Карьера и Бизнес
20 марта, 2025

Как правильно рассказывать вдохновляющие истории

В статье рассказываем, чем сценарный сторителлинг отличается от корпоративного и как излагать истории, которые вдохновляют на действия.

Все мы любим хорошие истории. Веселые и грустные, про героев и злодеев, с плохим и хорошим концом. Но почему одни рассказы нас просто развлекают, в то время как другие побуждают менять свою жизнь и действовать?

Ответ простой: потому что это уже не просто рассказ о случае из жизни, а стратегический сторителлинг — история, рассказанная для определенного результата. В статье вместе с Historia Academy рассказываем, что делает этот инструмент прикладным и как с ним работать.

Почему сторителлинг подходит всем

Есть мнение, что для рассказывания интересных и качественных историй нужно иметь профильное образование — сценариста, писателя, редактора. На самом деле это не так. Каждый из нас уже сторителлер по умолчанию, даже без «Спасите котика!» в качестве настольной книги.

Методология сценариев не будет лишней, но не она определяет сторителлинг. По крайней мере, не весь, ведь на самом деле истории шире, чем их освещают в массмедиа. Сторителлинг бывает разным:

Ещё короче: прикладной сторителлинг — это истории из жизни со смыслом. А значит, рассказывать их может кто угодно, причем о чем угодно, и использовать там, где это будет необходимо.

Например, история про организацию девичника раскрывает рассказчицу как эмпатичного и неравнодушного педагога. Интервью актера Бреда Голстина о кастинге в сериал «Тед Лассо» вдохновляет пробовать и себя в новых ролях. А простой, на первый взгляд, рассказ о поездке на автомобиле в корне меняет отношение к владению машиной.

«Все пишут: «А у нас тазы-тазы». Расскажу вам одну историю. Как то раз мой дедушка в 1981 году ехал домой из Ленинграда в Москву. У него был белый автомобиль марки ВАЗ-2103, и в тот вечер на дороге была авария. Пострадавших было много, а скорых не хватало, и мой дедушка остановился, посадил к себе раненую девочку и повез её в Москву. В больнице ему сообщили, что девочку удалось спасти. Мой дед мне сказал, что если бы не эта машина, которую он разогнал до 170 километров в час, то он бы всю жизнь винил себя в том, что он не смог помочь этой девочке. Эта девочка нашла моего деда, при мне обняла его и сказала ему спасибо. Эту тройку дед подарил мне, сказав, что это хорошая машина. У кого-то «Порше», а у кого-то старый жигуленок».

— «Практикум сторителлеров»

Мораль можно выудить из любой истории. Главное — начать рассказывать.

Как подобрать историю, подходящую под ситуацию

На практике начать — самое сложное. Взрослым вообще свойственно пробовать новое лишь тогда, когда тщательно все обдумали и минимизировали риски облажаться. Отсюда и страх чистого листа, и бесконечное обучение «в стол», и самокритика.

Выдыхай. Напоминаем, в случае с прикладным сторителлингом важно не «что и как» ты рассказываешь, а «что и зачем». Вот краткий алгоритм, помогающий подобрать историю для решения конкретных задач.

Три раза подумай, один раз вспомни

  1. Подумай, на какой поступок ты хочешь сподвигнуть твоего слушателя. Например: «Хочу помочь сотруднику решиться заходить к директору, когда нужно подписать документы, даже если идет совещание».
  2. Подумай, какие убеждения по поводу ситуации мешают человеку действовать. Например: «Он верит, что директор ругается на тех, кто к нему заходит с документами во время совещаний».
  3. Подумай, во что ему нужно помочь поверить, чтобы он решился поступать по-новому. Например: «Мы хотим помочь ему поверить, что директор не ругается, когда кто-то заходит даже на совещании, если этот кто-то идет для решения рабочего вопроса».
  4. Вспомни о небольшом случае, после которого ты сами поверил в то, что написал в предыдущем пункте. Как это может выглядеть, показали в «Практикуме сторителлеров».

Какие истории запоминаются и вдохновляют

В первую очередь это личные и искренние. Стилистика, настроение, метафоры и прочие приемы текстотворчества гораздо меньше влияют на силу истории.

Все потому, что так работает эволюционный механизм обучения, обеспечивающий выживаемость человека как вида.

Между рассказом, как правильно охотиться на мамонта, и историей топ-менеджера о взлетах и падениях разница небольшая. Они преследуют одну цель — через личное переживание донести до слушателя ценность вынесенного из истории знания.

В момент прослушивания истории наш мозг отражает эмоции рассказчика — сопереживая, ты буквально чувствуешь то же самое. И хотя ты не можешь напрямую перенять чужой опыт, это позволяет мысленно поместить себя в ситуацию и безопасно прожить ее.

Как превратить искреннюю историю в сторителлинг

Есть несколько правил, которые помогут сделать из любой истории сторителлинг:

  1. Не бойся собственной уязвимости. Это делает рассказчика ближе к аудитории и побуждает ее сопереживать. История про то, как непобедимый супергерой всех победил без страха, ранений и испорченной прически, хороша только в своем жанре. Но в жизни таких нет, и люди хотят узнать в рассказе себя со всей неидеальностью, сомнениями и личными сортами криптонита.
  2. Оставь в истории место для эмоционального контраста. Это то важное, что перекочевало из сценаристики в прикладной сторителлинг. Неопределенность создает эффект американских горок — нужный вакуум между проблемой и ее разрешением.
  3. Пользуйся алгоритмом подбора историй. Даже самый искренний рассказ с нерелевантным сюжетом — это не более чем байка, которая ни к месту.
  4. Опирайся на 7 принципов прикладного сторителлинга.  Они помогут рассказывать истории, вдохновляющие людей на поступки.

Эти принципы можно так и запомнить — «7П»: польза, погружение, последовательность, правда, персона, подтверждение, пробуйте. У Historia Academy есть бесплатный курс, где подробно объясняют каждый из пунктов и их важность для мотивирующих историй.

Сторителлинг — мощный инструмент влияния на чужие поступки. Он подходит любым компаниям, адаптируется под цели бизнеса и помогает достигать их без принуждения. Чтобы научиться рассказывать такие истории самому, пройди обучение по корпоративному сторителлингу от Historia Academy. Там объясняют, как слушать, слышать и вдохновлять.

Реклама
ИП Мушин-Македонский Артем Борисович
ИНН 773132000905
2W5zFH7aJEc

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: