Часто кажется, что философия озабочена максимально абстрактными вопросами. Что такое объективное знание, существует ли воля или все предопределено судьбой? Однако есть и более понятные разделы философии, охватывающие повседневные интересы обычного человека. Например, как прожить счастливую жизнь? Вопрос звучит просто, но знаменитые философы давали на него разные ответы. Сейчас мы рассмотрим несколько идей, заслуживающих внимания. После чего ты сможешь решить, стоит ли перенимать часть вековой мудрости или продолжать собственные поиски.
Чжуан-цзы и спонтанность
Чжуан-цзы — это имя великого даосского философа из Китая и одновременно название книги, написанной в период Воюющих царств (476-221 годы до нашей эры). Сегодня эта книга считается основополагающим текстом даосизма, делая самого Чжуан-цзы вторым по влиянию даосским философом после Лао-цзы, чье существование подвергается сомнению.
В писаниях Чжуан-цзы, посвященных счастливой жизни, особое место отводится спонтанности. Мы воспринимаем спонтанность как нечто близкое к импульсивности. Захотел и сделал, не задумываясь о последствиях. Такой подход и правда иногда дарит радость, но может привести и к беде. Китайский философ вкладывает в спонтанность несколько иной смысл. Речь идет о достижении мастерства в определенном деле или в самой жизни.
Возьмем мясника, который годами оттачивал свое мастерство. Теперь он режет мясо и рубит кости не задумываясь. Все происходит автоматически, спонтанно, без подготовки или прицеливания, притом на высочайшем уровне. Наш мясник уже забыл, когда последний раз точил свой нож, потому что каждое движение отработано тысячи раз. Почти любой навык может быть доведен до уровня интуиции. Тогда тело само совершает необходимые действия, не отвлекая внимание человека.
Чжуан-цзы считал, что каждый должен стремиться к доведению до автоматизма всех повседневных задач. В таком случае человек высвобождает параллельное время и в процессе работы может размышлять о чем угодно. Жизнь становится вдвое длиннее, а не самые увлекательные, но обязательные задачи перестают утомлять.
10 идей даосизма, которые научат ценить жизнь и радоваться мелочам
Антисфен и общество
Сократ утверждал, что добродетели являются ключом к счастливой жизни. Его ученик Антисфен пришел к выводу, что одних лишь добродетелей вполне достаточно для достижения счастья. Более того, греческий философ полагал, что получение удовольствия делает человека зависимым, слабым и в итоге несчастным. С этим можно поспорить, но, если тебя лишить привычной вещи, которая дарила удовольствие, ты испытаешь страдание. Постараешься поскорее найти замену, потому что зависим.
Вместо поиска удовольствий Антисфен предлагает сосредоточиться на самодостаточности, которую нужно подпитывать добродетелями. Это делает жизнь как минимум удовлетворительной. Никто не может всегда чувствовать себя превосходно. Мы испытываем радость и невзгоды, взлеты и падения. Однако больший уровень самодостаточности позволяет лучше контролировать собственные эмоции, чувства и, как следствие, действия.
По мнению Антисфена, добродетелям нужно учиться — это обязательный атрибут мудрости. При этом одних знаний никогда не бывает достаточно. Действия и практика всегда выше теории. Философ выделяет и одну из ключевых проблем на пути к счастливой жизни. Это общественные нормы, социальные правила, противоречащие добродетелям. Таким образом, Антисфен противопоставляет самодостаточного человека неполноценному обществу. Если индивиду удается вырваться, возвыситься над толпой, сохраняя идеалы, он обретает счастье, даже находясь в нищете или перед угрозой расправы.
12 неприятных истин о том, почему твоя жизнь не такая, как хотелось бы
Эпикур и умеренность
Еще один греческий философ, живший примерно в 300 году до нашей эры, предлагал свое видение хорошей жизни. Его система ценностей находится где-то между идей, уже упомянутого Антисфена, и гедонистических учений киренаиков. Можно сказать, что Эпикур выступал за разумный или умеренный гедонизм. Сегодня мы бы это назвали осознанным потреблением.
Мыслящий гедонист учитывает долгосрочную перспективу. Если существует выбор между удовлетворением своего желания или его устранением, следует всегда выбирать второе. Проще говоря, не потребляй, когда можешь отказаться, и не отказывайся, если не можешь терпеть. Только умеренность во всех сферах жизни приведет тебя к гармонии и счастью. Удовлетворяй потребности, но не стремись к роскоши. Замени удовольствие на спокойствие.
Умеренность важна не только в потреблении, но и общении или взаимодействиях с окружающими. Эпикурейцы принимали в свою школу женщин и даже рабов, что было настоящим вызовом для того времени. Однако тебе не следует уподобляться тем, с кем общаешься. Не будь высокомерен ни к кому, но знай себе цену и сохраняй индивидуальность.
5 фундаментальных навыков, которыми должен обладать каждый человек
Джон Стюарт Милль и две категории удовольствия
Джон Стюарт — английский философ, экономист и член парламента XIX века. Он известен своими инновационными взглядами на либерализм, феминизм и философию утилитаризма. До того утилитаризм рассматривал единственное этическое «хорошо» как удовлетворение и, напротив, единственное этическое «плохо» как боль. Правильным поступком на пути к счастью всегда являлся выбор в сторону максимизации общего удовлетворения. Любое удовольствие считалось однозначно хорошим, и главный вопрос заключался лишь в том, насколько его много.
Джон Стюарт Милль разделил понятие удовольствия на высшую и низшую категорию. К первому типу относится умственное, моральное и эстетическое удовольствие. Низшее удовольствие воспринимается органами чувств. Человек, способный наслаждаться обеими категориями, всегда предпочитает более высокое, то есть качественное наслаждение.
Таким образом, Джон Стюарт призывал к сверхпотреблению на высшем уровне и умеренности на низшем. Эта стратегия приближает личное счастье человека и повышает его общую концентрацию в мире. Если перевести на более простой язык: английский философ предлагал развиваться интеллектуально, культурно и морально, извлекая удовольствие в первую очередь из искусства. Это побудит многих других людей заниматься искусством и ценить его.
Философия преодоления трудностей: 6 уроков от исторических личностей
Комментарии
(0)