Культура

Кино по субботам #93

  • 13916
  • 4
  • Теодор Седин

Кино — универсальный механизм общения с миром, та форма искусства, которая способна изменить сознание, открыть новые горизонты и даже породить диктатуру нового мирового порядка. Но всем на это наплевать, и так дел хватает, поэтому они смотрят кино машинально и чтобы расслабиться. А есть те, кто ищет в кино вдохновение, смысл, поэзию действительности. Наша сегодняшняя подборка подойдет и тем и другим.

1. «Хрусталев, машину!», 1998

brodude.ru_21.10.2016_8D8m07AS7Nl0k

Кошмарный сон наяву «Северного Феллини» Алексея Германа-старшего. Многострадальный режиссер, чьи фильмы стопками пылились на полках, запрещенные к показу властной советской цензурой, наконец получил шанс вкусить вожделенных лавров на крупном кинофоруме. В Каннах с нетерпением ожидали картину, которая была в разработке 7 лет. Но результат оказался не таким, как ожидалось. Зрители вставали и покидали зал, критики громили и ругали за чернушное и бессвязное повествование.

А потом неожиданно опомнились и начали сравнивать Германа с Джойсом, именовать гением, а сам фильм — однозначным шедевром. Но по сути своей он гораздо проще и не является чернухой. Ну есть там момент, где заключенные очень натуралистично насилуют генерала, засовывая ему палку в анальное отверстие, но выглядит это не гаже примерно такой же сцены в «Реквиеме по мечте». Фильм про человека, уставшего жить в кровожадной рабской системе.

Дело происходит в 50-х годах, в период знаменитого «Дела врачей». Изнасилованному генералу придется потом спасать зловонного, распухшего и пердящего полумертвого Сталина, и уставшему, искалеченному искать счастье. А рядом истопник Федя Арамышев, который бегает и вопит, не понимая, за что отсидел срок, и разные люди, такие же серые и грязные, как тона картины.

Как ни странно, Герман снимал про своего отца, предположив, что было бы с ним, известным писателем, если бы сработала указанная в фильме провокация. Видимо, фантазия у Алексея Юрьевича была очень бурной.

Этот долгий, нуарный почти арт-хаус в черно-белых тонах понравится не всем, но тем, кто любит модернистский киноязык, необычное кино, запоминающиеся сцены и фразы, а то и просто открывать для себя новое, стоит отбросить предрассудки и посмотреть фильм талантливейшего мастера.

2. «Любой ценой» (Hell or High Water), 2016

brodude.ru_21.10.2016_elpNZBfXifIeW

Просто очень и очень хороший фильм с очень и очень хорошими американскими актерами, снятый на доллары англичанином (уже по своему прецедент). А дальше с каждой минутой история о двух братанах-неудачниках, решивших обчистить банк, бессовестно наживающийся на честных гражданах, начинает покорять и увлекать.

Это мешанина из роуд-муви, вестернов и «Старикам здесь не место», и подобное смешение дало не кислый борщ, а вкусную насыщенную солянку. После просмотра отчего-то хочется подражать Джеффу Бриджесу в ковбойской шляпе, отстреливаться в желтых техасских пейзажах и встрять во что-то столь же увлекательное. И настолько всё легко, без лишнего балласта в виде морального издевательства над зрителем, что даже заунывная музыка, звучащая, пока герои едут, не смущает.

Фильм не рекомендован — обязателен к просмотру всем, особенно фанатам «американской мечты», чтобы они взглянули на суровые реалии американской жизни и поняли, что мечта доступна не всем.

3. «Переступить черту» (Walk the Line), 2005

brodude.ru_21.10.2016_0SYbttU5nv9IR

Кто бы мог подумать, что человек, которого в свое время за коварное убийство Рассела Кроу возненавидели все дети и впечатлительные беременные женщины, сможет сыграть героя нации и кумира поколения Джонни Кэша. Разумеется, мистер Заячья Губа, в миру Хоакин Феникс, — блестящий актер, но такого воплощения не ожидал никто. Хотя фирменное фениксовское в образе осталось — его не прикроешь, как и большой нос Стива Карелла или отсутствие таланта у... чтобы никого не обидеть, представителя Мальты на «Евровидении-2005» Фабрицио Фаниэлло.

Американцы сняли только два успешных байопика про певцов — этот и «Рэй», остальные не дотянули. Личность выбрана легендарная. Джонни ведь не только песни сочинял волшебные, но и активно бедокурил, дразня общественность и убивая организм амфетамином и алкоголем. В фильме это показано очень хорошо.

Но всё в мире вертится вокруг любви — на этот раз вокруг любви Джонни и Джун Картер, которая вытащила его из ямы и терпела долгие годы. В итоге получилась блестящая биография про двух влюбленных людей, одного из которых называли наркоманом, а другую — шлюхой, за то, что она бросила мужа. Такая она — христианская Америка, не прощает ошибок.

4. «Бабадук» (The Babadook), 2014

brodude.ru_21.10.2016_KdmYdR0dtSwlb

Детям постоянно пудрят мозги какой-то странной мифологизированной дрянью вроде серого волчка, который укусит за бочок; бабайки, которая укусит за попу; барабашки, которая разведет на деньги и выгонит из дома; и пьяного отчима, который хуже их всех вместе взятых. Если ты не можешь придумать себе стимул поскорее погрузиться в сон, обратись к австралийскому фольклору, у них есть Бабадук — монстр из снов сына одинокой мамаши, которая от такого расклада дел начинает ходить с ума.

Не смотри на отзывы и критику в «Кинопоиске» — давно не было такого несоответствия критики фильма его качеству. Если не брать купленные статьи под российскими новинками. Кинокритики, например, оценили его крайне высоко, отмечая, что это один из лучших фильмов ужасов за последнее время. По большому счету, это страшный и шокирующий психологический триллер.

Сам Бабадук получился крайне обаятельным и привлекательным чудищем, хотя в фильме его не так много, как некоторые могли хотеть. Гнетущая жуткая атмосфера передана со стопроцентной точностью. Конечно, это далеко не эталон, но это нисколько не сбивает удовольствие от просмотра.

5. «Охота на дикарей» (Hunt for the Wilderpeople), 2016

brodude.ru_21.10.2016_XRCxDxePcccxp

Последней новозеландской комедией, которую мы смотрели, была «Паршивая овца» — дико абсурдная, дешевая и абсолютно трэшовая картина. Но фильм «Охота на дикарей» получился вполне качественным и смешным.

Отменная комедия в стиле времени, с жестким юмором и хорошими актерами. Даже толстый главный ребенок играет хорошо. Его партнер играет старика-социофоба, который сбежал вместе с парнем. Зовут этого человека Сэм Нил, и когда-то давным-давно он убегал от тираннозавров в «Парке Юрского периода» и пробовался на Элронда во «Властелин колец». Сейчас пошел на повышение — бегает с детьми.

Несмотря на всю разбрызганную в каждом кадре иронию, фильм учит праведным моральным скрепам. И если скреп тебе не хватает или просто хочется посмотреть отличную комедию — милости просим к «Охоте на дикарей».