Стоит подать миру идею в красивой обертке, и это будет принято им с радостью и энтузиазмом. Пропаганда – вот главное оружие тех, кому необходимо сподвигнуть людей на те или иные действия. С помощью этого механизма можно внушать массам необходимость приобретения некоторых товаров, заставлять принимать решения, которые ранее казались неправильными и нелогичными. Это настолько мощное оружие, что попав не в те руки, оно способно заставить людей взять винтовки и отправиться на войну, где бои ведутся не за истинные цели, а за чужие кошельки. Так как же влияет пропаганда на людей и чем это может вылиться для нас?
Начнем с двух ярких и пугающих примеров, где пропаганда поспособствовала развязыванию войн. Адольф Гитлер – гениальный оратор, политик, один из самых жестоких палачей за всю историю человечества, чьи извращенные идеи завладели умами всего немецкого народа. Несмотря на всю противоречивость этого лидера, он знал, что массовость, шоу и горячие речи позволят завладеть сердцами людей. Отсюда и родились эти парады, рассказы об исключительности немецкого народа и необходимости превозносить арийскую расу выше всех остальных. Гитлер создал символы, дал надежду, за которой пошли люди, что в конечном итоге унесло миллионы жизней, а все из-за больных амбиций одного жестокого человека. Пропаганда, проведенная им, была в своем роде гениальна, но обернулась для всего мира настоящей катастрофой, попав не в те руки.
А как же еда, напитки и иные вещи современного мира, без которых мы не можем представить себе жизни? Реклама Айфона говорит нам, что этот гаджет выбирают современные и прогрессивные люди; реклама чипсов зачастую подается в контексте дружеской посиделки; а маркетологи Кока-Колы вовсе провернули гениальный трюк, сделав этот напиток неотъемлемым элементом новогоднего стола, ведь его рекламирует Санта, но и без него реклама недвусмысленно намекает, что кола по важности равна шампанскому в этот вечер.
Пропаганда является мощнейшим оружием и может направлять людей как к великим, так и к ужасным поступкам, так что будь осторожен, когда слышишь фразы-лозунги, мгновенно вызывающие у тебя определенную эмоцию.
С чего все начинается
Пропаганда в первую очередь обращается к эмоциям, а не интеллекту, чтобы заставить человека принимать решения на интуитивном уровне, а не опираясь на здравый смысл. Пропаганда может быть направлена на любой спектр эмоций, включая гнев, надежду, радость, печаль, тревогу и так далее. Иначе говоря, вызвать у человека необходимую эмоцию является одной из важнейших задач.
Методы пропаганды
Все они рассчитаны на то, чтобы вызвать у тебя эмоцию. Пропаганда взращивает в умах людей определенные идеи, которые могут ассоциироваться с определенными эмоциями; сталкивает две противоположные идеи; подает людям однобокую информацию, формируя мнение по необходимому шаблону; ссылается на лидеров мнений, суждения которых должны приниматься как прописные истины; предоставляет на выбор две идеи, но к одной из них дает четкую инструкцию к действию. Идеальная пропаганда посеет в твоей голове идею таким образом, что ты будешь думать, будто эта конкретная мысль является результатом лишь твоих суждений и интеллектуального труда.
Ожидаемый эффект
Пропаганда должна убедить человека в чем-либо. Например, крепкие и сильные герои определенного фильма на протяжении всей картины употребляют овощи и фрукты, говорят о том, что именно благодаря им удалось добиться такой силы и выносливости. После просмотра есть большая вероятность того, что некоторые из зрителей включат в свой рацион больше овощей и фруктов.
В конечном счете все эти механизмы приводят к тому, что ты формируешь якобы свое индивидуальное мнение и взгляд на определенный вопрос, рассказываешь о нем всем вокруг, утверждая, что подобные взгляды стали результатом твоей аналитической работы. Работа сделана, расходимся. Завтра собираемся к 9 и без опозданий.
Популяризация сигарет
В Штатах было проведено исследование, которое выявило два типа личности у населения: «А» и «B». Первый характеризовался трудоголизмом и вспышками гнева, в тот момент как для типа «В» основными чертами являлись доброжелательность и расслабленность. Лишь два типа людей, и больше никто не может выйти за данные пределы. Не напоминает один из вышеописанных трюков? Но что поспособствовало такому исследованию и внедрению данной культуры определения личности? Не что иное, как идея сигаретных магнатов, а личность «В» в значительной степени является идеальной сборкой человеческих качеств. Как ты уже догадался, определяющим фактором является курение. Покурил – расслабился, успокоился, выкроил несколько минут на перекур. У населения было сформировано такое мнение, что сигареты благотворно влияют на наш быт и жизнь, именно по этой причине в определенный момент они стали неотъемлемой частью жизни многих людей.
В рекламе
Хочешь комфортно передвигаться? Покупай эту машину. Хочешь чувствовать себя хорошо? Пей нашу воду. Конечно же, все зависит от подачи, но ты же понимаешь, что реклама может не только показать новый товар, но и побудить тебя купить даже то, в чем не чувствуешь необходимости в данный момент.
Образование
Та часть нашей жизни, в которую пропаганда интегрирована в наибольшем количестве. Литературные произведения, где оценочная политика автора формирует определенную позицию у детей. Мнение учителей, вся школьная программа нацелены на то, чтобы взрастить поколение с определенным образом мышления. В итоге вся политика школьного обучения направлена на то, чтобы сформировать положительный имидж для государства, в котором растут дети.
Правительство
В определенный момент правительство США столкнулось с проблемой массового пьянства среди студентов. Местами это явление приобрело массовый характер, более того – было модно. В итоге ученые пришли к интересному решению и опубликовали исследование, в котором говорится о том, что лишь малая часть студентов употребляет алкоголь. Еще там говорилось, что молодежь считает такой образ жизни неприемлемым, в большинстве своем предпочитает спорт. У них получилось изменить восприятие социума, показав, что лишь меньшинство неудачников любит чрезмерно выпить. Итогом стало то, что данная кампания значительно уменьшила уровень употребления алкоголя среди молодежи.
Зрелищность
Фильмы, театральные постановки, выступления ораторов, концерты – все это зрелищно, и все это способно вызвать у людей кучу эмоций. Что ты чувствуешь после просмотра фильма про Вторую мировую войну? Ненависть к фашизму, осуждение данного режима и желание встать на защиту своей Родины в любой момент. Это и есть отличная работа пропаганды.
Комментарии
(1)Статья хорошая, и всё бы ничего, но есть один важный ньюанс. Сегодня, в 2018 году, стандартные, шаблонные посылы пропаганды, уступают место стихийной ебанутости населения. За счёт широкополосного доступа к интернету, у современного человека есть куда более альтернативные варианты избежать рупора пропаганды, или настроить её приёмник на другую волну. И получается так, что СМИ без обратной связи, уже не получают необходимый резонанс в замызганных чертогах обывателя. Если раньше можно было двигать, что «Вот вам факт, ешьте его с чем хотите, только проглотите», то сегодня, современному человеку куда важнее услышать «другое» мнение, пусть тоже общественное, и являющееся результатом пропаганды другого спектра воздействия. Таким образом, пропаганда может обращаться в совершенно иные формы, которые расходятся с первоначальным посылом. Претерпевая многочисленные метаморфозы, на информационном пути, она в итоге может постучать хуем по лбу своему глашатаю.