В любых взаимоотношениях между людьми рано или поздно возникают ситуации, когда кто-то сталкивается с неудобствами. Тебе может не нравиться то, как к тебе относится человек, какие темы он поднимает в беседе с тобой, как он себя ведет и так далее. Это не показатель того, что ты ошибся в своем выборе или требуешь от окружающих слишком многого. То, что тебя что-то не устраивает, значит лишь одно: необходимо поговорить с человеком, рассказав ему о том, что тебя задевает или злит, и попросив пойти на компромисс, чтобы вам двоим было комфортно продолжать общение далее.
Однако на практике для некоторых людей оказывается гораздо проще сохранять молчание, даже если негативные эмоции зашкаливают. Ты можешь бояться, что человек поймет тебя неправильно, разорвет с тобой общение или проигнорирует твою просьбу. Какой бы ни была истинная причина твоего молчания, необходимо как можно быстрее начать разбираться с проблемой. Благо, механизм ее решения во всех случаях один и тот же. Сегодня мы собрали для тебя несколько шагов, следуя которым, ты, наконец, перестанешь молчать о том, что тебя не устраивает.
1. Перестань думать о том, как тебя воспримут окружающие
Одна из главных причин, по которым ты можешь сохранять молчание долгие месяцы, а то и годы, несмотря на возможные неудобства – переживания насчет того, как тебя воспримут окружающие. Особенно если у тебя в прошлом уже был негативный опыт: твои слова и эмоции обесценивали, тебя упрекали в том, что ты слишком эмоциональный, или стыдили за то, что тебя что-то не устраивает в общении. Но ты должен принять одну простую вещь, которая позволит тебе избавиться от большинства страхов: те, кто не хочет признавать свои ошибки, всегда будут искать способ оправдать себя. И порой ради этого они готовы на все, в том числе убедить тебя в том, что твои претензии необоснованы.
Всегда есть риск того, что твои слова проигнорируют или попытаются обернуть против тебя. В таком случае тебе не нужно учить человека, как правильно вести себя с тобой. Просто сделай соответствующие выводы и избавь себя от необходимости продолжать общение с тем, кто не собирается относиться к тебе уважительно.
2. Говори о своих чувствах, а не высказывай обвинения
Сказать о том, что тебя не устраивает, можно по-разному. Кто-то предпочитает агрессивно нападать на человека, сразу же обвиняя его в том, что он делает что-то не так. Такое поведение воспринимается негативно, и собеседник начнет обороняться. В таком случае конструктивного диалога не случится, и проблема останется нерешенной.
Поэтому лучше прибегнуть к другой стратегии – стратегии “Я” сообщений. Она подразумевает транслирование собеседнику своих чувств и эмоций. Например, вместо того, чтобы указывать человеку на его ошибки, ты можешь сказать, какие эмоции у тебя вызвал тот или иной поступок. Люди гораздо более охотно будут обсуждать с тобой проблемы тогда, если ты не будешь ставить их в позицию виноватых.
Навыки, которые помогут тебе не выходить из себя во время конфликта
3. Всегда аргументируй свои слова
Если тебя что-то не устраивает в общении, будь готов объяснить человеку, что именно в его поведении вызывает в тебе негативные эмоции. Причем все твои слова должны быть обоснованными. Учись выделять причинно-следственные связи: когда тебя спросят, что именно тебе не нравится и почему, тебе необходимо будет дать четкий ответ, без лишнего негатива или пространных высказываний.
Иногда, чтобы человек понял свои ошибки, тебе нужно объяснить ему, как ты воспринимаешь его слова или действия. Все мы имеем разный накопленный опыт, разное мышление и мировосприятие, поэтому не спеши с обвинениями – лучше постарайся помочь человеку встать на твое место и рассмотреть ситуацию с другого угла. Это также будет полезно, чтобы в будущем улучшить ваше взаимодействие.
4. Не откладывай разговор на потом
Ты можешь считать, что для разговора о чем-то малоприятном нужно подбирать подходящее время. На самом деле лучшее время для обсуждения – это тот самый момент, когда ты почувствовал дискомфорт в общении. Если ты понимаешь, что тебя что-то не устраивает в твоих взаимоотношениях с человеком, сразу же говори ему об этом. Не стоит ждать, пока вы закончите беседу, пока вы оба будете в лучшем настроении или пока твои эмоции утихнут. Постоянное откладывание на потом только увеличит количество недосказанности, и в любой неподходящий момент ты можешь взорваться и выплеснуть все свои претензии в грубой форме. Причем контролировать себя будет практически невозможно, ведь градус напряжения достигнет критической отметки.
Приучи себя решать проблемы по мере их поступления. Если тебе что-то не нравится – скажи об этом. Пусть это будет некстати или вызовет у человека неприятные эмоции, зато тебе не придется притворяться, что с тобой все в порядке и тебя все устраивает. Чем раньше ты обратишь внимание собеседника на имеющуюся проблему, тем легче будет ее уладить. А вот конфликт, назревавший долгое время, вполне может разрушить ваше общение.
5. Предлагай возможные решения проблемы сразу
Сказать о том, что тебя не устраивает, – это лишь первый шаг к решению проблемы. Твой собеседник должен понимать, как сделать так, чтобы ты мог чувствовать себя комфортно во время общения с ним. Чтобы урегулировать конфликт, можно сразу же предложить человеку несколько вариантов решения проблемы. Причем все предложенные тобой способы должны подразумевать, что вы оба пойдете на компромисс. Так никто из вас не будет чувствовать себя ущемленным и обделенным.
Если ты понятия не имеешь, как разрешить проблему, возникшую между тобой и твоим собеседником – не спеши высказывать претензии. Лучше сделай паузу и возьми немного времени, чтобы подумать над этим. Разговоры о том, что тебя не устраивает, должны быть продуктивными. Если же у тебя нет ни одного рабочего способа решить конфликт, наивно полагать, что ваша беседа приведет к каким-то результатам.