В понятие товарного знака (знака обслуживания) входят: логотип компании, ее название, бренд, торговые марки. Его регистрация обеспечивает владельца правами на конкретное средство индивидуализации и гарантиями того, что посторонние люди и компании не смогут использовать его символику, стиль, название и так далее. В противном случае их будет ждать судебное разбирательство без малейшего шанса выиграть.
О том, как правильно регистрировать товарный знак и из каких этапов состоит эта процедура, нам рассказали специалисты юридической фирмы «Адвокатский кабинет Зорина».
Что нужно знать перед подачей документов на регистрацию товарного знака
Есть множество нюансов, которые могут усложнить процедуру оформления. Их лучше предусмотреть заранее, чтобы избежать проблем в момент подачи документов и в ходе рассмотрения заявки. Обозначим некоторые из них:
— Товарный знак может быть зарегистрирован только предпринимателем или юридическим лицом. Поэтому, если у тебя нет как минимум ИП, лучше обратиться к юристам, специализирующимся на этом направлении.
— Товарный знак должен быть уникальным и не быть похожим на ранее зарегистрированные знаки. Если ты приделаешь еще один хвостик к логотипу Nike, шансы на отклонение значительно возрастут.
— Учитывай юрисдикцию действия регистрации. Товарный знак, зарегистрированный в РФ, будет защищен только на территории России, а в других странах им может воспользоваться и даже оформить на себя любой желающий. Тем не менее в иностранных государствах товарный знак российского лица также может быть зарегистрирован, в том числе по национальной или международной регистрационным процедурам.
— Защита товарного знака распространяется на всю территорию России. После его регистрации никто в стране, даже в самых удаленных регионах, не сможет его использовать.
— Защита товарного знака действует только в отношении тех классов товаров и услуг Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), которые указаны при регистрации (например, допускается одинаковое название у модели велосипеда и заведения общепита).
— Если не использовать и не лицензировать товарный знак в течение трех лет, любой желающий может добиться его аннулирования с возможностью дальнейшего переоформления на себя.
— Регистрация товарного знака требует оплаты пошлины, размер которой зависит от количества классов товаров и услуг.
С основами разобрались, теперь перейдем к конкретным шагам.
1. Проверка товаров и услуг на соответствие МКТУ
Регистрацией товарных знаков, знаков обслуживания и коллективных знаков в РФ занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Прежде чем направить регистратору соответствующее заявление, необходимо точно определить, к каким классам относятся товары и услуги, которые хочет зарегистрировать предприниматель.
Юристы и патентные поверенные «Адвокатского кабинета Зорина» внимательно изучат товар, продукт или услуги компании и подберут для них соответствующую категорию в МКТУ. Кроме того, они удостоверятся, что товарный знак не является занятым или находящимся на этапе регистрации в нужном классе. Проверить это можно на сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС), являющегося подразделением Роспатента, после чего — внести допустимые коррективы при необходимости. Сделать это без специалистов очень сложно, так как товарный знак трудно проверить по его словесной части и тем более по изобразительной.
2. Подготовка заявления и документов в Роспатент
Необходимо заполнить заявление о государственной регистрации обозначения (на основе МКТУ) в качестве товарного знака. Здесь же нужно указать заявителя, его место жительства или место нахождения, а также сделать подробное описание заявленного обозначения товаров, услуг, логотипа и так далее.
Оно должно содержать информацию о том, к какому виду относится товарный знак (словесный, изобразительный или комбинированный), из каких он состоит элементов и какое смысловое значение эти элементы имеют. Учти, что официальные правила составления и подачи документов включают десятки пунктов, и ошибиться при самостоятельном заполнении заявки очень просто.
Одна ошибка, опечатка или неправильный код обозначения — и заявка может быть отклонена, так же как если не будет предоставлен один из требующихся документов. Поэтому лучше доверить сбор, обработку и подачу всех документов специалистам, которые разбираются в этой области права. Это сведет риски допущения ошибок к минимуму и ускорит процедуру оформления.
3. Оплата пошлины за регистрацию
Перед тем как отправить заявку и документы в Роспатент, необходимо рассчитать и оплатить пошлину за формальную экспертизу и экспертизу товарного знака по существу. Общая сумма зависит от числа классов МКТУ и скорости проведения проверки. Приведем краткое описание услуг и их стоимости для подсчета общего размера пошлины при подаче заявки на регистрацию в электронной форме (с 30% скидкой от обычного размера пошлины):
1. Регистрация заявки на товарный знак — 2 450 + 700 рублей за каждый класс МКТУ свыше пяти единиц.
2. Проведение экспертизы обозначения и вынесение решения — 8 050 + 1 750 рублей за каждый класс МКТУ свыше одной единицы.
3. Регистрация товарного знака — 11 200 + 700 рублей за каждый класс МКТУ свыше пяти единиц.
4. Выдача свидетельства — 1 400 рублей (сумма фиксированная).
Обращаем внимание, что первые две пошлины должны быть оплачены перед отправкой заявки и документов в Роспатент. Оставшиеся две — по итогам экспертизы при вынесении положительного решения о государственной регистрации знака. Также важно следить за сроками оплаты. Например, на оплату регистрации товарного знака дается два месяца, после чего размер подлежащей уплате пошлины увеличивается на 50 %.
4. Подача заявки в Роспатент
Сразу после оплаты регистрации заявки и экспертизы можно отправлять документы. В этот момент ты получаешь приоритет в Роспатенте и преимущество перед теми, кто мог бы подать заявку на регистрацию похожего или тождественного знака. Далее в течение месяца заявка будет передана на государственную экспертизу в ФИПС.
5. Прохождение формальной экспертизы и экспертизы товарного знака по существу
Первый этап — формальная экспертиза. Она проводится в течение одного месяца и проверяет предоставленную информацию и документы. Если данных будет недостаточно или они не будут исчерпывающими, эксперты могут отправить запрос на получение дополнительной информации. Если в течение трех месяцев в ведомство не поступит ответа с дополнительными материалами, заявка будет аннулирована. Если специалисты ФИПС не обнаружат ошибок и фактических неточностей, дело будет передано на экспертизу по существу.
Второй этап — экспертиза по существу. Этот этап занимает до шести месяцев, во время которых осуществляется проверка соответствия товарного знака требованиям законодательства Российской Федерации. Именно здесь кроется самая проблемная часть, так как эксперты могут выявить отклонения и потребовать доводы, доказывающие нормативную уместность товарного знака. Сформулировать правильный ответ, который сможет раскрыть правомерность знака, самостоятельно очень непросто. Лучше доверить эту процедуру юристам — патентным поверенным, которые знают, как именно оспаривать подобные отклонения.
При успешном прохождении обеих экспертиз регистрация подходит к процессуальному завершению.
6. Получение свидетельства на товарный знак
Когда ФИПС примет решение о государственной регистрации, тебе останется лишь оплатить вторую часть пошлин и дождаться, пока орган пришлет свидетельство о регистрации товарного знака. С этим документом ты сможешь передавать права на временное использование своего знака в аренду (лицензировать его использование заинтересованными предприятиями и фирмами), запрещать его использование третьими лицами, привлекать к ответственности нарушителей и взыскивать компенсацию за нарушение, а также использовать наружную рекламу и публикации в СМИ.
Комментарии
(0)