Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Как правильно провести маркировку товаров: интервью со специалистом

Конечный потребитель даже не задумывается о такой вещи, как маркировка товаров. На самом деле это сложный и трудоемкий процесс, без которого невозможна современная концепция потребления. Производящему и продающему бизнесу важно придерживаться всех правил использования маркировки, чтобы сбывать продукцию в рамках действующего законодательства. О том, как устроен этот процесс и как его правильно провести, нам рассказал Илья Александрович Быков — заместитель генерального директора компании «Смартика».
Илья Александрович Быковэксперт компании


Что из себя представляет маркировка товаров и зачем она нужна?

Маркировка — это процесс нанесения на товар или его упаковку особого цифрового кода. Он позволяет полностью отследить движение товара в цепочке «производитель — оптовики — покупатель». Таким образом государство может контролировать уровень товарооборота в разных категориях, бороться с распространением поддельной продукции. По данным Минпромторга и Росстата, в среднем доля контрафакта на российском рынке составляет 25 %, а это значит, что каждый четвертый товар, который вы покупаете, поддельный или нелегальный. К 2024 году по поручению правительства должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками.

При этом введение маркировки товаров будет полезно не только для государства, но и для всех участников торговли и потребления. Производители легальных товаров могут снизить их себестоимость в случае ухода нелегальных конкурентов с рынка. Оптовики, которые фиктивно задействованы в «транзите» финансовых потоков без движения уже маркированного товара, должны уйти с рынка ввиду невостребованности «серых» схем для легализации нелегального производства товаров или минимизации налогооблагаемой базы производителей или их дилеров.

Тем временем потребитель получает уверенность в том, что покупает качественную и оригинальную продукцию, которая не причинит вреда здоровью, а также может защитить свои потребительские права, проверив маркировку товара через смартфон.

Какие товары подлежат маркировке?

Согласно постановлениям Правительства РФ, в основной перечень товаров, требующих маркировки, входит:

— табачная продукция;
— альтернативная табачная продукция;
— лекарственные средства;
— обувь;
— духи и туалетная вода;
— легкая промышленность (текстиль);
— фотоаппараты и фотовспышки;
— шины и автопокрышки;
— молочная продукция;
— минеральная и питьевая вода;
— кресла-коляски и велосипеды.

На какие этапы делится процедура маркировки и последующей реализации товаров?

Первый этап происходит еще на предприятии или на таможне в РФ: производитель или импортер наносит на товар или его упаковку соответствующий уникальный код (в большинстве случаев это Data Matrix). Второй этап проходит на уровне логистики: отслеживается и фиксируется весь путь товара от завода до конечного магазина. Происходит смена прав собственности, которая фиксируется в системе маркировки. Третий этап: товар выкладывается на полки только после сканирования кода. Четвертый этап: кассир считывает 2D-сканером код марки с товара и формирует чек. ОФД сообщает в систему маркировок информацию о том, что продукт выходит из оборота.

Вы бы могли простыми словами объяснить, что значат все эти пугающие аббревиатуры: ЭДО, GTIN, ОФД?

На самом деле в них нет ничего пугающего. ЭДО — электронный документооборот, обмен между компаниями документами по интернету; заменяет собственноручную подпись руководителя на бумаге.

GTIN — международный код маркировки и учёта логистических единиц. Это своего рода паспортные данные конкретного товара, зашифрованные в цифровую комбинацию. По ней можно легко понять, к какой товарной позиции относится определенный продукт и в какой стране он производится. Причем эта система универсальна во всём мире.

ОФД — оператор фискальных данных, то есть юридическое лицо, созданное для приёма, обработки, хранения и передачи фискальных данных в Федеральную налоговую службу России.

Может ли бизнес заниматься торговлей, не используя маркировку?

Как я уже сказал выше, количество категорий товаров, требующих маркировки, увеличивается постепенно. На данный момент есть определенный перечень, торговля продукцией из которого без маркировки будет приравниваться к продаже контрафакта, — такие предприниматели будут привлекаться к административной и уголовной ответственности. Поэтому на данный момент допустим товарооборот других категорий без маркировки. Но учитывая намерения правительства, со временем контроль станет жестче, именно поэтому бизнесу, в частности малому, стоит модернизировать внутренние процессы уже сейчас и перестроить свое мышление, что выгоднее и безопаснее честно вести бизнес, а не пытаться «обхитрить» потребителя и государство.

Какие меры нужно предпринять продающим компаниям, чтобы соответствовать требованиям? Как вы и ваша компания могут в этом помочь?

Сперва нужно наладить электронный документооборот (ЭДО) — приобрести соответствующее оборудование, которое сможет сканировать все QR-коды. Если техника в магазине обновлялась недавно, то, возможно, дополнительные траты не потребуются. Но, например, устаревший 1D-сканер уже не подойдет.

