Современная культура породила чудовищный хаос, который выражается в огромном потоке вариативности желаний. Такая ситуация чем-то напоминает гигантский гипермаркет, куда ты отправляешься за рулонами туалетной бумаги, но, пройдя по внушительным коридорам, покупаешь все что угодно, кроме этой самой туалетной бумаги. Ты уже забыл, что хотел взять, твое желание забилось яркими предложениями, акциями и скидками, которые въелись в мозг и заставили поступить согласно воле владельца заведения, а не своей. Как, в такой страшной реальности, вообще можно следовать своим желаниям? Об этом и будем размышлять.
Ты — это то, чего ты хочешь
В человеческой истории не было такого периода, когда человеку легко удавалось следовать своим истинным желаниям. Социальные, религиозные, политические, экономические ограничения — этого добра было навалом всегда, даже во времена племенного строя. Но сегодня мы живем в тот век, когда следовать своим мечтам особенно трудно.
Обратная сторона развития человечества — это отсутствие доминирующей, целостной культуры. Вместо этого нам предлагается множество вариантов, миллионы разных образов жизни и убеждений. Мы можем примерять на себя все подряд, так и не найдя подходящего. Миллионы рекламодателей и авторов (даже мы, друг мой) разрывают друг другу глотки в борьбе за тебя и твои убеждения. Человек находится под постоянным общественным и информационным давлением.
Сегодня люди не имеют достаточной силы воли, чтобы разобраться во всех представленных вариантах и они выбирают те, которые ориентируются на самые низменные пристрастия (секс и еда) или на самые привычные мотивы (власть, слава, богатство). Почему так происходит? Просто мы живем, как и ранние стоики, в эпоху аномии.
Социальные структуры до сих пор не отрегулированы как надо, направление не задано и нам, людям, приходится либо выдумывать что-то новое, либо крепко держаться за мертвые взгляды.
Стоики, которых мы упоминали выше, пытались вернуться к основополагающим принципам жизни, чтобы заново узнать те вещи, которые по-настоящему важны в ней. Прежде всего, они спросили себя: чего мы хотим хотеть? Их опыт позволяет говорить о том, что и у нас есть все возможности решить проблему разбитости смыслов, перестроить систему, которая снова начнет процветать, обретет стержень, хотя бы в рамках одного человека — тебя.
Благо не в том, чтобы жизнь была долгой, а в том, как ею распорядиться: может случиться, да и случается нередко, что живущий долго проживает мало.– Сенека –
Когда Джек Лондон и его жена готовились совершить морское путешествие на небольшом корабле, друзья называли их сумасшедшими. Они не понимали, зачем Лондону подвергать себя опасности, ведь можно было остаться на суше, пойти по «пути наименьшего сопротивления».
Его отговаривали, но знаменитый писатель не стал слушать своих приятелей. Он сказал: «Мое последнее слово — это мне нравится. Это желание лежит вне философии и пускай мне будут говорить, что я должен сделать, я буду говорить, что мне нравится другое и делать именно это. Вот почему я построил корабль. Вот почем я совершу плавание. Мне это нравится, вот и все».Очевидно, что его морское приключение было личным выбором, который идет вразрез с «путями наименьшего сопротивления». Однако весь смысл в том, что наши собственные желания в состоянии сами эти пути проложить, в обход логики, морали и мнению всех заинтересованных и незаинтересованных сторон. Желания похожи на каналы, который прорезают ландшафт твоей жизни; вода (твое поведение) будет автоматически поступать в определенные каналы, которые направлены определенным образом. Если ты живешь пассивно, то эти каналы состоят из бессмысленных попыток сделать все, как у всех. Хорошая новость заключается в том, что эти каналы могут быть высечены намеренно, изменены; ты можешь создавать новые проводники энергии, которые начнут течь в направлении твоего собственного выбора.
