Культура

Кино по субботам #142

  • 12567
  • 0
  • Теодор Седин

Оxxxymiron ударился в кино, и будет играть антагониста в экранизации книги Пелевина «Empire V». Справится ли со своей задачей репер, который даже в обычной жизни говорит быстро, узнаем скоро. Обязательно узнаем, такое-то событие — Пелевин и главный репер — вся суть постмодерна. А пока предлагаю посмотреть нашу подборку, в которой тоже есть фильм с непрофессиональным актером. Но он диво как хорош.

1. Песчаная галька (The Sand Pebbles), 1967

Китай начала прошлого века представлял из себя раздробленное черт знает что без перспектив. С одной стороны, милитаристы, с другой — японцы и англичане, которые издевались над некогда великой страной, как хотели. Посреди всего этого канонерка «Сан-Пабло», на которую командировали Джека Хольмана — первоклассного механика с характером мудака. Кто-то скажет, что Джек - настоящий мужик без страха и упрека, но ведет он себя, как неуживчивый мудак. Он все время гнет свою линию, нехотя соглашается с законами, царящими на корабле, забивает болт на сложные отношения американцев и китайцев. Но, как это часто бывает в фильмах, если герой что-то настойчиво игнорирует, то в скором времени ему придется в этом поучаствовать. С одной стороны, капитан, едва не покончивший жизнь самоубийством, с другой — бунтующие китайцы. Интересная ситуация, которая совершенно точно не может закончиться примирением.

В процессе просмотра ни в коем случае нельзя забывать, какого года этот фильм. Здесь есть крупные планы с озабоченными лицами главных героев, местами он очень затянут, но в остальном очень шикарен. Суровые взаимоотношения моряков показаны идеально, характеры прописаны четко, актеры играют гениально — мое почтение. В целом, очень мужской фильм, в котором есть место суровости, дружбе и уважению. Даже политкорректные сцены дружбы белого господина и китайской прислуги не смотрятся натянуто. Да, экшна придется ждать долго, но это затишье необходимо для того, чтобы понять жизнь корабля. В конце концов, тебя будут развлекать очаровательные вставки, показывающие, как отстал Китай от США 20-х годов. Любителям больших, красивых классических полотен смотреть обязательно.

2. Кавказский пленник, 1996

15 лет назад Сергея Бодрова накрыло лавиной в Кармадонском ущелье во время съемок фильма «Связной». Так погиб последний герой своего поколения в истории России. Больше таких людей у нас не было и, судя по всему, не будет.

Нельзя сказать, что Бодров был плохим актером — он в принципе им не был. Но, к его чести, всегда это признавал. Так и в «Кавказском пленнике» он просто играл самого себя, как и в последующих картинах. Рядом с ним один из лучших российских актеров последних 25 лет, Олег Меньшиков, и в кадре сразу бросается в глаза, кто — гениальный актер, а кто — просто обаятельный парень. Но этого обаяния хватало для того, чтобы сгладить все шероховатости и сделать этот тандем очень приятным. Актеры ведь показывали два разных характера, и это получилось.

В фильме мало от оригинального произведения Льва Николаевича Толстого, зато куда больше моментов, которые показывают человеческий характер. Взять хотя бы сцену несостоявшейся драки могучего головореза и исхудавшего в плену солдата. Или как надзиратель выпивает со своими пленниками. Все это идеально передает атмосферу беспросветного кабздеца, творящегося в ту пору. Это сейчас события той войны воспринимаются несколько иначе, а тогда ситуация с пленными солдатами была очень актуальна. Фильм снимался, когда Первая чеченская еще не закончилась, и локации были недалеко от боевых действий. Это только придает антураж. Был случай, когда местные партизаны, охранявшие съемочную бригаду, захватили в плен всю съемочную команду, узнав, что молодая актриса получает зарплату в долларах. Но вскоре ее гонорар был разменян на рубли, и съемки продолжились как ни в чем не бывало. Вот в таком ужасе делался фильм про кошмар наяву.