Далее нужно выбрать поставщика ПО и кассового оборудования. Важно удостовериться в том, что выбранный вариант корректно взаимодействует с ЦРПТ и передает необходимые сведения в общий реестр.

Для человека, который ранее этим не занимался, всё может показаться сложным и пугающим. Поэтому я бы рекомендовал обратиться к интеграторам, которые специализируются на продаже и настройке соответствующего оборудования и ПО под ключ. Это снизит вероятность того, что какие-то параметры будут считываться некорректно, и исключит конфликты между программным обеспечением кассира, товароведа и установленным на их рабочих местах оборудованием. А если что-то пойдет не так — будет доступно гарантийное обслуживание и сервисная поддержка.


Как вы и ваши клиенты пережили карантин? 

Всем бизнесам было тяжело, и мы не исключение. Поддержку никто не давал, сервис и ремонты невозможно перевести на удаленный режим работы априори. Среди наших клиентов есть продуктовые магазины, аптеки, больницы и поликлиники, в которых стоит наше оборудование и ПО. А любое оборудование требует обслуживания и поддержки.

Мы оформляли пропуска, наши инженеры ответственно ездили и поддерживали в это непростое время своих клиентов, которые обслуживали население. Офис максимально перевели на дистанционный режим работы. Наша клиентская база насчитывает около шести тысяч клиентов, мы смогли выслушать сотни баек и историй, получить широкую обратную связь обо всех болях предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и предоставлением услуг физическим лицам.

Всех, можно сказать, колбасило. В первую очередь данный кризис показал уровень предпринимательской культуры в нашей стране: кто-то боялся, а кто-то считал, что это шанс хапнуть побольше здесь и сейчас.

А как решались все эти навалившиеся проблемы?

Я расскажу несколько кейсов, которыми со мной и менеджерами компании поделились клиенты, о мерах и методах прохождения кризиса, предварительно субъективно разделив их на несколько категорий.

«Это бизнес — ничего личного». Некоторые просто умышленно увеличили кредиторскую задолженность и перестали платить по счетам, сменили гендиректоров и учредителей на отпетых юристов или бомжей, тем самым кинули своих контрагентов на деньги и ушли в тень.

«Барыги». Продуктовые магазины, которые поймали момент весной 2020 года, когда гречка, крупы, мыло и прочие товары первой необходимости стали повышаться в их закупочной стоимости на 15–20 %, скупили остатки у оптовиков и сделали маржу в 200–300 %. Таким образом обычный продуктовый магазин за неделю карантина приносил своим хозяевам месячную прибыль.

«Я из 90-х». Эта та категория, которая не упустит возможности нелегального заработка и нехитрых оптимизаций. К ним относятся как производители маркированного товара, так и розничные магазины, которые реализуют этот контрафактный или неучтенный товар.

«Черные оптимизаторы». Многие предприниматели сняли кассы с налогового учета, оставили только одну, по которой пробивают оплату банковскими картами. Всю наличку проводят по старинке — мимо кассы.

«Интеллигенты». Те, кому совесть и воспитание не позволяют нарушать закон, несут тяжелый груз предпринимательства, зарабатывают меньше, чем «барыги» и братки с рынка или с менталитетом из девяностых. Они экспериментируют и находят снижение себестоимости в автоматизации бизнес-процессов, разработке новых продуктов и услуг, которые могут вытянуть бизнес из кризиса.

Как вести бизнес дальше?

Я считаю — ответственно и интеллигентно, создавая новые продукты и услуги, которые упростят жизнь предпринимателям и полностью автоматизируют их бизнес-процессы. Предпринимателям следует современно смотреть на изменяющиеся условия рыночных отношений и соответствовать изменениям: оцифровывать своих клиентов, быть с ними в онлайне, развивать доставки — как собственные, так и в партнерстве с разными сервисами доставок. У нас, в свою очередь, богатый опыт IT-решений, и мы всегда найдем оптимальные возможности для развития бизнеса клиентов.

«Смартика.РФ» — сервисный партнер компаний «Атол», «Эвотор», Mercury, «Штрих-М» и автоматизатор кассового, товароучетного  и складского программного обеспечения на платформе «1С». Партнер «Сбера», а также операторов фискальных данных TaxCom, «Платформа ОФД», OFD.RU, «Тензор» и других. Компания предлагает готовые решения для автоматизации розничной торговли HoReCa и складов. В каталоге представлен обширный ассортимент оборудования разного уровня: кассовая техника, POS-оборудование и периферия, различные комплектующие, банковское и торговое оборудование, расходные материалы, программы «1С».

Узнать больше об услугах «Смартика»

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)