена» — такое вот название было у игры; вышло, кстати, две части. В целом название оправдывалось: это был настоящий хардкор, очень сложный «шутер» с видом сбоку. На загрузочном экране красовалась какая-то супергероиня с бластером и в откровенном наряде. Она заставляла загружать игру снова и снова, хотя сама так ни разу и не появилась в процессе. Кроме необычного названия и заманушной картинки Game Over могла похвастаться высокой скоростью геймплея и красивой графикой. Вторая часть тоже удивляла: чтобы начать играть, нужно было ввести пароль (вроде как он давался после прохождения первой части). Паролем было слово Password, то есть «пароль».

7. Midnight Resistance

Midnight Resistance изначально вышла на более мощные игровые системы. Игра была очень хороша, нечто среднее между «Контрой» и «Метал Слаг». Порт для «Спектрума» пришлось разбить аж на девять блоков. Такая система была: если игра слишком длинная, то она делилась на части, которые нужно подгружать по мере прохождения. Если игрок проигрывал — естественно, всё начиналось с начала, то есть приходилось мотать кассету назад в поиске начала игры или нужного блока. От этого неслабо подгорало: можно было пару минут грузить не тот отрезок.

Вообще, глядя на Midnight Resistance, реально не верится, что «Спектрум» смог потянуть такое. Крупные персонажи с большим количеством деталей, много анимации, взрывов и одновременно движущихся объектов. Отдельно стоит отметить боссов: есть среди них обычные танки и вертолёты, есть «стенка как в «Контре»», но есть и треш вроде огромной летающей головы с мозгом наружу и червями из этого мозга выползающими.

8. Capitan Trueno

Любишь комиксы и супергероев? Даже испанские 1956 года? «Капитан Гром» на протяжении десяти лет был самым популярным комиксом в Испании — возможно, вообще единственным из более или менее адекватных. По нему и решили сделать игру. Получилось неплохо. Главная фишка заключалась в возможности переключаться между троими персонажами, каждый из которых обладал специальной способностью вроде дальнего прыжка, стрельбы или физической силы. В 2011-м даже вышел фильм, называется Capitán Trueno y el Santo Grial — посмотри, потом расскажешь. Была у игры и одна досадная особенность — это же испанцы. Они запилили какое-то особенное управление, которое не воспринимал ни один джойстик — приходилось играть на клавиатуре.

9. Flying Shark

Напоследок нужно отметить один из лучших «скролл-шутеров» для ZX-Spectrum. Разработчики применили какую-то тайную магию: сходу нельзя понять, чем же способна Flying Shark привлечь игрока. Графически она ни в какое сравнение не идёт с такими хитами, как R-Type, например. На игровом экране использовано всего два цвета — чёрный и жёлтый. Хотя во время сброса бомбы экран озарялся ещё голубым и красным цветом. Вероятно, в этой простоте и скрывалась та притягательность. Управляем самолётом (предположительно спитфайр), расстреливаем вражеские самолёты, танки и корабли; собираем «бонусы», усиливающие оружие и добавляющие жизни. Боссов как таковых нет, но сражение с одним или тем более с двумя кораблями одновременно становилось настоящим испытанием. Стоило немного зазеваться, дать вражеской техники разъехаться пошире — и вот уже простые танки начинали представлять реальную угрозу.

16 бит тому назад: 8 лучших игр четвёртого поколения