3. Андеграунд (Underground), 1994

Сначала тебе кажется, что ты смотришь чересчур растянутый и очень абсурдный анекдот про партизан. От обилия нелепых моментов становится дико смешно, плюс ко всему динамика у фильма бешеная: ни на секунду не становится скучно. Но уже ближе к концу становится несмешно. Настолько несмешно, что даже плакать хочется.

Кустурица умеет выжимать все эмоции одним только фильмом. Это его типичная трагикомедия с обилием адекватной чернухи и здорового абсурда. Впрочем, если вспомнить тот кошмар, что творился на Балканах в середине 90-х, то несмешно становится уже с самого начала. Обреченная на развал с первого дня своего основания, Югославия разрушена, ее бывшие союзные республики активно вырезают друг друга. Именно этими событиями и заканчивается лента.

Начинается фильм во время Второй мировой. Главный герой Черный прячется в подполье 50 лет, не подозревая, что война закончилась. Лучший друг сказал ему, что война не закончена, просто потому что слишком сильно любил его жену. В условиях 95-го года это было символично. Символизма в этой фантасмагории очень много. Особенно кусок земли, символизирующий Сербию, который отрывается в конце фильма и барахтается в океане безвременья. Но тебе наверняка плевать, ты скорее всего не считаешь себя югославом, как режиссер. Так что наслаждайся сценами, находящимися на стыке здравого смысла и тяжелых наркотиков, где бывалый партизан убивает актеров, играющих фашистов, а слон ворует штиблеты с подоконника.

4. Связанные насмерть (Dead Ringers), 1988

У Кроненберга плохих фильмов не бывает, даже клюква про русских бандитов с Арагоном в главной роли у него получилась шикарной. Но здесь совсем другой жанр и совсем молодой Джереми Айронс, которому приходится отыгрывать сразу двоих близнецов. Оба врачи, оба бабники, оба влюбляются в одну актрису. И оба сядут на иглу. Отличная добрая «семейная» история, которую талантливый канадский режиссер-извращенец исследует с позиции Фрейда.

Проблема в том, что один брат — скотина, а другой — тихоня, но оба друг друга дополняют, и один без другого жить не может. В результате мы имеем счастье наслаждаться гениальной психологической жутью с небольшими вкраплениями эротизма. Конечно, лучшее, что есть в этом фильме, — это игра Джереми Айронса. Кто-то говорит, что у него лицо девочки, которая сдерживает слезы. В принципе, так и есть, но смотришь этот фильм и понимаешь: хорош шельмец, могёт поц.

5. Аттила-завоеватель (Attila), 2000

После «Песчаной гальки» даже как-то неудобно называть фильм длиной 177 минут мини-сериалом. Фильм вроде бы как состоит из двух частей, но смотреть его лучше весь сразу. Всем, кто любит масштабные исторические картины, где бряцание стали заглушает фоновую музыку, «Аттила» понравится. Здесь отличные батальные сцены. Все атмосферно, все достоверно. Даже любовной линии нашлось место. Какой же великий полководец и без женщин? Тем более в главной роли Джерард Баттлер, человек, который привык играть мужчин в юбке, с мечом и открытыми руками.

Аттила, конечно, персонаж исторический. Великий завоеватель, вождь орды, равной которой не было. Даже монголы не произвели такого впечатления на Европу, как гунны. Но он жил очень давно, а гунны стали жертвой римской пропаганды. И потому не поймешь, где правда, а где вымысел. То ли он был благородным, как описано в «Песне о Нибелунгах», то ли ел сердца поверженных врагов. Римляне утверждают, что он проиграл битву на Каталаунских полях (хотя никто не знает, где конкретно она была), а другие утверждают, что оба войска отступили, чтобы восполнить потери. Поэтому не нужно придираться к сериалу только потому, что ты недавно прочитал какую-то книжку. Отличная историческая картина.