Кино по субботам #116

Теодор Седин
Апрель 01, 2017
16.9k
1
Культура
в избранное

Весна опять пришла и тут же ушла. Наслаждайся последними днями арктического холода и прелой сырости в компании с хорошими фильмами, которые мы отбирали в течение всей недели. Что-то на уровне «Логана» и «Сплита», а то и выше.

1. «Искупление» (Atonement), 2007

Какая же сложная, черт подери, история. Не просто сопли с приправой из кассовых сборов, а действительно сложный случай. Макэвой, один из лучших актеров современности, ставший настоящим героем марта 2017 благодаря отменной игре в «Сплите», в «Искуплении» становится жертвой буйного воображения одной придурковатой девочки. Девочка талантливая, вне всякого сомнения, но, пардон за моветон, раздражает, сука. Есть фильмы, в которых персонажи раздражают игрой, а есть такие, в которых они раздражают, потому что актеры их прекрасно отыгрывают — вот это как раз такой вариант. Макэвой, как всегда, орел, но и Кира Найтли, которая только и умеет, что делать загадочное лицо и улыбаться, раскрыла в этом фильме свои актерские таланты. Да и сама история про девочку, которая своим чересчур богатым воображением сломала людям жизнь, настолько интересная и увлекательная, что сложно найти что-либо похожее.

После этого фильма ты будешь негодовать, злиться, потом почувствуешь сострадание к тем, кого ненавидел первые 60 минут фильма. В общем, эта удивительная и очень интересная история вызовет у тебя полный спектр эмоций. И кстати, не сомневайся, такое бывает — люди с богатым воображением постоянно путают явь и додумывают себе всякую дичь. Какая же эта Бриони гадостная!

2. «Призрак в доспехах» (Kôkaku Kidôtai), 1995

«Кокаку кидотай» — это просто волшебно. Большего фонетического изящества в названии фильма не было, как будто бы эта фраза вырвана из текстов усипусишной группы Dwar. Жаль только, что перевод такой простой.

Но ближе к делу, надо объяснить, почему мы советуем довольно старое аниме в нашей киноподборке. Да всё очень просто, думаю, ты и сам догадался — решили просветить тебя в честь выхода одноименного фильма. Мы считаем, что эту шикарную анимацию нужно посмотреть в обязательном порядке, если ты собираешься смотреть фильм. Это почти так же необходимо, как прочитать книгу перед просмотром фильма — не обязательно, но все-таки желательно.

Что представляет из себя наш «Призрак в доспехах»? Шикарный образчик глубокой, философской и отчасти злободневной анимации. То самое аниме, которое даже у самых дремучих япононенавистников язык не повернется оскорбить. Мамору Осии сумел приоткрыть завесу в мир, который нам только предстоит увидеть, и пофантазировал на тему, которая, возможно, положит конец человечеству, — где же та самая грань между человеком и машиной в кибернетическом мире? Не всегда продвинутое является удачным — в этом главный смысл жестокой антиутопии.

3. «Эксперимент» (Das Experiment), 2000

Возможно, ты видел американский римейк этого фильма, с заслуженным «Иди Амином» Форестом Уитакером и Эдриэном Броуди. Есть такая причуда у американцев — переснимать отличное европейское кино. Как правило, оригинал переплюнуть не удается, и это как раз тот самый вариант. Немецкий фильм более мрачный и, как может показаться, более естественный. Никакой картинности и наигранности, всё предельно сурово, жестоко и унизительно.

Тот самый эксперимент, который показан в фильме, действительно проводился в Стэнфордском университете, и люди, разделенные на две команды (одни из которых были заключенными, а другие — надзирателями) становились заложниками своей поганой человеческой природы. Так что тот апофеоз жестокости, который выльется на тебя с экранов, имеет место быть.

В первой трети фильма у тебя могут возникнуть вопросы, с чего все так этот фильм хвалят, ведь есть сотня психологических триллеров, которые раскрывают тему жестокости гораздо лучше. Но с середины фильм набирает такие бешеные обороты, что появляются симптомы внутреннего дискомфорта — то, ради чего мы эти фильмы и смотрим. Человеческая природа раскрыта прекрасно, а главное, картина до сих пор актуальна. Каким же восхитительными был немецкий кинематограф на рубеже тысячелетий, времен «Эксперимента» и «Достучаться до небес». А сейчас на него без слез не взглянешь.

4. «Уличный кот по кличке Боб» (A Street Cat Named Bob), 2016

Право, что за изумительный кот! Разумеется, со времен «Бетховена», «Шайбу, шайбу!» и «Комиссара Рекса» мы на автомате радуемся фильмам с животными в главной роли. Это же животное, оно играет лучше Данилы Козловского, как можно критиковать этот фильм? Иногда, если убрать пелену тупой беспечной радости, то окажется, что фильм не так уж и хорош. Но не в этот раз. Понятно, что половина фильма держится на котике, но другая базируется на сценарии, основанном на реальных событиях. Это не история про кота с хэппи-эндом, здесь про спасение, про то, как мы нуждаемся в ком-то и в чем-то, что способно вытащить нас из дерьма. Здесь нет бутафорских слез, натянутости и неестественности, всё очень искренне и радует глаз. Смотреть можно в любой компании, даже с другом, только что вернувшимся из армии.

5. «Голубые горы или Неправдоподобная история», 1983

Тот самый непризнанный шедевр, который смотрели немного человек, но те, кто его видели, остались в неописуемом восторге. Интеллигентная, ироничная и в чем-то даже очень грустная притча про нас, и про то, как отвратительно работают все бюрократические органы в нашей стране. Хотя картина грузинская и раскрывает проблемы издательства, в котором все занимаются не своими делами: кто-то ездит по банкетам, кто-то постоянно готовит еду — работать некогда. А страдают те, кто действительно что-то делает.

Эту картину надо показывать в средней школе в обязательном порядке, чтобы смолоду прививать такие презираемые слова, как долг и ответственность. Может быть, тогда наступит порядок?

Тебе знакомо то чувство, когда ты пребываешь в таком восторге, что не можешь объяснить, в чем его причина? Вот это как раз тот случай. Вроде нет модного нынче экшена, каких-то взрывоопасных шуток (напротив, юмор интеллигентный), но всё равно шедевр. Нет навязчивого кавказского колорита, нет пошлости, сплошная сермяжная правда, на которую без горькой улыбки не взглянешь.