Весна опять пришла и тут же ушла. Наслаждайся последними днями арктического холода и прелой сырости в компании с хорошими фильмами, которые мы отбирали в течение всей недели. Что-то на уровне «Логана» и «Сплита», а то и выше.
1. «Искупление» (Atonement), 2007
Какая же сложная, черт подери, история. Не просто сопли с приправой из кассовых сборов, а действительно сложный случай. Макэвой, один из лучших актеров современности, ставший настоящим героем марта 2017 благодаря отменной игре в «Сплите», в «Искуплении» становится жертвой буйного воображения одной придурковатой девочки. Девочка талантливая, вне всякого сомнения, но, пардон за моветон, раздражает, сука. Есть фильмы, в которых персонажи раздражают игрой, а есть такие, в которых они раздражают, потому что актеры их прекрасно отыгрывают — вот это как раз такой вариант. Макэвой, как всегда, орел, но и Кира Найтли, которая только и умеет, что делать загадочное лицо и улыбаться, раскрыла в этом фильме свои актерские таланты. Да и сама история про девочку, которая своим чересчур богатым воображением сломала людям жизнь, настолько интересная и увлекательная, что сложно найти что-либо похожее.
После этого фильма ты будешь негодовать, злиться, потом почувствуешь сострадание к тем, кого ненавидел первые 60 минут фильма. В общем, эта удивительная и очень интересная история вызовет у тебя полный спектр эмоций. И кстати, не сомневайся, такое бывает — люди с богатым воображением постоянно путают явь и додумывают себе всякую дичь. Какая же эта Бриони гадостная!
2. «Призрак в доспехах» (Kôkaku Kidôtai), 1995
«Кокаку кидотай» — это просто волшебно. Большего фонетического изящества в названии фильма не было, как будто бы эта фраза вырвана из текстов усипусишной группы Dwar. Жаль только, что перевод такой простой.
Но ближе к делу, надо объяснить, почему мы советуем довольно старое аниме в нашей киноподборке. Да всё очень просто, думаю, ты и сам догадался — решили просветить тебя в честь выхода одноименного фильма. Мы считаем, что эту шикарную анимацию нужно посмотреть в обязательном порядке, если ты собираешься смотреть фильм. Это почти так же необходимо, как прочитать книгу перед просмотром фильма — не обязательно, но все-таки желательно.
Что представляет из себя наш «Призрак в доспехах»? Шикарный образчик глубокой, философской и отчасти злободневной анимации. То самое аниме, которое даже у самых дремучих япононенавистников язык не повернется оскорбить. Мамору Осии сумел приоткрыть завесу в мир, который нам только предстоит увидеть, и пофантазировал на тему, которая, возможно, положит конец человечеству, — где же та самая грань между человеком и машиной в кибернетическом мире? Не всегда продвинутое является удачным — в этом главный смысл жестокой антиутопии.
3. «Эксперимент» (Das Experiment), 2000
Возможно, ты видел американский римейк этого фильма, с заслуженным «Иди Амином» Форестом Уитакером и Эдриэном Броуди. Есть такая причуда у американцев — переснимать отличное европейское кино. Как правило, оригинал переплюнуть не удается, и это как раз тот самый вариант. Немецкий фильм более мрачный и, как может показаться, более естественный. Никакой картинности и наигранности, всё предельно сурово, жестоко и унизительно.
Тот самый эксперимент, который показан в фильме, действительно проводился в Стэнфордском университете, и люди, разделенные на две команды (одни из которых были заключенными, а другие — надзирателями) становились заложниками своей поганой человеческой природы. Так что тот апофеоз жестокости, который выльется на тебя с экранов, имеет место быть.
В первой трети фильма у тебя могут возникнуть вопросы, с чего все так этот фильм хвалят, ведь есть сотня психологических триллеров, которые раскрывают тему жестокости гораздо лучше. Но с середины фильм набирает такие бешеные обороты, что появляются симптомы внутреннего дискомфорта — то, ради чего мы эти фильмы и смотрим. Человеческая природа раскрыта прекрасно, а главное, картина до сих пор актуальна. Каким же восхитительными был немецкий кинематограф на рубеже тысячелетий, времен «Эксперимента» и «Достучаться до небес». А сейчас на него без слез не взглянешь.
4. «Уличный кот по кличке Боб» (A Street Cat Named Bob), 2016
Право, что за изумительный кот! Разумеется, со времен «Бетховена», «Шайбу, шайбу!» и «Комиссара Рекса» мы на автомате радуемся фильмам с животными в главной роли. Это же животное, оно играет лучше Данилы Козловского, как можно критиковать этот фильм? Иногда, если убрать пелену тупой беспечной радости, то окажется, что фильм не так уж и хорош. Но не в этот раз. Понятно, что половина фильма держится на котике, но другая базируется на сценарии, основанном на реальных событиях. Это не история про кота с хэппи-эндом, здесь про спасение, про то, как мы нуждаемся в ком-то и в чем-то, что способно вытащить нас из дерьма. Здесь нет бутафорских слез, натянутости и неестественности, всё очень искренне и радует глаз. Смотреть можно в любой компании, даже с другом, только что вернувшимся из армии.
5. «Голубые горы или Неправдоподобная история», 1983
Тот самый непризнанный шедевр, который смотрели немного человек, но те, кто его видели, остались в неописуемом восторге. Интеллигентная, ироничная и в чем-то даже очень грустная притча про нас, и про то, как отвратительно работают все бюрократические органы в нашей стране. Хотя картина грузинская и раскрывает проблемы издательства, в котором все занимаются не своими делами: кто-то ездит по банкетам, кто-то постоянно готовит еду — работать некогда. А страдают те, кто действительно что-то делает.
Эту картину надо показывать в средней школе в обязательном порядке, чтобы смолоду прививать такие презираемые слова, как долг и ответственность. Может быть, тогда наступит порядок?
Тебе знакомо то чувство, когда ты пребываешь в таком восторге, что не можешь объяснить, в чем его причина? Вот это как раз тот случай. Вроде нет модного нынче экшена, каких-то взрывоопасных шуток (напротив, юмор интеллигентный), но всё равно шедевр. Нет навязчивого кавказского колорита, нет пошлости, сплошная сермяжная правда, на которую без горькой улыбки не взглянешь.
Комментарии
(1)по Макэвою согласен, действительно один из лучших актёров современности. но в «Сплите» он мне не особо. может потому что фильм так себе, хз. а вот в «Трансе» и «Грязи» его драматическое дарование раскрывается в полный рост. «Транс» вообще фильм классный, пересматриваю его периодически. ладно, отвлёкся)