Мы не выдумываем классику, мы не оказываем литературе столь высокую честь, не заработали еще. Мы просто рыскаем по библиотекам и закоулкам воспоминаний о прочитанном, чтобы составить новый.
1. «Банда Теккера», Айра Уолферт
Эта книга не может не понравиться с самого начала. Если тебе повезло стать обладателем книжки еще советского издания, то там в описании будет выведена шикарная фраза: «Роман раскрывает перед читателем хищнический мир капиталистической Америки». Собственно, это рассказ о том, на что приходится идти людям в трудные времена.
А потом ты начинаешь читать эту талантливую историю про двух братьев, волею судьбы слишком рано ставших самостоятельными, и разбежавшихся разными дорогами. Тут интересен не только захватывающий сюжет, начало которого ведется с депрессивных 30-х годов, а то, как пишет Уолферт. Видимо, его вдохновителями были Достоевский и Гюго, потому что так расписывать мелочи, как это делает Уолферт, могли только они. Нравится ему по-бальзаковски описывать душевные терзания героя, да еще и на 5 страниц. Но делает он это мастерски и очень реалистично. Сразу становится понятно, что перед тобой простой современный человек, а не куртуазная дама, то и дело падающая в обморок от волнения. Кстати, реалистичность — еще один конек произведения. А для тех, кто книги читает в корыстных целях, а не саморазвития ради, будет полезно прочесть описание скрупулезных афер, может пригодиться.
2. «Голубая книга», Михаил Зощенко
Гениальный острослов, которым восхищались все, кроме властей его Родины. Гениальный сатирик направлял острие своего пера против невежества, глупости, пошлости и фальши, которыми в полной мере обладали его недоброжелатели.
Судьба писателя была нелегкой. После невероятной популярности его ожидало публичное унижение, нищета и предательство.
Но не будем о грустном, в конце концов, его не сгноили в лагерях. Но только вот что написать? Жуткая проблема делать рецензию, да еще и короткую на автора небольших произведений, среди которых сложно что-то выделить. Настоящая мука. Эти произведения нужно отпускать как лекарства в аптеке. Столкнулся с каким-то людским пороком — прочитал Зощенко немедля. У него практически на все есть своя история, и какая-нибудь отменная фраза, которую грех не добавить в личную копилку «кошерных выражений». Талант Зощенко был очень глубок, поскольку высмеять он был способен кого угодно и за что угодно. Как говорится, был бы повод, а выпить найдется.
Но фанатам общественного транспорта Зощенко может не понравиться. Это Виктор Пузо превозносит трамваи, и поет «С троллейбусом я не на ты, в троллейбусах ездят скоты», а Зощенко их почему-то не любит, как и кондукторов.
А вот кто полюбит Михаила Михайловича — так это почитатели Гоголя и Чехова. Есть меж ними некоторые параллели. Только что стиль Зощенко, как бы интересно он не писал, далек от изящества, в нем нет той густой, богатой красоты, как у более ранних классиков, и это может оттолкнуть. К тому же, Зощенко — это концентрат сатиры, а это любят не все. Впрочем, чрезмерная сатиричность его и погубила, ибо партийные критики не всегда могли понять, он действительно любит революцию, или прикалывается.
3. «Короли и капуста», О Генри
Как любой уважающий себя сатирик, Уильям Сидни Портер известный миру под псевдонимом О. Генри не мог писать огромных романов, он писал рассказы, но даже свой единственный роман он умудрился написать в виде нескольких новелл, объединенных персонажами и, по большей части, единым местом действия. Так и случилось с «Королем и Капустой». Место действия — банановая республика Анчурия, списанная с Гондураса, на котором О. Генри скрывался от уголовного преследования на Родине. В Анчурии чуть ли не каждую неделю революция, президент с казной и любовницей, уплывает подальше, а меж тем, жизнь идет своим чередом.
В книге очень много небольших рассказов, которые легко запоминаются и быстро усваиваются. Однако О. Генри не тот сатирик, чьи рассказы вызывают приступы лошадиного смеха. Это многих расстраивает, они ведь хотели поржать, а тут интересные, но довольно прозаические рассказы про людей. Но поверь, главное дочитать до середины, и оторваться от книги не получится. Это как раз роман для души для отдыха, после которого остается стойкое лирически-улыбчивое настроение. Необычные сюжеты, забавные ситуации, интересные персонажи и замечательный юмор — все это здесь есть и с лихвой. А любителям интриг понравится очень уж неожиданная концовка.
4. «Тошнота», Жан-Поль Сартр
«В левой руке тлен, в правой руке боль. Мой PR-менеджер Сартр Жан-Поль» — гласит веселый мем в одном известном паблике. Более прогрессивные люди подписаны на сообщество «Жан-Поль Срака», и даже понимают толк в сложных приколах про Сартра. Возможно, тот кто в теме закроет эту статью сразу после упоминания тошноты, но не торопись, есть полно людей, которым модная нынче философия атеистического экзистенциализма, пускай даже с марксистским уклоном близка. А есть те, кто Сартра не читал, и не знает как к нему относиться.
Сартр — выдающийся философ и общественный деятель, одна из ярчайших фигур XX века. Но литератором его считают никудышным. Даже те, кто почитает «Тошноту» отмечают, что прочее гораздо хуже.
В эпоху, когда молодежь начала повально делать вид, что ей интересна философия, таких ребят как Сартр нужно читать в обязательном порядке. Чтобы у человека было свое отношение к автору, ибо советовать Сартра так же сложно, как и спорить о нем.
И все же, скажем пару слов по поводу самого произведения, интересного и необычного.
Главный герой страдалец, которому не хватает общения, но он сознательно огораживается от общества. Роман полон намеренных парадоксов, так что удивляться нечему. Главный герой презирает жителей малюсенького выдуманного городка, изучая их как лаборант. Что-то вроде все педерасты, а я Д’Артаньян. Он пытается найти разум и свободу в абсурде и хаосе, и везде красной линией проходит тема пустоты и одиночества. Экзистенциалисты такие экзистенциалисты.
5. «Энеида», Вергилий
Любили римляне во всем подражать прародителям античной культуры — грекам. Все у них слямзили: и пантеон божественный, и культуру, и архитектуру. Разумеется, позаимствовали, и развили по-своему, но покушаться на легендарную «Одиссею»… многим покажется святотатством. Так бы оно и было, если за дело не взялся великий Вергилий, проводник Данте в подлунном мире «Божественной комедии», и его Энеида не получилась бы столь интересной.
Кто такой Эней? Троянский герой, который после падения города долго странствовал с сыном и товарищами, в поисках нового дома. Параллельно он изобрел предтечу пиццы, заложил семя раздора между еще не существующей Римской республикой и Карфагеном, и в общем наделал очень много дел, пока не осел в Италии, а точнее в Лации.
Читать Энеиду, как любое античное произведение весьма интересно. В свое время над переводом старались такие видные деятели русской литературы, как Афанасий Фет и Валерий Брюсов. «Энеида» — это один из столпов, повлиявший на европейскую культуру. Пускай она подражает «Одиссее» и «Иллиаде», но небезызвестные «Лузиады» и «Россиады» подражают в свою очередь Энеиде.
Сам Эней парень не столь харизматичный, как Одиссей, но тоже вызывает неподдельное уважение, а следить за его подвигами — одно удовольствие.