Романтика перестука колес, чая в подстаканнике и остановки по две минуты – ну кто не ездил на поездах хотя бы раз в жизни? Оказывается, что таких полно так же, как и тех, кто никогда не летал самолетом. Предвкушая будущую поездку, помни, что романтика часто разрушается о суровый быт – подзарядка телефона, неудачное место или неоткрывающееся окно. И это, невзирая на запах носков, вареной курицы и малосольных огурцов. Brodude поможет тебе победить великий РЖД!
1. Держи руку на пульсе: акции РЖД
Если ездить несколько раз в год, то имеет смысл зарегистрироваться на сайте rzd-bonus.ru и получить бонусную карту РЖД. Система такая же, как и у авиакомпаний: набирай баллы – трать на последующие поездки. При покупке купейных билетов для поездки с 15 сентября по 24 декабря более чем за 30 дней действует скидка 50% (получается дешевле, чем плацкарт).
То же самое (но скидка 20%) при поездках с 10 мая по 14 сентября и с 25 по 31 декабря.
При этом при покупке билета менее чем за 10 суток действует наценка от 5 до 10% в зависимости от того, когда планируется поездка.
На поездах некоторых направлений есть вагоны-автомобилевозы. Цены вполне приемлемые, есть скидки при покупке билетов «туда-обратно». Есть возможность прокатиться со своей Ладой до Владивостока и на местном эксклюзиве.
Если пройдена электронная регистрация, то билет можно распечатать не позже чем за час до отправления поезда. Потом списки попадают к проводникам, и билет распечатать уже нельзя, так что не прозевай!
2. Выбирай места правильно
Золотое правило, которое должен помнить каждый пассажир: в плацкартном вагоне всем знаменитые «боковые, возле туалета» – это места 37, 38. Хотя, если нравится, почему нет?
В обычном вагоне 54 места, но после введения обязательного обеспечения пассажиров бельем плацкарт стал на два места меньше. 53 и 54 места отданы проводникам. В купейных вагонах у проводников забрали купе на 2 места и присвоили им номера 37–38, а первое купе с местами 1–4 изъяли из оборота. Эта схема работает только на поездах следованием более 36 часов. Поэтому, купив билет в купейный вагон на места 37–38, будешь ехать почти как в СВ.
В каждом поезде есть так называемые «зарезервированные места», они называются «Персональный резерв НП»: два места в купейных вагонах и три в плацкарте. Обычно они не поступают в открытую продажу, а выдаются тем, кто едет в командировки от госструктур или на похороны.
Любишь свежий воздух — не покупай билеты на места с номерами 9–12, 49–50, 21–24, 43–44, там глухие окна. Если не можешь купить билет до нужной точки, возьми до следующей станции после нужной – билеты будут. Связано это с резервом под населенные пункты, просто выходи раньше, и победа за тобой.
3. Ты внутри. Разделяй и властвуй!
Любое лицо может сойти с поезда на станции, пробыть там какое-то время и поехать по тому же билету дальше, но уже на другом поезде.
Остановка в пути реально возможна в срок до 10 суток, однократно в любом городе по пути следования, какой понравился. Просто в течение 4 часов по прибытии нужно подойти к администратору вокзала и сделать специальную отметку в билете, при следовании дальше «прокомпостировать» билет, возможно, придется доплатить, но не много. Есть категории пассажиров, которые таких остановок могут делать больше одной: инвалиды и сопровождающие их лица, ветераны и еще несколько категорий льготников.
Розетки в плацкарте располагаются возле кипятильника, напротив туалета с не рабочей стороны, во втором и восьмом купе плацкартного вагона (39-40 и 51-52). В купейных вагонах – между 3 и 4 купе и между 7 и 8 купе в коридоре. Если они не работают – просто попроси проводника их включить.
Так же советуем тебе возить с собой расширитель на 4 розетки – соседи будут довольны, даже если ты подключишь планшет, телефон и плеер.
В вагоне есть два «зимних холодильника», каждый из них объемом по 150 литров, (раньше там держали аварийный запас топлива для титана и системы отопления, потом с повсеместным введением электроотопления место опустело, а инструкции остались, вот и получился внезапный ништяк от новых электрических технологий), так что можно просить проводников все благоухающие продукты убирать туда, не забыв про вознаграждение.
В поездах дальнего следования в счет установленной нормы провоза ручной клади пассажир может провозить детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора в разобранном и упакованном виде.
4. Бонус
С этой штукой ты становишься круче начальника поезда и даже самого Якунина! Ключ-трёхгранник – им можно открывать и закрывать межвагонные двери и туалет, а также окна. Ключ такой можно либо приобрести в «Экспедиции», либо взять у лифтовиков.
Принять душ? Легко! В потолке туалета есть душ, закрытый на тот же самый трехгранный ключ. Летом вполне можно помыться, так как баки наверху и вода хорошо нагревается.
Ты не обязан собирать и сдавать постель. В обязанностях проводника указано: убирать постельные принадлежности после высадки пассажиров; в исключительных случаях с согласия пассажиров разрешается убирать постельные принадлежности не ранее чем за 30 мин. до прибытия на железнодорожную станцию высадки пассажиров.
5. Еда в поезде
В первый день твоя еда может отличаться разнообразием. Ты можешь позволить себе даже скоропортящиеся продукты: перекусить бутербродами с колбасой, съесть йогурт и даже творожок! Молочные продукты лучше употребить на первом же перекусе!
Многие люди отмечают, что едят в поезде курицу гриль. Если хочешь вкусить олд-скула, то советуем запечь курицу в духовке со специями и съесть в первый свой обед или ужин в поезде.
Запасись негазированной минеральной водой, а вот газированную и лимонад — избегай! Зачем тебе лишний раз провоцировать жажду и проблемы с желудком? Возьми пакетики чая, кофе.
Пиво в поезде – хороший способ изучить пивную мануфактуру на всем пути следования. В качестве снека выбери сухое печенье, которое не крошится. Шоколадные конфеты оставь для лучших времён, а вот другие можешь завернуть.
Любишь сыр? Бери с собой, не бойся, только желательно твёрдый сорт. Для полдника отлично подойдут фрукты, сухофрукты и орехи.
И лучше не покупай еду с рук – это бывает очень опасно.
Когда все припасы съедены, можешь сходить в вагон-ресторан — это воистину Лас-Вегас любого поезда. Здесь можно перекусить и даже полноценно поужинать. Правда, стоить еда будет как в приличном ресторане, а вот качество явно будет оставлять желать лучшего. Тем не менее знай свои права: вагон-ресторан работает строго с 9 до 22, ты можешь выносить не только готовые блюда, но и алкогольные напитки. Если же ты пассажир СВ или купе, то твой проводник обязан предоставить меню, принять заказ и принести его тебе. Кстати, об алкоголе: не старайся брать самый дорогой. Дело в том, что «паленку» тебе точно не подсунут, а дорогие напитки могут быть смешаны с более дешевыми. Поэтому лучше всего — запечатанная тара.
Небольшой ликбез окончен. Выбирай живописный маршрут и хорошего тебе путешествия, чувак!