Глобальные события всегда приковывают к себе внимание широкой аудитории, потому что напрямую касаются многих людей, имеют неподдельную важность. Чем серьезней последствия и жестче кадры, тем сильнее желание вникнуть, узнать больше. Всплески интереса наблюдаются во время природных бедствий или вооруженных конфликтов. Наиболее наглядный пример последних лет — пандемия COVID-19. Мы ежедневно следили за сводками из разных стран мира, наблюдали чудовищную статистику смертности и привыкали к новым правилам жизни.
Ощущение того, что тебе необходимо знать больше о важном событии, является инстинктивной реакцией: что-то похожее может случиться и с тобой, раз уже затронуло тысячи или миллионы людей. Так срабатывает один из механизмов выживания, осведомлен — значит вооружен. С другой стороны, чрезмерная концентрация на негативе может нанести вред психическому состоянию, заставив жить в искаженной реальности и принимать неадекватные решения.
Почему чтение новостей не делает тебя более информированным
От ТВ к YouTube: как изменились информационные потоки
Война во Вьетнаме стала первой, которую показывали по телевизору. Нас это обошло стороной, и граждане СССР получали лишь краткие сводки из «Комсомольской правды» или смотрели редкие сюжеты в «Международной панораме». Для американцев Вьетнам стал главной новостной темой на долгие годы. Задержка между событием и его освещением в прессе сократилась до нескольких часов. Желающим узнать все первыми оставалось только поставить будильник на раннее утро. Это обусловлено разницей часовых поясов. Война в Ираке шла уже в прямом эфире с минимальной задержкой, необходимой для подачи и приема сигнала.
Последние события в Израиле и Палестине транслируются онлайн, даже без участия крупных традиционных СМИ. Видео на TikTok, выложенные рядовыми пользователями, набирают миллионы просмотров. Названные эксперты собирают десятки тысяч зрителей на YouTube. Месячная аудитория некоторых каналов превышает соответствующие показатели федеральных телеканалов.
Тем или иным способом большинство современных людей получают информацию из социальных сетей. Мы почти перестали читать газеты и даже полные статьи на новостных сайтах потому, что мозг намного быстрее обрабатывает визуальный контент: изображения, коллажи, мемы. Многие люди строят свою картину мира, опираясь на такие мемы. Кажется забавным, но почему-то смеяться не хочется. На втором месте по популярности — короткие видео. Речь идет о материалах до 10 минут, которые можно усвоить в перерыве между повседневными делами, стоя в пробке, отдыхая на рабочем месте, готовя ужин на кухне.
Такое изменение информационных потоков понижает комплексность информации, часто лишается контекста, но сохраняет вовлеченность аудитории бесконечно долго, держит интригу.
7 советов по информационной гигиене, которые помогут тебе сохранить нервы
Как плохие новости влияют на человека
Просмотр жестоких кадров, прослушивание неутешительных прогнозов повышают уровень неуверенности, убивают веру в лучшее завтра и вызывают страх, тем более если человек находится на информационной игле изо дня в день. Мозг инстинктивно воспринимает серьезно любую потенциальную угрозу, не особо разбираясь в том, объективные перед ним данные или фейк. Тревога должна пройти через некоторое время, но к тому моменту подоспеет очередная сводка новостей с новым негативом, которую мы с жадностью потребим. Таким образом, тревога и неуверенность накапливаются, изменяя восприятие мира, приводя к стрессу и апатии.
Трудно строить светлые планы на будущее, когда ты не исключаешь скорое падение мира, тем более если уверен в нем. Мы знаем, что войны, катастрофы и эпидемии были всегда, но склонны драматизировать события, очевидцами которых являемся. Текущий момент важнее прошлого потому, что его исход не определен, об этом еще не написали в учебниках истории.
Перенасыщение информацией и повышенная вовлеченность в событие вызывают зависимость. Пролистав всю новостную ленту, прослушав всех привычных лидеров мнений, мы ощущаем, что нечто критически важное все-таки было упущено. Хочется еще информации по теме, и она находится. Поток практически безграничный, ведь теперь каждый человек без особых знаний и оборудования способен стать оператором информационных потоков или даже признанным экспертом. Нужно только снизить стандарты качества и можно потреблять дальше, хоть сутками без перерыва.
Как читать новости, не засоряя голову ненужной информацией
Как регулировать медиапотоки
Ответ предельно прост: своими руками и головой. Сначала осознай перегруженность, а потом наведи порядок в подписках и закладках. Тебе не нужно иметь в ленте десяток однотипных источников. Смысл новостей в том, чтобы узнавать новое, а не бесконечно пересматривать и обсуждать уже известное. Потратив время на одну и ту же информацию десять раз, ты не становишься более информированным, но, вполне возможно, более зомбированным или зависимым.
Учись распознавать фейки — это не игра «Верю не верю». Существуют вполне доступные каждому механизмы — все они требуют времени и дополнительного внимания, но снижают вероятность оказаться дезинформированным. Обращай внимание на первоисточники и общую репутацию СМИ, а также на уровень их зависимости или личной заинтересованности. Помни, что «анонимный источник» почти всегда ошибается, как минимум не точен. Преобладание эмоций над фактами — явный признак манипуляции. Более подробно о фейк-ньюс можешь прочитать здесь.
Соблюдай информационную диету, стремись к разнообразию источников, слушай разные, даже противоположные, мнения. Помни, что ты не обязан принимать какую-то позицию целиком и полностью. Можешь выработать личное мнение или сохранить нейтралитет до накопления достаточного объема данных. Каким бы важным ни было событие, оставляй пространство и для других новостей. Это нужно хотя бы для того, чтобы отвлечься, освежить закипающий мозг.
Не пользуйся рекомендациями от социальных сетей. Они строятся с помощью алгоритмов, основанных на твоих же подписках, то есть только добавят однотипного контента из мейнстрима. Отвлекись и подумай сам, что еще тебя интересует, найди подходящую группу, сайт или канал вручную. Ознакомься с несколькими материалами и подпишись, если они покажутся тебе интересными. Наконец, давай шансы небольшим каналам и группам: кроме непрофессионализма, там можно обнаружить еще и независимость. В наши дни второе бывает намного важнее. Ведь даже традиционные и крупные СМИ теперь ведут себя как блогеры, используя кликбейтные заголовки и мемы на превью.