Не так просто изменить свое мышление и освободиться от пут собственной культуры и биологической потребностей. Но это возможно сделать. По этой теме есть много интересного материала у Конфуция, древнекитайского философа, так актуального в наше время. О себе он говорил следующее: «В пятнадцать лет я посвятил свой ум учебе, в тридцать я занял свое место в обществе, в сорок лет я освободился от сомнений, в пятьдесят я понял небесный мандат, в шестьдесят лет мой слух был, наконец, настроен, и в семьдесят лет я мог следовать своему сердцу, не нарушая границы приличия». Вероятно, мы никогда не достигнем конечной точки, которую описывает Конфуции. Но прогресс более чем возможен.
Как узнать, чего ты хочешь, и действительно ли хочешь этого
– Жан-Поль Сартр –
Как только ты поймешь, что ты не то, чего ты хочешь, то, друг наш, ты получаешь возможность перепрограммировать свой «сюжет». Твоя задача обнаружить, чего ты хочешь хотеть. Это можно сделать двумя способами: 1) экспериментировать и проводить опыты над своей жизнью; 2) окружить себя людьми, которые хотят того же.
Непосредственный опыт
Мы страдаем в первую очередь не из-за пороков и слабостей, а потому, что жизнь наша насыщена иллюзиями. Именно они нас преследуют, те самые картинки, которые заменили объективную реальность. Мы пожираем глазами и ртом удовольствие, которое подкидывают в нашу стороны гончие ада, пока жизнь проходит мимо. А где проходят настоящие дела? За кулисами, друг, за кулисами.
Когда мы желаем чего-то, то чаще всего видим не конкретную вещь, а ее абстракцию, искажение навеянное рекламой и общественным мнением, которое мозгом воспринимается как нечто обыденное и правильное. Мы не видим суть. А если мы ее не видим, то не можем говорить об истинном желании, понимаешь?
В этом плане нам может помочь непосредственный опыт, ведь сама жизнь — это большой такой опыт, в котором без экспериментов не обойтись и чем больше их будет, тем лучше.
Акцентируй свое внимание на реальных действиях, переживаниях, а не на фантазиях. Наша способность красочно представлять будущее, практически бесполезна в рамках понимания своего предназначения. Потому что наша фантазия столь велика, в ней так много вещей, что как только мы начинаем ею руководствоваться, то сразу же падаем лицом в грязь.
А вот опыт позволяет совершать те действия, которые напрямую связаны с реальностью, которая, в свою очередь, является лучшей формой защиты против того, чего мы не хотим. Так что, вместо того, чтобы тратить бесценное время на создание образа, представляя себя похожими на каких-то выдуманных, вымышленных и легендарных персонажей, лучше всего смотреть на правду, которая нас окружает здесь и сейчас. Попробуй принять такую позицию, чтобы увидеть реальную картину мира.
К примеру, ты уверен, что хочешь стать актером. Ты любишь кино и хочешь связать с ним свою жизнь. Но это все пустые фантазии до той поры, пока ты не начнешь брать уроки актерского мастерства, ходить на прослушивания и играть в нелепых постановках захолустного театра. Не нравится тысячекратное повторение сцен, крики постановщика и психологическая перегрузка? Значит, ты не хочешь стать актером и это не твоя мечта.Непосредственный опыт помогает сфокусироваться на своем предназначении, истинном желании. Сверкающий путь может выглядеть лучше на первый взгляд, пока ты не начнешь по нему ходить. Многие детали скрыты от наших глаз, особенно, когда общую картину мы видим в своих мечтах, а не в реальности. И мы разбиваемся об эти проблемы, с которыми сталкиваемся на этом пути, потому что не готовы, потому что видим абстракцию, а не реализм. Но когда ты сосредоточен на реальной работе, то необходимость в фантазиях исчезает.
Стремление к экспериментам, опыту — это спасение, которое позволяет прогонять через себя множество сценариев жизни, из которых ты обязательно найдешь свой. Это первые шаги, которые ты должен сделать, если жаждешь раскрыть свой потенциал и понять свои желания.